Фома Аквинский полагал, что насильственная ликвидация тирании всегда чревата:
а) либо ее ужесточением («может случиться, что те, кто действует против тирана, не смогут победить, и... уязвленный тиран будет бесчинствовать еще сильнее»);
б) либо срывом общества во внутренние раздоры, утратой обществом единства (если «против тирана восстанет тот, кто может победить, от одного этого в народе возникают тягчайшие распри: или когда множество поднимается на тирана, или когда после низвержения тирана оно разделяется на части, споря относительно порядка управления»);
в) либо случается, «что, когда с чьей-либо помощью множество изгоняет тирана, другой, получив власть, устанавливает тиранию, и, боясь претерпеть от другого то, что он сам сделал с предшественником, подавляет подданных еще более тяжким гнетом». «Когда-то в Сиракузах, в то время как все желали смерти Дионисия, некая старуха долго молилась о том, чтобы он был невредим и пережил бы ее. Узнав об этом, тиран спросил ее, почему она это делала. Тогда она сказала: "Когда я была девочкой и у нас был грозный тиран, я желала его смерти. Он был убит, и ему наследовал другой тиран, еще суровее; и когда его власть кончилась, я считала, что он был много суровее. Ты – третий, и теперь мы понимаем, что ты намного более суровый правитель. Так вот, если ты будешь уничтожен, еще худший займет твое место"».
Убийство тирана, подчеркивал Фома Аквинский, не соответствует апостольскому учению: апостол Петр считал, что нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым господам.
Кроме того, полагал Фома Аквинский, для общества представляет опасность чья-либо самочинная решимость насильственно устранить тирана: такому риску подвергают себя обычно дурные люди, для которых «правление царя обычно бывает не менее тяжелым, чем правление тирана», и поэтому «для множества следствием этой попытки будет скорее потерять царя, чем средство спастись от тирана».
|
Однако, при определенных обстоятельствах и условиях Фома Аквинский допускал тираноубийство. Как он обосновывает право устранения тирана? Приведите примеры реализации этой идеи на практике.
Задание 4.
1) По мнению Н. Макиавелли, у народов есть три пути увеличения своего внешнего могущества: союз равносильных государств, главенство над союзниками и совершенное покорение других народов.
Какой из этих путей он считает лучшим, какой – худшим и почему? Объясните почему. Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры из истории.
2) Раскройте понятие иджтихада. Покажите его роль в формировании основных мазхабов. Проведите различия между религиозно-правовыми школами в суннизме. Покажите влияние иджтихада на эволюцию исламской политико-правовой мысли.
Задание 5. Напишите эссе на одну из предложенных тем
1. Основные положения государственно-правовой теории томизма, его роль в становлении официальной идеологии католической церкви.
2. Основные государственно-правовые проблемы в идеологии средневековых ересей, особенности еретической политической методологии.
3. Общее и особенное в политико-правовой идеологии Западной Европы, Византии и Арабского Востока.
Тема 3. Политические и правовые учения
Нового времени (XVII – XVIII вв.)
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1. С помощью какого критерия, по мнению Дж. Локка, должен разрешаться конфликт между исполнительной властью и народом?
|
2. Какова, по Ш.Л. Монтескье, цель законов о воспитании в условиях монархии, республики и деспотии?
3. Как объясняется свобода, согласно политическим учениям Нового времени?
4. Кто из российских просветителей второй половины XVIII века критиковал самодержавие?
Задание 2.1. Дайте определение следующих понятий в контексте их значения в изучаемую эпоху:
Просвещение
Буржуазия
Законность
Веротерпимость
Конституция
Задание 2.2. Решите тесты
1. Последоговорное право гражданина Б. Спиноза называл:
а) частным гражданским правом;
б) частным государственным правом;
в) публичным гражданским правом;
г) позитивным частным правом.
2. Как определял закон Ш.Л. Монтескье:
а) как внутреннее определение самой природы;
б) как внешнее предписание имеющего власть;
в) как правило и мерило действий;
г) как пространство «внешней свободы» человека.
3. Кто из мыслителей Нового времени определял естественное состояние человеческого общества как «войну всех против всех»:
а) Т. Гоббс;
б) Дж. Локк;
в) И. Кант;
г) Ж.-Ж. Руссо.
4. Естественными, неотчуждаемыми правами человека Дж.Локк считал:
а) свободу, равенство, братство;
б) жизнь, свободу, стремление к счастью;
в) жизнь, свободу, собственность;
г) труд, счастье, справедливость.
5. Источником естественного права Г. Гроций считал:
а) ветхозаветные постановления;
б) новозаветные постановления;
в) разумную природу человека;
г) человеческую волю.
6. Установите соответствие между мыслителем и политико-правовой доктриной:
|
1. Джон Локк | теория общественного договора |
2. Жан-Жак Руссо | школа естественного права |
3. Томас Гоббс | полицеизм |
4. Яков Бильфельд | раннебуржуазный либерализм |
5. Гуго Гроций | теоретик политического абсолютизма |
Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1 – 3.
Ж.Ж. Руссо: истинным основателем гражданского общества был тот, кто «первый. напал на мысль, огородив участок земли, сказать: "Это – мое" и кто нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить». Введение собственности было одновременно введением в человеческое общество неизвестных ему дотоле насилий, взаимного истребления, антагонизма. «От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: "Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля – никому!"».
Но этого избавления не последовало. Между людьми возникло неравенство богатых и бедных. Чтобы защитить себя от нападок бедных, богатые изобрели способ обратить в свою пользу сами силы противников: они убедили бедных объединиться для водворения мира и защиты прав всех и каждого. «Таково было или должно было быть происхождение общества и законов, которые наложили новые оковы и дали новые силы богатым, которые безвозвратно уничтожили естественную свободу, упрочили навсегда закон собственности и неравенства, которые из ловкого присвоения сделали неприкосновенное право и для пользы немногих честолюбцев обрекли навеки человечество на труд, рабство и нищету».
Дж. Локк: собственность имеет нравственно-религиозное основание. Бог изначально дал мир в пользование всем людям сообща и наделил их рассудком, чтобы они «наилучшим образом и с наибольшим удобством могли пользоваться жизнью». Поэтому стихийные порождения природы принадлежат человечеству, и в естественном состоянии не существует частной собственности. Но одновременно «пользование» («использование») предполагает необходимость наличия «средства присвоения»: дабы плоды или оленина, которыми питается «дикий индеец», не знающий, что такое огораживание, и остающийся общинником, могли пойти на поддержание его жизни, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью его собственной личности, и чтобы никто другой не имел на них никакого права.
«Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав». Поэтому «труд его тела и работа его рук по самой природе вещей принадлежат ему»: эти труд и работа создают разницу между вещами, к которым он и приложены, и общим владением, они прибавляют «к ним нечто большее, чем то, что природа. сотворила; и, таким образом, они стали его частной собственностью». Иными словами, частная собственность – это то, что выделяется из собственности общей в результате приложения трудового усилия личности, ее способностей, навыков и энергии к вещам природы. «Трава, которую щипала моя лошадь, дерн, который срезал мой слуга, и руда, которую я добыл в любом месте, где я имею общее с другими право, становятся моей собственностью без предписания и согласия кого-либо. Труд, который был моим и который был затрачен на то, чтобы извлечь их из того состояния общего владения, в котором они находились, утвердил право собственности на них».
1) Сравните две точки зрения на право частной собственности. Определите сущность права частной собственности по мнению Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.
2) Чьи аргументы Вы считаете более убедительными?
3) Объясните, какова роль права частной собственности в системе прав человека и гражданина в современном мире.
Задание 4.
Ш.Л. Монтескье рассматривал существующие формы правления в контексте их способности гарантировать политическую свободу. Он различал два аспекта политической свободы – институциональный и личностный. В чем суть этих аспектов политической свободы и как они связаны друг с другом? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами из политической практики Франции XVIII в., когда жил Ш.Л. Монтескье, и современной России.
Задание 5. Напишите эссе на одну из предложенных тем
1. Личность и право в Новое время.
2. Факторы, определившие содержание учения Дж. Локка о государстве и праве.
3. Руссоизм и его историческая судьба.
Тема 4. Политические и правовые учения в Европе в XIX веке
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1. Г. Гегель называл три гарантии от злоупотреблений чиновников. Какие именно?
2. Как трактует И. Кант закон нравственности?
3. Почему первоначально в политико-правовой мысли противопоставлялись идея социального государства и идея правового государства?
4. В чем имеется кардинальное отличие взглядов западников и славянофилов на политическую и общественную жизнь России?
Задание 2.1. Дайте определение следующих понятий в контексте их значения в изучаемую эпоху:
Законность
Право
Парламент
Почвенничество
Позитивизм
Либерализм
Задание 2.2. Решите тесты
1. Г. Гегель считал, что суверенитет государства наилучшимобразом и наиболее последовательно может быть осуществлен:
а) конституционной монархией;
в) аристократической республикой;
б) демократической республикой;
г) господской монархией.
2. Мерилом должного поведения человека И. Бентам считал:
а) соблюдение естественного закона;
б) соблюдение позитивного закона;
в) стремление к свободе и справедливости;
г) практическую личную выгоду.
3. Б. Констан считал, что современное государство должнобыть по форме:
а) аристократической республикой;
в) парламентской республикой;
б) конституционной монархией;
г) абсолютной монархией.
4. Источником права Дж. Остин считал:
а) Бога;
б) природу;
в) разум;
г) суверенную власть.
5. В чем проявилась либеральность взглядов М. М. Сперанскогго
а) государство должно опираться на общую волю народа;
б) предложения ликвидации крепостного права;
в) принцип подотчетности министерств законодательной власти;
г) все вышеперечисленные.
6. Установите соответствие между политико-правовой теорией и ее автором:
1. юридический позитивизм | Г. Спенсер |
2. анархизм | Ф. Лассаль |
3. социал-демократический социализм | Л. Гумплович |
4. революционно-утопический коммунизм | П. Прудон |
5. социология права | Дж. Остин |
6. Теория насилия | Г. Бабеф, О. Бланки |
Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1 – 2.
«Буржуазия определяет нравственную цель государства так: она состоит исключительно в охранении личной свободы и собственности индивидуума. Это идея ночного сторожа, господа, идея ночного сторожа потому, что государство представляется здесь только в образе караульщика, все назначение которого – предупреждать разбои и грабежи». Государство будущего должно ставить перед собой еще и социальные задачи. «Я приписываю государству высокую, великую задачу, – развить зародыши человечности, что оно делало от начала истории и будет делать во веки веков, я требую, чтобы оно, как орган всех, устроило своей благодетельной рукой жизнь всех» (Ф. Лассаль).
1) В чем недостатки современного буржуазного государства, по мнению Ф. Лассаля? Какие пути и средства он предлагает для их преодоления
2) Каким образом предложения Ф. Лассаля были реализованы в социалистических и буржуазных государствах в XX в.? Приведите примеры социальной ориентированности государства в правовой доктрине современных государств.
Задание 4.
По мнению М.М. Сперанского, политические права должны принадлежать только собственникам, так как люди, не имеющие собственности, не могут грамотно составлять законы и участвовать в государственных делах. Объясните позицию М.М. Сперанского. Согласны ли Вы с этими идеями? Приведите примеры, как в современном мире реализуются эти идеи М.М. Сперанского.
Задание 5. Напишите эссе на одну из предложенных тем
1. Западная традиция права в XIX в.
2.Либерально-демократические политико-правовые учения XIX в.: Б. Констан, И. Бентам, А. де Токвиль, Дж. С. Милль.
3. Позитивизм в праве и политике, его основные методологические и аксиологические принципы.
4. Абсолютная монархия в политико-правовой мысли XIX в.: плюсы и минусы
Тема 5. Политические и правовые идеи XX века
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1. В чем суть учения Л. Дюги о норме солидарности?
2. Какие социальные, экономические и политические факторы повлияли на эволюцию либерализма и консерватизма в XX в.?
В чем проявляется связь политико-правовой идеологии «новых левых» с марксизмом и фашизмом?
Задание 2.1. Дайте определение следующих понятий в контексте их значения в изучаемую эпоху:
Фашизм
Социализм
Эгалитаризм
Феноменология права
Сталинизм
Консервативный либерализм
Задание 2.2. Решите тесты
1. В чем сущность кейнсианской теории:
а) государство должно быть ограничено системой права;
б) государство не должно вмешиваться в сферу экономических отношений;
в) чтобы предотвратить бесконтрольное развитие рынка, следует ограничить спекуляцию на фондовых и валютных рынках, установив высокий процент налога на подобные сделки, а полученные средства вкладывать в производство и социальный сектор экономики;
г) все вышеперечисленные.
2. Что в себя включает идея государства всеобщего благоденствия:
а) сочетание рыночной экономики с государственным регулированием;
б) тенденция к расширению политических свобод;
в) демократизация политической жизни;
г) все вышеперечисленные.
3. Какие принципы составляли основу политической концепции Сунь Ятсена:
а) свобода, равенство, справедливость;
б) жизнь, здоровье, безопасность;
в) национализм, демократия, народное благоденствие;
г) мир, труд, солидарность.
4. Направление правовой мысли, изучающее юриспруденцию понятий, мир абстрактных категорий, схем, границы которого указаны в официальных актах государства:
а) юридический позитивизм;
б) теория естественного права;
в) социологическая юриспруденция;
г) психологическая школа права.
5. В основе марксизма в понимании И. В. Сталина лежит идея
а) построение коммунизма;
б) диктатура пролетариата;
в) демократизация общества;
г) союз пролетариата с другими слоями общества.
6. Установите последовательность появления концепций права в Советском государстве:
а) концепция различения права и закона
б) право как форма общественного сознания
в) пролетарское право
г) советское социалистическое право
7. Установите соответствие между определением права и его автором:
1. совокупность правовых норм, это иерархия норм | Р. Паунд |
2. совокупность психических переживаний долга и обязанностей | Ж. Маритен |
3. «общественное явление», «всеобщий регулятор поведения людей» | Л. Петражицкий |
4. «высокоспециализированная форма социального контроля» | Г. Кельзен |
Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1 – 2.
Известный американский философ и футуролог Ф. Фукуяма утверждает, что «за последние годы во всем мире возник небывалый консенсус на тему о легитимности либеральной демократии как системы правления, и этот консенсус усиливался по мере того, как терпели поражение соперничающие идеологии: наследственная монархия, фашизм и последним – коммунизм.... Либеральная демократия может представлять собой "конечный пункт идеологической эволюции человечества" и "окончательную форму правления в человеческом обществе", являясь тем самым "концом истории". Это значит, что в то время как более ранние формы правления характеризовались неисправимыми дефектами и иррациональностями, в конце концов приводившими их к крушению, либеральная демократия, лишена таких фундаментальных внутренних противоречий. Это утверждение не означает, что стабильные демократии, такие как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливостей или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства, а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя....С приближением конца тысячелетия на ринге остался единственный соперник, претендующий на потенциальную универсальность идеологии, – либеральная демократия, доктрина индивидуальной свободы и народоправства».
1) Согласны ли вы с такой точкой зрения? Аргументируйте позицию примерами из произведений современных российских ученых и политической практики.
2) В чем сила и привлекательность идеологии либерализма и в чем в то же время ее слабость, недостатки, на которые указывают ее оппоненты?
Задание 4.
Раскройте причины появления элитарных концепций государства в XX в. Объясните, почему представителей этих теорий обвиняли в приверженности к фашизму. Приведите примеры реализации элитарных теорий в организации государственного механизма и политической системы.
Задание 5. Напишите эссе на одну из предложенных тем
1. Неопозитивистская школа права в XX в., ее достижения и недостатки.
2. Теория «элитарной демократии»: идеи и реальность.
3. Неофрейдизм о природе человека и власти.
4. Государственно-правовые идеи в современной западной политологии и социологии.