Конспект урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 10.11.2020г.
Тема: «Общие сведения о пожаре и взрыве»
Цель: актуализировать знания о пожарах и взрывах.
Задачи:
- образовательные: дать понятие пожара и взрыва
- развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать, делать выводы; развивать культуру безопасного поведения обучающихся во время экстремальной ситуации; развивать навыки по определению потенциально опасных при пожарах и взрывах мест;
- воспитательные: развитие у учащихся чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей в случае возникновения ЧС; воспитание у учащихся психологической готовности к ЧС.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
III. Изучение нового материала.
Пожары и взрывы являются самыми распространенными чрезвычайными событиями в современном индустриальном обществе.
Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями происходят пожары и взрывы на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Взрыв – это быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающихся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого образуется и распространяется ударная волна, способная привести и приводящая к техногенной и чрезвычайной ситуации.
Характерные особенности взрыва:
- большая скорость химического превращения;
- большое количество газообразных продуктов;
- сильный звуковой эффект (грохот, громкий звук. Шум, сильный хлопок);
- мощное дробящее действие
В зависимости от среды, в которой происходит взрывы, они бывают подземными, наземными, воздушными, подводными и надводными.
|
Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения при взрывах могут доходить до нескольких километров.
Различают три зоны действия взрыва.
Зона 1 – зона действия детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.
Зона 2 Зона действия продуктов взрыва. В ней происходит полное разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.
Зона 3 – зона действия воздушной волны – включает в себя три подзоны: а-сильных разрушений, б-средних разрушений, в- слабых разрушений. На внешней границе зоны 3 ударная волна вырождается в звуковую, слышимую еще на значительных расстояниях.
Действие взрыва на здания сооружения, оборудование.
Небольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения больших размеров с легкими несущими конструкциями, значительно возвышающиеся над поверхностью земли. Подземные и заглубленные в грунт сооружения с жесткими конструкциями обладают значительной сопротивляемостью разрушению.
|
Разрушения различают - полные, сильные, средние и слабые.
Полные разрушения. В зданиях и сооружениях обрушены перекрытия и разрушены все основные несущие конструкции.
Восстановление не возможно.
Сильные разрушения. В зданиях и сооружениях имеются значительные деформации несущих конструкций, разрушена большая часть перекрытий и стен. Восстановление возможно, но нецелесообразно, так как практически сводится к новому строительству.
Средние разрушения. В зданиях и сооружениях разрушена часть внутренних перегородок, заполнения дверных и оконных проемов Возможны трещины в наружных стенах. Возможно восстановление.
Слабые разрушения. В зданиях и сооружениях разрушена часть внутренних перегородок, окна и двери. Оборудование имеет значительные деформации.
Пожаром называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М. В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что
горение — это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Поэтому, чтобы протекал процесс горения, необходимы следующие условия:
- наличие горючего вещества (кроме горючих веществ, применяемых в
производственных процессах, и горючих материалов, используемых в интерьере жилых и общественных зданий, значительное количество горючих веществ и горючих материалов содержится в конструкциях зданий);
- наличие окислителя (обычно окислителем при горении веществ бывает
кислород воздуха; кроме него окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул: селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота и химические элементы: фтор, бром, хлор);
|
- наличие источника воспламенения (открытый огонь свечи, спички,
зажигалки, костра или искры).
Отсюда следует, что пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из перечисленных условий.
Возможность возникновения пожаров в зданиях и сооружениях и в особенности распространения огня в них зависит от того, из каких деталей, конструкций и материалов они выполнены, каковы их размеры и планировка
Классификация веществ и материалов по группам возгораемости
Негорючее вещество (материал, конструкция) — неспособное гореть.
Трудногорючее вещество (материал, конструкция) — способное гореть под воздействием источника зажигания, но неспособное самостоятельно гореть после его удаления.
Горючее вещество (материал, конструкция) — способное гореть после удаления источника зажигания:
а) трудновоспламеняющееся — способное воспламеняться только под воздействием мощного источника зажигания;
б) легковоспламеняющееся — способное воспламеняться от кратковременного воздействия источников зажигания с низкой энергией (пламени, искры).
V. Первичное закрепление знаний.
Чтобы закрепить полученные на уроке знания, проведем тестирование и выберем на пять вопросов правильные ответы из предложенных вариантов.
Тест