Рассказ учителя. Изучение нового материала




Химия

Класс 04.11.14

Тема: Многообразие веществ. Металлы и неметаллы

Цель: ознакомить с распространением веществ в природе, дать первоначальную классификацию элементов на металлы и неметаллы, показать их расположение в периодической системе, перечислить их химические и физические свойства

Ход урока

1 организация класса

11 Актуализация опорных знаний

А) Сколько элементов находится в периодической системе?

Б) Какие элементы первыми стали известны человеку?

В) Почему веществ намного больше, чем элементов?

Г) Из каких частиц состоят вещества?

Рассказ учителя

Рассмотрим кристаллические решетки. Алмаз:в узлах решеток атомы карбона С, углекислый газ: в узлах решеток молекулы СО2, натрий хлорид: в узлах решеток катионы Na+ и анионы Cl-. Поскольку вещества могут состоять из отдельных атомов, молекул, или ионов, существует определенная классификация: молекулярные – из отдельных молекул:сахар, вода; немолекулярные – из атомов, ионов, др.частиц: графит, алмаз, все соли

Изучение нового материала

Строение вещества зависит от природы химических элементов, которые его образуют. Первая классификация по свойствам предусматривает их раздел на металлы и неметаллы. Свойства металлов: металлический блеск, серый цвет, твердые, электропроводимость. Пример – железо, магний, алюминий, цинк, медь. Свойства неметаллов: хрупкие, твердые или жидкие, разного цвета. Пример: сера, графит, йод, кислород, азот, фосфор, хлор, бром, кремний. Распространение элементов – в космосе больше неметаллов – водород, гелий. В земной коре больше неметаллов – кислород 47%, кремний – 27.6%. В воздухе неметаллы – нитроген, оксиген. Если посмотреть в периодическую систему условная черта от бора к астату разделяет систему на две части в нижней слева от диагонали металлы, в верхней части – неметаллы. Есть элементы имеющие свойства как металлов, так и неметаллов.

Закрепление изученного материала

Рассмотрите таблицу, предложите несколько примеров металлов и неметаллов

Д/з читать параграф 8, выполнить с 60 №59,60

Класс 04.11.14

Тема: Основания: их состав, названия

Цель: ознакомить с определением понятия основание, рассмотреть их состав, сформировать умение давать им названия и определять с помощью индикаторов, охарактеризовать их с точки зрения растворимости.

Ход урока

1 Актуализация опорных знаний

А) назовите известные вам классы органических соединений

Б)какие элементы металлические или неметаллические есть в кислотах?

В) какие меры безопасности следует соблюдать при работе с кислотами?

Изучение нового материала

Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп. Гидроксогруппа является одновалентной, поэтому число гидроксогрупп равно валентности металлического элемента. Названия оснований: первое слово гидроксид, второе – название металлического элемента. Например, NaOH – гидроксид натрия, Ca(OH)2 – гидроксид кальция. Основания можно выявить с помощью индикаторов

Индикатор Кислая среда Нейтральная среда Щелочная среда
Лакмус Красный Фиолетовый Синий
метилоранж Красный Оранжевый Желтый
фенолфталеин бесцветный бесцветный Малиновый

По растворимости: растворимые в воде и нерастворимые. Растворимые(щелочи) - LiOH,NaOH,KOH,RbOH,CsOH,Ca(OH)2,Sr(OH)2,Ba(OH)2. Нерастворимые -Al(OH)3,Fe(OH)2,Cr(OH)3. Щелочи являются едкими веществами: они разъедают кожу, древесину, бумагу, могут быть причиной ожогов кожи и слизистой оболочки. Если раствор щелочи попавший на кожу не смыть быстро водой, кожу разъест и может образоваться язва. Рекомендуется протирать обожжённый участок слабым раствором борной или уксусной кислоты.

Закрепление изученного

Составьте формулы гидроксидов калия, магния, лития, бария, алюминия. Выберите основания из списка: CO, SO2, KOH, HCl, Mg(OH)2, ZnO, Sr(OH)2, Fe(OH)3

Д/з читать параграф 11, выполнить с 55 №1-4

Класс 04.11.14

Тема: Классификация химических реакций по разным признакам. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о химических реакциях, развить умение и навыки определения химических реакций по уравнениям химических реакций, ознакомить с классификацией химических реакций по разным признакам

Ход урока

Актуализация опорных знаний

Беседа

- Что такое химическая реакция?

- что показывает химическая реакция?

Изучение нового материала

Классификация химических реакций по разным признакам:

А) по количеству исходных веществ и продуктов реакции: разложения – из сложного вещества образуется два и более простых 2NH3= N2+3H2, соединения – из двух и более простых одно сложное образуется S+O2=SO2, обмена – сложные вещества обмениваются своими составными частями KCl+HF=KF+HCl, замещения – атомы простого вещества заменяют атомы в сложном веществе Zn+2HCl = ZnCl2+H2.

Б) по тепловому эффекту: экзотермические – с выделением тепла CH4+O2=CO2+H2O+Q, эндотермические – с поглощением тепла N2+O2=2NO - Q

В) по наличию катализатора: каталитические – присутствует катализатор, некаталитические – отсутствует катализатор

Г) по обратимости: обратимые – реакция проходит как в прямом, так и в обратном направлении CO2+H2O= H2CO3; необратимые – реакция проходит только в одном направлении BaCl2+H2SO4= BaSO4 +2HCl



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: