Источниковедческий синтез.




Опираясь на результаты проведенного исследования, источниковед обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез.

Источниковедческий синтез – это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника.

На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа отдельных сторон произведения, отдельных комплексов социальной информации, полученный при исследовании его структуры и содержания. Произведение рассматривается не только в его непосредственной данности, как реально существующий объект, но более полно и более обобщенно, как явление культуры своего времени определенный социокультурной общности и народа.

Метод источниковедения – это источниковедческий анализ и источниковедческий синтез имеет целью воссоздать произведение как историческое явление и в этом смысле результат такого исследования самодостаточен.

Источниковедческий синтез, сосредотачивая внимание исследователя на воссоздании целостности произведения как явление культуры, открывает возможность широких культурологических компаративных исследований вовлекающих в поле изучения сходные явления культуры других времен и народов (особенно по таким признакам, как структура, функции, цел создание) В результате сравнительных исследований возникают возможности синтеза более высокого уровня, т.е. воспроизведение явлений общечеловеческой истории и феноменологии культуры. Аргументированная оценка значения источника дает обоснование для практических рекомендаций о возможностях его научно-практического использования. Это могут быть рекомендации по собиранию соответствующих источников, экспертизе ценности документов по их использованию в научно-исследовательской и другой работе. Практические рекомендации становятся наиболее убедительными в том случае если каждый из этапов, источниковедческого анализа, не только тщательно проведен, но и логически обоснован и четко изложен. Источниковедческое исследование имеет свою определенную логическую последовательность изложения. Примерная схема изложения результатов источниковедческого исследования такова:

1. Вводная часть исследования. Обосновывается тема исследования, характеризуются его методы, историография, формулируются задачи исследования.

Изучение вопросов, происхождение и авторство источников. Поэтому в ней могут даваться характеристики, исторических условий возникновения источника, автора создателя источника, истории текста и истории публикаций. Рассматривает вопрос об интерпретации источника.

2. Анализ содержания источника. В ней основное внимание уделяется полноте сведений источника и их достоверности. Выявлена фактическая информация, систематизируется и последовательно анализируется.

3. Заключительная часть. Она содержит оценку в значение исследуемого источника и практические рекомендации по его использованию.

Иногда небольшие по объему летописи чаще всего узкоместного или хронологически ограниченного характера называют летописцами (например: Рогожский летописец, летописец начала царств). Впрочем, из-за неопределенности понятия небольшой или большой объем их иногда могут называть и летописями. Чаще всего под летописью в исследования подразумевается комплекс списков объединяемых в одну редакцию (например: лаврентьевская летопись, ипатьевская летопись) при этом считается, что в их основе лежит общий предполагаемый источник. Каждый список по своему передает предшествующий текст, в большей или меньшей степени изменяя его, а именно искажая или исправляя текст. Летописание велось на Руси с 11-17 века. Поздние русские летописи 16-17 веков существенно отличаются от летописей предшествующего времени. По этому работа с ними имеет свою специфику. В то время летописание, как особый жанр исторического повествования угасало. Ему на смену приходили иные виды исторических источников. Период сосуществования этих видов источников характеризуется своеобразным размыванием видовых границ. Летописи все больше приобретают черты хронографического изложения. В свою очередь поздние хронографы могут включать в свой состав летописные материалы иногда даже фрагменты летописи. Еще в 19 веке было установлено, что практически все сохранившиеся летописные тексты являются компиляциями. По отношению к летописи свод более или менее гипотетический памятник. Иначе говоря свод это реконструкция текста положенного в основу всех летописных списков данной редакции. Такой предполагаемый исходный текст называется протографом. Иногда в основе теста списка летописи лежит несколько протографов, в таком случае принято говорить не о редакции свода, а о редакции летописи, т.е. речь идет о редакции редакции. Историки и литературоведы пришли к обоснованному выводу что существующие списки представляют собой не просто своды, а своды предшествующих летописных сводов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: