На фоне значительных социально-политических изменений, происшедших в России в 90-е годы, осуществляются кардинальные преобразования и в психологической науке.
С начала 90-х гг., а в отдельных случаях и несколько раньше в связи с уменьшением идеологического давления и контроля в науке, распространением демократических ориентации в обществе, расширением возможностей для изложения и отстаивания оппозиционных точек зрения развернулся процесс пересмотра, коррекции и критики исходных методологических и теоретических принципов, категорий, понятий психологической науки. Казалось бы, это должно было бы привести к разработке принципиально новых подходов и концепций в области методологии психологических исследований. Прошли «круглые столы», посвященные обсуждению вопросов значения марксизма в психологии, возможностям гуманистической парадигмы и ограничениям естественно-научной ориентации в изучении человека; был опубликован ряд проблемных статей на тему о нетрадиционных и даже новаторских подходах в изучении психических явлений. Безусловно, наличие самой возможности высказывания и обсуждения тех проблем, которые несколько лет назад считались запретными и не могли выступать предметом дискуссий или анализа, является и важным источником развития и наиболее значительным достижением современной психологии в России.
СЛАЙД
Но, несмотря на упразднение тех барьеров, которые мешали свободной, независимой от идеологии, творческой самореализации психологов, большинство психологических разработок продолжает опираться на методологические принципы, обоснованные еще в рамках советской психологии. Вполне вероятно, это обусловлено, в частности, тем, что творческий потенциал базовых положений советской психологии далеко не исчерпан.
|
Еще одной важной тенденцией современной психологии в России является принципиально иное распределение приоритетности фундаментальных и прикладных разработок в пользу последних.
В советской психологии авторитетность фундаментальных исследований была очень высока. Ученые, работавшие в этой области, пользовались поддержкой государственных структур, что находило отражение и в соответствующей оплате их труда, и в возможности более широких контактов с зарубежными коллегами, и в содействии публикациям через систему специализированных изданий и издательств. Это позволяло ученым, имеющим интерес и способности к исследованию фундаментальных проблем всецело посвящать себя изучению ключевых вопросов познания психической реальности.
Однако в связи с разрушением плановых начал в экономике, формированием чисто прагматических установок в обществе, обусловленных в значительной мере необходимостью «выживания» в условиях рынка, уменьшением финансирования фундаментальных исследований, появлением альтернативных государственным источников субсидирования прикладных разработок возможность сосредоточения психолога только на изучении фундаментальных (теоретических или теоретико-эмпирических) проблем фактически сведена на нет. Большинство ученых вынуждено переориентироваться на работу в области практической психологии. Более того, статус теоретической работы в среде молодых психологов стал достаточно низким. То, что всегда было сильной стороной советской психологической школы — серьезность и глубина теоретической проработки и обоснованности любых научных и практических выводов, наличие мощных теоретических концепций и высоко профессиональных специалистов именно в сфере теоретической и экспериментальной психологии — оказалось в значительной мере не нужным обществу. И сейчас психологи, занимающиеся фундаментальными исследованиями, часто не имеют возможности опубликовать их результаты и принять участие в международных научных встречах, т. к. финансирования академической науки хватает лишь на выплату более чем скромной заработной платы.
|
СЛАЙД
В российской психологии складывается, на наш взгляд, парадоксальная ситуация. Несмотря на необходимость фундаментальных разработок в связи с пересмотром методологических основ науки в соответствии с новыми жизненными реалиями, именно эта работа не только не является приоритетной ценностью у новых поколений российских психологов, но и игнорируется государством. К такому выводу можно прийти, сопоставив финансовую ситуацию, в которой находилась фундаментальная наука в советском государстве с современным низким уровнем ее финансирования. Это отражается и на проблематике психологических исследований. Сейчас уже мало кого привлекают изучение общепсихологических проблем и закономерностей, а также специализация в тех отраслях психологии, которые не могут обеспечить хотя бы необходимого прожиточного минимума ученому. А к ним относятся в первую очередь теоретические, фундаментальные, т. е. не прикладные исследования.
|
В связи с этим активно развиваются новые отрасли и направления психологии, которые являются прикладными. В качестве примеров можно назвать акмеологию и виртуалистику.
СЛАЙД
Акмеология. Общим для мировой и отечественной психологии обстоятельством, которое создало конкретную почву для акмеологических исследований, явилось перемещение проблемы совершенствования отдельной личности в область ее изучения в контексте жизненного пути.
Логическим результатом этого процесса стало оформление на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин новой фундаментальной, гуманистической, интегративной, практико-ориентированной науки о человеке – акмеологии, науки, изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Возникновение акмеологии знаменует смену парадигмы в развитии целого ряда наук, в научном мировоззрении и социальной практике – осуществляется переход от рассмотрения человека как некоторой производной общественных явлений к его пониманию как субъекта, личности, способной решать личные и общественно значимые проблемы.
СЛАЙД
Виртуалистика. Николай Александрович Носов, считающийся основателем виртуальной психологии, определяет виртуалистику как парадигматический подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как феномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Виртуалистика – это подход, который может быть использован в любой научной дисциплине.
Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей. Виртуальные реальности могут быть самой разной природы – психологическими, физическими, социальными, химическими, политическими и т.д.
Виртуалистика рассматривает виртуальную реальность как особый тип взаимодействия (виртуального) между разнородными объектами (располагающимися на разных иерархических уровнях). Примером такого рода объектов являются, например, виртуальные частицы в физике. Теоретическая модель виртуалистики представлена категориальной оппозицией «константность – виртуальность». Порождающая реальность называется константной, поскольку относительно виртуальной реальности она существует постоянно. Виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. Константная реальность первого уровня может «свернуться», став виртуальным объектом новой константной реальности. Количество порождений виртуальных реальностей, сворачиваний константных реальностей в виртуальные объекты и последующего их разворачивания в принципе не ограничено.
В массовом сознании термин «виртуальная реальность» ассоциируется, прежде всего, с компьютерами, но это лишь один из феноменов виртуальности, а не виртуальная теоретическая модель.
СЛАЙД
Можно отметить также формирование целой сети психологических отраслей и специальностей, таких как:
· инженерная психология в рамках технических наук, состоявшаяся именно благодаря фундаментальным инженерно-психологическим работам Б. Ф. Ломова;
· клиническая психология в системе медицинских наук;
· социальная психология в системе социологической науки;
· «психофизиология», имеющая сегодня особые позиции благодаря вхождению в структуру сразу трех наук: психологических, медицинских и биологических.
В то же время отмечается определенный «бум» на разработки в области конкретной психодиагностики, психотерапевтической и психоконсультационной практики.
Более того, если раньше научные психологические коллективы или отдельные ученые самостоятельно планировали тематику проводимых исследований, ориентируясь на собственные интересы и степень подготовленности к их решению, то теперь складывается принципиально иная ситуация. Все в большей мере финансирование научных исследований осуществляется целевым образом, не из государственных источников, а из различных фондов (в том числе и частных), конкретными организациями и т. д. В силу этого многие специалисты вынуждены включаться в разработку проблем, исходя лишь из интересов заказчика. Выбор проблематики теперь во многом определяется не внутренней логикой развития психологической науки, а сиюминутными социальными, экономическими, политическими задачами. В итоге происходит переориентация ученых с решения важных, с точки зрения науки, фундаментальных, но недостаточно обеспеченных финансами проблем, на разработку ситуативных прикладных, но хорошо финансируемых задач.
СЛАЙД
В связи с этим возникают новые отрасли, направления психологии, такие как психология рекламы, бизнеса, имиджа, безопасности жизнедеятельности, психология духовности, уже известная нам акмеология, а также суицидология и психология наркозависимости. (Начиная с 80-х годов, российское общество столкнулось с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Имеется в виду стремительное распространение наркомании и вовлечение в сферу потребления наркотических веществ детей подросткового и юношеского возраста. Было написано множество работ по этой тематике, все они были направлены на улучшение работы с семьями наркозависимых подростков, а также процесса терапии созависимости и разрушения психологической зависимости в структуре наркоманического синдрома).
СЛАЙД
Характеризуя в целом общее состояние психологии в России в настоящий момент, мы должны обозначить его как переходный период от устойчивой, унифицированной и моноструктурированной системы к новой, построенной на принципиально иных основаниях.
Наиболее существенные особенности этой новой системы:
· Научно-практическая и прикладная ориентированность психологических исследований. Усиление связи с практикой и ее ориентирующей роли в развитии научно-исследовательской деятельности, что обусловливает интенсивное развитие таких отраслей и проблем, как практическая психология, психодиагностика, психотерапия, прикладные отрасли социальной психологии;
· Расширение проблемного поля исследований;
· Усиление тенденций к внутринаучной рефлексии и активное освоение опыта зарубежной психологии;
· Увеличение числа междисциплинарных комплексных исследований;
СЛАЙД
· Лидирующее положение такой фундаментальной отрасли, как общая психология, что свидетельствует о сохранении тенденции к фундаментальности научных разработок и системному строению психологии;
· Плюралистичность в выборе исходных теоретико-методологических оснований;
· Многообразие форм профессиональной подготовки психологов и применения их знаний и умений;
· Более узкая специализация психологов;
· Достаточно жесткая детерминация тематики психологических исследований со стороны запросов общества;
· Появление и развитие социально-детерминированного блока отраслей — психологии рекламы, бизнеса, имиджа, безопасности жизнедеятельности, а также психологии духовности, акмеологии, суицидологии, психологии наркозависимости и других;
· Прагматизация взглядов психологов относительно своего будущего в психологическом сообществе.
Литература:
· Мироненко И.А. Российская психология в пространстве мировой науки. — СПб.: Нестор-История, 2015 — 304 с.
· Пронин М.А. Виртуалистика // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков.- М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер», 2006. – С. 105.
· Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: учебное пособие / Абульханова-Славская К. А., Анцыферова Л. И., Брушлинский А. В., Знаков В. В., Кольцова В. А., Олейник Ю. Н., Тугайбаева Б. Н. Под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.
· Селезнева, Е.В. Общая акмеология: учебное пособие / Е.В. Селезнева; под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2009 – 206 с.