Как сердце мальчика познало стыд и боль




Стихи и проза

Михаила Александровича Букатина


Стихотворения

***

Во мне в движенье духи злые

Стремятся в зло упеленать,

А правды ангелы святые

Со мной срослись. Их не отнять!

 

В сознанье скопище отметин

Как память о прошедшем дне.

Из детских лет привет не светел,

Но с светом он един во мне.

 

Лихая боль взметает тучи

Иссиня-чёрных, вражьих стрел,

Но знаю я: ты мой попутчик,

Что волю к светлому воспел.

 

***

Я каждый день настраиваю струны,

В дыханье - пепел, на душе - тепло,

Да избежать влияния фортуны

Мне правда скоро суждено.

 

Дорога вверх луною серебрится,

Под лунным сумраком тернистый путь сокрыт...

Всхождение когда-нибудь свершится

И новая звезда на небо воспарит.

 

***

Когда душа минует годы

И в думу не страшится обратиться,

Она свой взгляд на прошлые невзгоды

Бросает с тем, чтоб в нынешнем светиться.

Светиться опытом, терпеньем,

Гореть с пороками борьбой.

Быть может, идеал всё это,

Но храбрецов удел такой -

Достойным быть добра и света.

 

К Господину N

Готов ли ты сейчас принять

В подарок истинно буклет

Стихов, что первенцы творцов,

В которых первый взгляд на свет,

Быть может, в будущем борцов за правду слова

И быстрых торможенье лет.

 

***

Луна сребристая, тебе родных поклон

Я поручён словами передать.

Печальный свет теплей со всех сторон

Когда его надеждой согревать.

 

Его бы в сердце тёплым сохранить,

Чтоб тяжести пути не убояться...

Но и без веры буду я стараться,

Ведь понял я, что надо правдой жить.

 

К корифеям

Под впечатленьем жизни бойкой

Я к дивной бойкости стремлюсь,

А замечая чернь людскую

Я одиноко сторонюсь.

 

Не потому, что тень нестрогих

Во мне рождает отвращенье;

Моё глубокое сомненье

Нестрогим людям недосуг.

 

И в мире чувств, и в мыслей мире,

Как муза шествия вперёд,

Проходят люди близко-близко;

Мне недоступен их полёт.

 

Мы движемся к высоким мыслям

На разных уровнях, увы…

Но вы, высокие в полёте,

Внемлите возглас: «Я в пути!»

 


Размышления в прозе

Несколько слов о свободе

Свобода у меня почему-то первично ассоциируется с всей совокупностью возможных для принятия решений. Человек действительно способен задать себе делать что угодно, но в конкретной ситуации это неразумно. Да и поступки человека всегда чем-либо ограничены. Даже если мы говорим о преступителе закона, сказанное есть правда: он ограничивается своим поступком.

Если поставить человека визави со всеми возможными поступками, то сразу станет очевидной невозможность выбора им хотя бы одного: этот выбор несёт в себе много информации, но ровно столько, сколько необходимо для выбора из всего. Разумеется, что с такой свободой человек совладать не в силах. Повторяю, он ограничен, хотя бы тем, кто он есть, тем, что он знает. Поэтому нет смысла искать человеку большей свободы, чем он имеет; гораздо разумнее реализоваться на том, что у него уже есть.

 

Читательское слово о прочитанном

Тема о войне тяжела, и не всякий может искренне её затронуть. Многие как будто забывают про то, о чём они пишут. Они себя видят в войне героями, либо страдающими – не важно: они замыкают тему, закрепляя понимание её за собой и потому опошляя её.

Одна из самых трудных задач для начинающих писать стихи – уложиться в пределы необходимости. Это можно сделать действительно, но почти всегда иначе, чем это могло бы быть. В стихотворении «В благодарность ветеранам» такой фундамент есть. Он, как мне кажется, достаточно крепок и сжат, и хорошо, что ясна и определённа его видимость. Стихотворение читаемо, т. е. оно живёт, пока читатель его читает. И в нём живёт всё: и чувства, и мысли, и слова своей особенной, скромной жизнью. Всё это подчинено градации изменяющегося оттенка. Так мысли и настроение, выливаясь из слов о войне, благополучно достигают ветеранов, переходя из холодного оттенка в тёплый. Такого рода переходы говорят об отношении автора к написанному тексту. Одни люди в войне видят, прежде всего, тему для творчества, а здесь «дрожь» пред «великой войной» и «Спасибо» спасшим нас ещё до рождения «ветеранам».

Есть два отношения, через которые можно проверить каждое стихотворение: актуальность и соответствие описанному. Первое порождается совокупностью всех людских мнений, а второе может быть познано как степень соответствия слова предмету отображения. При этом критерий вхождения случайного в актуальность достаточно низок. Следует повсеместно повышать критерий…

____________________________________________________________________

Сентября

Вот и прошла пора летняя, а вместе с нею, точнее, несколько ранее её прошли школьные годы. Что ждёт меня впереди? Не знаю, но только вижу, что надобно одолевать отрицательные черты моей натуры...

 

В первый учебный день я явился в институт раньше времени. Вместе с остальными первокурсниками я устремился в назначенный час в актовый зал. Мне довелось услышать наставления достойных людей теперь уже студентам.

Все они говорили хорошие слова, но она... говорила с воодушевлением. И хотя и она не обошлась без ошибки в выражении своих мыслей, мне приятно было найти в её словах то, чего другие выступавшие не говорили.

Кроме всего прочего она смела заявить, что физический факультет ВГУ – «лучший факультет города Воронежа»*. «Как понимать сие утверждение?» - думал я, сидя в зале, отказываясь читать его дословно. «Может быть, - я думал, - она имеет в виду факультеты аналогичного профиля? Да, некоторые выпускники этого факультета добились высоких успехов в жизни, но далеко не все. А так как при формировании окончательного мнения следует учитывать не только положительное, но и отрицательное, не получим ли мы в сумме нечто меньшее её слов?»

В конце концов я решил было, что она имела в виду преподавательский коллектив физического факультета, но тут же отказался от этой мысли, ибо, как я думаю, и другие факультеты богаты высококлассными специалистами, да и хорошие люди в других факультетах найдутся в не меньших количествах. Не могла же она так думать!

 

Но вот уже покинут исток студенческой жизни, вручены студенческие билеты. Последовало предложение от студентов старших по сравнению с первым курсов в адрес группы, в которой я оказался, пообщаться, чтобы познакомиться поближе.

Мне неизвестно, что чувствует курильщик, пробыв два часа без сигарет. Тем не менее, знакомство не заставило себя долго ждать - только мы вышли на улицу, как один из наших путеводителей в мир студенческой жизни закурил. Его не остановила та мысль, что он в какой-то мере для нас пример. А вместе с ним завидная доля первокурсников задымила, словно паровоз, не потому, однако, что он был им примером; среди них была и девушка... Они не остановились перед мыслью, что заставляют некурящих однокурсников невольно вдыхать смертоносные вещества.

Но вот уж найдено место для предстоящей беседы. И, как ни странно, почти сразу же старшекурсница предложила испить «пивка». Не как Пушкин в некоторых стихотворениях предлагает выпить друзьям в честь старой дружбы. А как алкоголик алкоголикам; алкоголики единятся бутылкой.

Я ни в коем случае не хочу никого оскорблять. И если я делаю сравнение, это ещё не значит допущения тождественности тропа предмету сравнения. Но больно уж хочется поставить знак равенства, чтобы, если не показать правду, то хоть глубже выявить порок.

 

Когда наступает для ещё в недалёком прошлом ребёнка пора взрослой жизни, родители иногда предостерегают: «Думай, а затем совершай. Остерегайся злых людей. Трудись, но и меру знай. Трудись честно и трудом будь сыт». Сытость есть ощущение достатка, которое при честном труде сродни радости крохам хлеба, лишь бы путь к ним был пройден в усердном старании не делать зла. Но что же говорили нам наши опытные наставники? «Вы сами поймёте, что можно прогулять, а что нельзя» без ущерба для себя. Последнего не говорили, но подразумевали; «без ущерба» у них не значило бы без потери времени и знаний, а означало бы хорошие оценки и возможность бездарно проводить время. Что же ещё советовали? «С такими-то учителями будет нелегко, поэтому с ними лучше с первых дней учиться», и «у нас в секции в основном для того записываются, чтобы не ездить на физкультуру». И ни слова о честном труде, покорении высоких вершин.

Подходил один, бакалавр и отличник, советовал басурманов не слушаться, пребывать в упорном учении и про внеучебную деятельность не забывать. А кроме того просил поддержать его, когда, как я понял, он будет предлагать свой проект, судя по всему, на конкурсной основе. Нас, проектов не видевших его и его соперников и проектов не осмысливших.

 

Видя всё это, захочешь порадоваться тому, что совершается положительного, да не сумеешь, потому что, когда положительное делается с змеёй в сердце, холодно то, что получается.

Если мы движемся вперёд, то уж точно не так, как следовало бы.

___________________

* - этой мысли я рад не был


Рассказы и миниатюры

Как сердце мальчика познало стыд и боль

Когда дедушка Пётр Вячеславович и его внучок Антошка возвращались с родниковой водой домой, их сосед Григорий Александрович попросил Петра Вячеславовича в гости, на что тот не решился ответить отказом. Антошка как непрошеный гость остался за калиткой. Но он не огорчился. Напротив, его сердце было наполнено радостью: за ним, пока он с дедушкой шёл к дому, увязался рыженький котёнок. Мальчик впервые в жизни наблюдал это милое животное.

Антошка взял котёнка в руки и начал спускаться по ступеням, сделанным лопатой. Вдруг, котёнок ощетинился так, что его стало невозможно держать. Мальчик усадил котёнка на землю, а затем снова взял его в руки. Во время спуска мальчику несколько раз приходилось выпускать котёнка из рук, мальчик и дальше бы нёс его таким образом, если бы не догадался пустить его идти своим ходом.

Наконец мальчик ступил на порог маленького дома. Навстречу ему вышла бабушка Василиса Кузьминична, окинула взором лучезарное лицо внука и дозналась, где есть дедушка. Затем вбежал котёнок, и она тут же вскричала: «Кыш!»-, вытолкала пинками животное за дверь и захлопнула её.

Антошка взошёл по ступеням, оглядываясь, чтобы узнать, бежит ли за ним котёнок, открыл калитку, взял котёнка на руки и спустя несколько секунд оказался пред дедушкой Петром Вячеславовичем и Григорием Александровичем, которые в это время пили водку. Завидев котёнка в руках мальчика, Григорий Александрович возопил: «Блохи! Зло! Убери его отсюда!» -, заставив сердце мальчика содрогнуться. Антошка стремительно оказался за калиткой, а в напутствие услышал грозный наказ дедушки: «Не ходи далеко!»

В нескольких шагах вверх от Григорьева дома тянется дорога, а за ней стоит бетонный столб. Мальчик пошёл дорогой к месту первой встречи с котёнком, держа его. Не прошёл Антошка и тридцати метров, как грозным эхом внутри него прозвенел наказ дедушки. Он взглянул на котёнка, подумал: «Вот видишь, какой ты плохой оказался!» Антошка поставил котёнка на землю, пошёл от него, но тот по-прежнему следовал за мальчиком. Тогда Антошка ушёл несколько дальше, а затем кинулся бежать и, устав, остановился у столба, оглянулся. Антошка видел лишь до поворота дороги, а потому начал питать надеждой, как вдруг из-за поворота явился злополучный кот.

Злая мысль посетила Антошку. То ли любопытство, то ли ненависть к злу толкнули мальчика на её исполнение.

 

Антошка швырнул котёнка в столб. Делал он это не раз, но котёнок всё возвращался к нему в руки. Пришёл Коля, внук Григория, спросил Антошку: «Зачем ты это делаешь? Ты же ведь убьёшь его!-, на что Антошка отвечал: Я уже который раз бросаю его, но он жив!» Коля прибежал домой, но его крики о совершающемся убийстве не разбудили вдоволь выпивших стариков. Пока кричал Коля, Антошка сверху в свою очередь голосил: «Это не я! Это Колиных рук дело!»

Антошка снова попытался вернуть кота. На этот раз он надеялся, что животное, ведомое страхом, само покинет его. Антошка посмотрел назад, когда отошёл на некоторое расстояние от того места где оставил кота. Увидев котёнка на том же месте, мальчик не встерпел и начал роковой для животного разбег. Котёнок, видя мальчика бегущим в его сторону, попытался было уйти, но уже было поздно...

 

Ёкнуло сердце в груди у Антошки, вспомнило слёзы лицо его. Тщетно пытался мальчик оживить котёнка раздобытой водой.

Трава близ столба стала котёнку усыпальницей.

 

Письмо

Дорогой Анатолий,

Рад снова получить от тебя письмо. За время твоего отсутствия многое переменилось в семье. Мама стала более задумчивой и даже более собранной, чем прежде. Нет, она не сожалеет о том, что ты покинул дом. Просто ты безмерно дорог ей и она не может не замечать той пропасти, что царит между вами. Во времена её наиболее глубоких душевных переживаний я не устаю напоминать ей, что ты говорил перед отъездом: «Мы сражаемся на разных полях, но смысл борьбы у нас общий, цель одна».

О, мама! Она научила нас добру, но свет надо оберегать и поддерживать, и поэтому я пишу тебе следующее: ты помнишь про обещание, данное тобой всему свету? У меня лично складывается ощущение, что ты втайне от себя уже помышляешь от него отказаться. Будь более строг к самому себе. Ты подарил нам надежду, что людям удастся сблизить свои создания с природой-матерью. Пожалуйста, не лишай нас её!

С пожеланиями успеха в работе,

Твой брат, Григорий.

 

Цунами

Был 1968 год. Прошло примерно 23 года со дня окончания Второй мировой войны, унесшей жизни десятков миллионов человек, войны, которая справедливо называется иногда «войной моторов».

Роль танков в этой войне действительно была велика. Основным орудием войны, наряду с самолётами и артиллерией были танки. Фашистская Германия благодаря этим грозным орудиям убийства людей, разрушения различных конструкций, танков в том числе, стремительно продвинулась вглубь СССР. Лишь имевшиеся запасы сил, героизм советского народа позволили СССР разрушить планы Германии, которая надеялась на скорую победу. Высока была роль танков во взятии советскими войсками Киева, Орла и Белгорода, а также при осуществлении Советским Союзом операции «Багратион» в Белоруссии. Танки использовались даже в горах Италии союзническими войсками. Они обеспечили, по оценкам некоторых экспертов, победу Израилю в войнах 1948-1949, 1956 и 1967 годов.

В годы войны, которая по образному выражению Уинстона Черчилля теперь носит название «холодной», наряду с увеличением запасов ядерных ракет, как со стороны СССР, так и со стороны США происходило усовершенствование машин смерти. В 1946 году в Советской Армии был принят на вооружение танк Т-54. Он выпускался, постоянно модернизируясь, до 1958 года, когда появился Т-55, который уже был адаптирован к ведению боевых действий в условиях ядерной войны. Созданный на основе Т-55 Т-62 был, что называется «свежее». На нём использовался стабилизатор вооружения, который существенно облегчал прицеливание. Можно упомянуть также советский плавающий танк ПТ-76 и многие другие машины, чтобы показать наличие направленности конструкторской мысли в сторону совершенствования уже существующих моделей и создания новых.

Именно в 1968 году советский изобретатель-самоучка Пётр Иванович Победоносцев вплотную подошёл к созданию, пока ещё только теоретическому, бронемашины нового поколения. Он был учителем физики одной из школ Петропавловска-Камчатского. Он не учил делать зла; он хорошо умел показать, насколько физики нужны Советскому Союзу, в частности, для поддержания паритета между СССР и США в гонке вооружений. Пётр Иванович понимал, что лидерство одной из держав приведёт к навязыванию своей позиции всему миру, чего не желал даже для Советского Союза, потому что видел режим, установившийся в нём, неправильным. Он видел, что партийный аппарат в стране пользуется значительными привилегиями; он знал, что государственные органы нуждаются в смене кадров, а также помнил ужасы Гражданской войны, помнил коллективизацию, которую, хоть и жил в бедной семье, негативно ощутил на себе, ибо она наносила удар по самостоятельности. В своих мыслях он заходил за рамки дозволенного уже потому, что не поддерживал внутри себя решения, принимаемые сверху. И всё же он взялся за работу на благо Советского Союза, чтобы впоследствии сгладились неровности в его развитии через детей, которым он внушал сомнения в понимание существующей действительности; иными словами, он показывал им, что за кажущейся очевидностью их знаний стоит упорная работа, что пишущие эти знания люди могут ошибаться, что иногда за написанным стоит намеренный обман и очень часто субъективное восприятие реальности. Наконец, Пётр Иванович с радостью встретил «оттепель», так как увидел в ней стремление к реформизму, правда, не всегда оправданному, стремление исправить некоторые пороки существующей системы и с болью поражения – становление Леонида Ильича Брежнева первым секретарём КПСС в 1964 году, ибо тот был консерватор да, к тому же, старый человек.

Пётр Иванович Победоносцев был бодр душой. Эта бодрость проявлялась в его заметной издалека активности, в удивительной, несмотря на шестьдесят лет, восприимчивости к новому, в умении чувствовать. Но в нём были и недостатки. Во-первых, он был нетерпелив и даже резок, груб по отношению к окружавшим его людям. Как Пётр Иванович объяснял свою грубость, «есть идеал и ему надо следовать». И хотя слова эти полны истины, в его применении они превращались в некоторый испуг учеников школы, в их желание стоять по стойке смирно в его присутствии, в боль тех, кто во многом был согласен с его мыслями и желал ему только добра. Во-вторых, само желание Петра Ивановича создать грозное орудие убийства не может быть оценено положительно, хотя бы с той точки зрения, как он думал об этом. А Пётр Иванович думал, что создание такой машины возвышает его над окружающими, делает его право имеющим, которым он, однако, из гордости не воспользуется.

И вот в первых числах августа 1968 года Победоносцев вечером сидел за столом и делал чертёж танка будущего. Перед ним лежало несколько тетрадей, в которых он решал задачи, связанные с придумываемым им танком. Ему нужно было понять, как устроить главное орудие танка, чтобы можно было усилить его огневую мощь магнитной пушкой. Он решил, что внутри главное орудие должно из себя представлять катушку, разделённую на элементарные ячейки; снаряд крепился, по решению Победоносцева, к специально устроенному для этой цели поршню при помощи сил магнитного взаимодействия. Давление пороховых газов должно было толкать поршень. При помощи детали, соединённой с поршнем, Победоносцев планировал замыкать цепь катушки перед снарядом, чтобы вызывать дополнительную силу, способную разгонять снаряд. В нужный момент магнитная сцепленность поршня и снаряда прекращалась, снаряд предоставлялся, как говорится, воле ветра, а поршень возвращался в исходное положение.

Разумеется, необходимы были большие запасы энергии для обеспечения работы танка. Для этой цели Пётр Иванович решил использовать энергию ядерного распада подобно тому, как это делается в атомных электростанциях. Разница состояла в том, что урановых таблеток требовалось меньше; тем не менее, уровень радиации, по расчётам Преображенского, должен был быть не мал, несмотря на предусмотренные меры защиты экипажа танка от радиации, но и не смертелен. Преображенский полагал, что будет иметь смысл редко использовать изобретаемый им танк на боевых учениях; в условиях же ведения войны, как он думал, нашлось бы достаточное количество желающих испробовать преимущества его танка по сравнению с танками обычными.

Пётр Иванович и не заметил, как сгустились сумерки и ночь стала королевой на небе, на котором не было ни одного облачка. Дул лёгкий ветер. Еле-еле слышались шум моря, да какой-нибудь автомобиль изредка прорезывал светящуюся звёздами тьму. Вдруг, Пётру Ивановичу внезапно стало тревожно. Он почувствовал дискомфорт из-за возникшей странной тишины: прекратился шёпот моря. Победоносцев встал из-за стола и, подойдя к окну, начал вглядываться в побережье. Взбудораженный увиденным, он протёр очки, открыл окно и ещё глубже всмотрелся в даль. Глаза не обманывали его: произошёл невиданный доселе отлив моря. Вода далеко-далеко отошла от берега. Лишь у самого горизонта виднелась полоска отражённого света, что говорило о присутствии там воды.

Постояв некоторое время у окна, Пётр Иванович кинулся собирать бумаги, так или иначе имевшие отношение к его танку. Немедленно надо было действовать. Вот-вот нахлынет огромная волна, сметёт значительную часть города, а вместе с нею и труды Петра Ивановича. Пётр Иванович выбежал из квартиры. Не закрыв дверей, что было вполне логично в его положении, он, как двадцатилетний человек, сбежал по лестнице. «Я смогу! Я смогу!» - бормотал Пётр Иванович.

Победоносцев не помнил, как очутился на склоне одной из ближайших возвышенностей. Его не удивило и не встревожило спокойствие города. Взглянув в сторону горизонта, он понял, что не опоздал: гигантская волна уже начинала свой разбег. Она быстро приблизилась к берегу, и стало очевидным, что Победоносцев недооценил размеры волны при её появлении. Пётр Иванович с отчаянием загнанных в угол людей начал бороться за свою жизнь. Мгновенно сконцентрировав свои силы, он двинулся к вершине возвышенности, на склоне которой находился. Он не видел, но слышал, как волна сносила автомобили, ломала деревья, выбивала стёкла домов, чувствовал всё усиливающееся дрожание земли; затем волна подхватила его, и он потерял сознание.

Пётр Иванович достаточно скоро очнулся. Он лежал на склоне всё той же возвышенности. Осмотревшись вокруг, Пётр Иванович понял, что своих записей ему уже не найти. Однако, он помнил большую часть из написанного им. Потихоньку встав, Пётр Иванович взглянул на Петропавловск-Камчатский. И тут Победоносцев ощутил примерно то, что по представлениям некоторых людей должна чувствовать поймавшая себя на крючок рыба. Он ощутил такую боль в сердце, которую не раз чувствовал во время Второй мировой войны. Волна забрала у него самое дорогое, что может быть у человека на свете: она забрала у него семью, учеников, друзей, родину. Вода всё отходила, а боль всё возрастала и, наконец, вылилась в безудержные рыдания. Пётр Иванович рвал на себе волосы. Он чувствовал в эти минуты глубокую душевную муку.

В этот момент Пётр Иванович проснулся. Он очнулся за столом и долго не мог прийти в себя.

Жена застала Петра Ивановича сжигающим рукописи. Она никак не ожидала, чтобы её муж мог так поступить, и потому она кинулась освобождать их от огня. Но муж остановил её, а затем пал пред нею на колени.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: