В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. История политических и правовых учений как историко-политическая наука; ее предмет, метод и структура.
2. Политические и правовые идеи брахманизма и буддизма в Древней Индии.
3. Политико-правовые идеи Конфуцианства и легизма в Древнем Китае.
4. Развитие идеи естественного права в учениях софистов.
5. Платон об идеальном государстве.
6. Учение Аристотеля о государстве и праве.
7. Полибий. Учение о круговороте политических форм.
8. Учение Цицерона о государстве и праве.
9. Римские юристы о сущности и классификации права.
10. Политико-правовые взгляды Августина.
11. Фома Аквинский. Учение о трех элементах государственной власти и четырех видах законов.
12. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.
13. Русская политико-правовая мысль в XI – XIV вв.
14. Н.Макиавелли. Новая наука о политике.
15. Политико-правовые идеи Реформации.
16. Учение Ж.Бодена о государственном суверенитете.
17. Утопические социалистические концепции XVI – нач. XVII вв. Т.Мор, Т.Кампанелла.
18. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян.
19. Программа реформ И.Пересветова.
20. Политическое учение И.Тимофеева.
21. Учение Г. Гроция о государстве и праве.
22. Политическое и правовое учение Т.Гоббса.
23. Политическое и правовое учение Б.Спинозы.
24. Учение Дж. Локка о государстве и праве.
25. Политико-правовое учение Ш. Монтескье.
26. Политическое учение Ж.-Ж.Руссо.
27. Революционные идеи якобинцев. М. Робеспьер о конституционном и революционном правительствах.
28. Политико-правовая мысль в Италии XVII – XVIII вв.
29. Политическая мысль в России в первой половине XVIII в. Ф. Прокопович, И.Т. Посошков.
30. Республиканские политические взгляды А.Н.Радищева.
31. Политико-правовые идеи Т. Пейна и Т. Джефферсона.
32. Политические идеи федералистов (А. Гамильтон, Дж. Медисон).
33. Учение И.Канта о праве и государстве.
34. Учение Гегеля о праве и государстве.
35. Историческая школа права.
36. План государственных преобразований М.М.Сперанского.
37. Социально-политический идеал Н. М. Карамзина.
38. Конституционные проекты декабристов.
39. Политико-правовые воззрения западников и славянофилов
40. Утопический социализм А. И. Герцена.
41. Русский анархизм.
42. Французский либерализм XIX в. Б.Констан, А. де Токвиль.
43. Либерализм в Англии. И.Бентам.
44. Утопический социализм А.Сен-Симона.
45. Социально-политичекий идеал в утопических воззрениях Ш.Фурье и Р.Оуэна.
46. Политические взгляды О.Конта.
47. Марксизм о классовой сущности государства и права.
48. Марксизм о социалистической революции и диктатуре пролетариата.
49. Марксизм о судьбах государственности в коммунистическом обществе.
50. Юридический позитивизм. Дж. Остин.
51. Учение Р.Иеринга о государстве и праве.
52. Социологическая теория государства. Л.Гумплович.
53. Политические идеи Г.Спенсера.
54. Политико-правовые взгляды В.С.Соловьева.
55. Политико-правовая концепция русского либерализма. Б.Чичерин.
56. Психологическая школа права. Л. И. Петражицкий.
57. Политическое учение В.И.Ленина.
58. Политико-правовые идеи солидаризма.
59. Позитивистский нормативизм Кельзена.
60. Социологическая юриспруденция. Е.Эрлих, Р.Паунд.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций
Фонд оценочных средств позволяет выявить следующие уровни формирования знаний, умений, навыков, предусмотренных компетенциями:
- минимальный уровень сформированности компетенции (оценка «удовлетворительно»);
- базовый уровень сформированности компетенции (оценка «хорошо»);
- продвинутый уровень сформированности компетенции (оценка «отлично»).
Оценка уровня сформированности компетенции осуществляется с учетом результатов выполнения заданий (п. 4.1- 4.5), а также результатов выполнения студентами научно-исследовательской работы.
Раздел 5. Методические указания для обучающихся
По освоению дисциплины
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «История политических и правовых учений» являются лекции и семинары. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции магистранты должны внимательно слушать и конспектировать лекционный материал, быть готовы ответить на вопросы преподавателя по ранее изученным вопросам.
Организация учебной работы по дисциплине осуществляется в рамках MOODLE.
Семинарские занятия служат для закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии. Семинару предшествует самостоятельная работа, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и в литературе, рекомендованной преподавателем. По заданию преподавателя магистрант готовит презентацию по отдельным темам дисциплины. Примерные темы презентаций приведены в данных методических указаниях.
В ходе подготовки к семинару магистрант может воспользоваться консультациями преподавателя.
Ответы на вопросы семинара также могут быть подготовлены в виде презентационных выступлений. Специфической формой учебной и научной работы является подготовка докладов для выступления на научных конференциях.