Модель поведения потребителя
В основе модели поведения потребителей лежит гипотеза, что потребители, осуществляя выбор товаров при установленных ценах и имеющемся доходе, стремятся максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей, т.е. потребитель всегда стремиться максимизировать свою полезность и единственное, что его сдерживает – это ограниченность дохода.
Пусть в пространстве n видов товаров исследуется поведение совокупности потребителей. Обозначим спрос потребителей через вектор Х= (х1,…, хn), а цены на различные товары – через вектор Р= (р1,…, рn).
При величине дохода D потребители могут выбирать только такие комбинации товаров, которые удовлетворяют бюджетному ограничению:
Предположим, что предпочтение потребителей на множестве товаров выражается функцией полезности u(x). Тогда простейшая модель поведения потребителей будет иметь вид:
.
Геометрическая интерпретация модели поведения потребителей для двух видов товаров представлена на рис.
Линия АВ (координаты: точка А – D/p2; точка В – D/p1 ) соответствует бюджетному ограничению и называется бюджетной линией. Выбор потребителей ограничен треуг7ольником АОВ. Набор товаров соответствует точки касания прямой АВ с кривой безразличия. Решение данной модели сводится к нахождению безусловного экстремума функции Лагранжа.
Функции полезности потребителя
Конкретное решение потребности о покупке определенного товара можно представить как выбор конкретной точки пространства товаров. Пусть n-конечное число рассматриваемых товаров, тогда X=(x1,x2….xn) – вектор столбец объемов товаров, приобретенных потребителем за определенный срок при заданных ценах, за тот же срок.
Пространство товаров – это множество всевозможных товаров x с неотрицательными координатами.
C={x, x≥0}
В теории потребит. выбора предполагается, что каждый потребитель изначально имеет свои предпочтения, на некотором подмножестве товаров.
X c C = { x, x ≥ 0}
X ϵ C = { x, x ≥ 0}
Это означает следующее: что для каждой пары товаров я беру товар x, который x ϵ X, беру товар y, который имеет место 1 из 3 отношений.
1) x} y – набор x –предпочтительнее y
2) x{y – набор x- менее предпочтительнее y
3) x~y – для потребителей оба товара имеют одинаковую степень предпочтения
свойства отношений предпочтений:
1) транзитивность. если х}у, у}х =˃ х}z
2) ненасыщаемость. Если х˃у, то х}у
отношение предпочтения каждого потребителя можно представить в виде индикатора предпочтения, т.е. такой функции полезности u(x), что если х}у, то u(x)˃u(y)
если х~у, то u(x)=u(y).
Введение функции полезности позволяет заменить отношение предпочтения привычными отношениями между числами.
Свойства функции полезности
1. - с ростом потребления блага полезность растет.
2. - небольшой прирост блага при его первоначальном отсутствии резко увеличивает полезность.
3.
- с ростом потребления блага скорость роста полезности замедляется.
4. - при очень большом объеме блага его дальнейшее увеличение не приводит к увеличению полезности.
Предельной полезностью товара называется предел отношения приращения полезности к вызвавшему этот прирост приращению товара: .
Таким образом, предельная полезность показывает, насколько возрастает полезность, если товар возрастет на малую единицу.