Содержание
Раздел 1. Предмет, задачи, категории методики преподавания курса «Окружающий мир»…………………….3
Тема 1.1. Интегративный характер методики преподавания курса «Окружающий мир». Методика преподавания естествознания как педагогическая наука………………………………………………….3
1.1.1. Объект и предмет исследования методики преподавания курса «Окружающий мир»………………………………………………………………3
1.1.2. Функции и задачи методики преподавания курса «Окружающий мир»………..………………………………………………………………………4
1.1.3. Теоретико-методологические основы методики преподавания курса «Окружающий мир»………………………………………………………6
1.1.4. Связь методики преподавания естествознания с другими науками..…………………………………………………………………………………9
1.1.5. Психолого-педагогические методы исследования, используемые в методике преподавания курса «Окружающий мир» ………………………10
Контрольные вопросы и задания …..………………………………17
Раздел 2. Значение и задачи курса «Окружающий мир»
в начальной школе……………………………………………………18
Тема 2.1. Функции, цели и задачи школьного предмета «Окружающий мир» ……………………………………………………………...…18
2.1.1. Место и значение предмета «Окружающий мир» в системе учебных дисциплин начальной школы……………………………………………...18
2.1.2. Современные подходы к определению задач……………………19
2.1.3. Образовательные задачи курса «Окружающий мир» …………..23
2.1.4. Значение курса «Окружающий мир» в развитии личности младшего школьника………………………………………………………………….24
2.1.5. Воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………………………30
2.1.6. Проектирование целей и задач при подготовке к уроку изучения окружающего мира………………………………………………………………36
Контрольные вопросы и задания..…………………………………40
Раздел 3. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе……………………………………………………….41
Тема 3.1. Структура современного предметного содержания курса «Окружающий мир» ………………………………………………….41
3.1.1. Формирование содержания школьного курса «Окружающий мир»: современные подходы……………………………………………………41
3.1.2. Принципы и критерии отбора содержания………………………46
3.1.3. Структура и построение содержания школьного курса «Окружающий мир» …………………………………………………………………..48
3.1.4. Требования стандарта к образовательному компоненту «Окружающий мир» …………………………………………………………………..54
3.1.5. Современные программы вариативных курсов «Окружающий мир».……………………………………………………………………………58
3.1.6. Вариативные учебно-методические комплекты образовательной области «Окружающий мир»: естествоведческий и историко-обществоведческий аспекты……………………………………………………59
Тема 3.2. Технология формирования природоведческих и обществоведческих понятий…………………………………………………62
3.2.1. Система понятий курса «Окружающий мир» и их классификация……………………………………………………………………………..…62
3.2.2. Критерии оценки понятий (содержание, объем, динамика, формы выражения) и специфика развития……………………………………………..63
3.2.3. Технология формирования и развития естественнонаучных понятий на уроках изучения окружающего мира: основные этапы и дидактические условия реализации………………………………………………………..64
3.2.4. Особенности формирования у младших школьников историко-обществоведческих понятий……………………………………………………69
Контрольные вопросы и задания …………………………………71
Раздел 4. Методы обучения естествознанию и обществознанию в начальной школе…………………………..73
Тема 4.1. Классификация методов изучения курса «Окружающий мир». Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, видеометод……………………………………………………………………………73
4.1.1. Направления совершенствования методов обучения естествознанию в современных условиях………………………………………………….73
4.1.2. Классификация методов обучения………………………………77
4.1.3. Наглядные методы в процессе изучения окружающего мира…78
4.1.4. Демонстрационный метод и его дидактическое назначение……79
4.1.5. Иллюстративный метод. Технология работы с картинами и картографическими пособиями…………………………………………………….82
4.1.6. Видеометод и его роль в процессе изучения младшими школьниками природы……………………………………………………………………85
Тема 4.2. Словесные методы: рассказ, беседа, мини-дискуссия………………………………………………………………………86
4.2.1. Многообразие словесных методов и возможности их использования на уроках изучения окружающего мира……………………………….…86
4.2.2. Монологические методы (рассказ) ………………………………87
4.2.3. Диалогические методы (беседа) ………………………………….88
4.2.4. Полилогические методы (учебная дискуссия.) ………………….91
4.2.5. Работа с учебной и научно-популярной литературой…………...94
Тема 4.3. Практические методы: наблюдение…………………….98
4.3.1. Общая характеристика практических методов обучения………98
4.3.2. Наблюдение как наглядно-практический метод изучения природы в начальных классах…………………………………………………………99
4.3.3. Разновидности наблюдений и требования к их проведению…..100
4.3.4. Содержание наблюдений за природой в начальной школе……101
4.3.5. Технология подготовки и проведения наблюдений с младшими школьниками……………………………………………………………………102
4.3.6. Методика обработки результатов наблюдений…………………107
Тема 4.4. Практические методы: эксперимент и моделирование………………………………………………………………………………111
4.4.1. Сущность экспериментального способа изучения природы. Значение и содержание лабораторных опытов в начальной школе…………….111
4.4.2. Технология проведения опытов. Оформление результатов. Общие требования к проведению уроков с лабораторными работами……………112
4.4.3. Сущность моделирования, его значение в формировании знаний о природных объектах и явления……………………………………………115
4.4.4. Виды моделей и моделирования…………………………….…117
4.4.5. Технология моделирования на уроках изучения окружающего мира. Требования к моделям…………………………………………………119
тема 4.5. Проведение практических работ в классе и на местности. Познавательные игры……………………………………………121
4.5.1. Значение практических работ в процессе изучения окружающего мира, их типы…………………………………………………………………..121
4.5.2. Технология подготовки и проведения практических работ. Требования, предъявляемые к практическим заданиям…………………………122
4.5.3. Использование игровых методов в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………………………….123
4.5.4. Подходы к классификации игр. Предметно-манипулятивные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные игры: их назначение и дидактические условия организации в процессе изучения окружающего мира……125
Тема 4.6. Методы активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»: проблемное обучение………………………………………………131
4.6.1. Методы проблемного обучения: проблемное изложение, поисковый (эвристический), исследовательский. Их назначение и область применения на уроках изучения окружающего мира…………………………………131
4.6.2. Сущность проблемного подхода в обучении. Типы проблемных ситуаций и условия их создания на уроках…………………………………132
4.6.3. Технология проблемного обучения на уроках изучения окружающего мира: основные этапы и дидактические условия…………………134
Контрольные вопросы и задания…..……………………………136
Раздел 5. Формы организации процесса обучения естествознанию и обществознанию в начальной школе………………………………………………………………………………138
Тема 5.1. Организационные формы изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. Типы и структуры уроков изучения окружающего мира…………………………………………………………138
5.1.1. Современные тенденции в развитии форм обучения естествознанию в начальной школе………………………………………………………..138
5.1.2. Специфика, классификация, взаимосвязь организационных форм обучения……………………………………………………………………..…141
5.1.3. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации деятельности детей. Модели групповой работы на уроках изучения окружающего мира……………………………………………………..…143
5.1.4. Взаимосвязь типа и структуры урока……………………………148
Тема 5.2. Комбинированный урок: структура и методика проведения………………………..…………………………………………………156
5.2.1. Структура комбинированного урока……………………………156
5.2.2. Особенности уроков в условиях развивающего обучения…….163
5.2.3. Предметные уроки………………………………………………..165
5.2.4. Подготовка учителя к уроку изучения окружающего мира…167
Тема 5.3. Внеурочные формы изучения курса «Окружающий мир»: экскурсия………………………………………………………………171
5.3.1. Место экскурсий в системе внеурочных форм работы…….…171
5.3.2. Значение экскурсий для обучения, воспитания и развития учащихся……………………………………………………………………………171
5.3.3. Классификация экскурсий………………………………………173
5.3.4. Методика проведения экскурсий в начальной школе…………173
5.3.5. Требования к подготовке и проведению экскурсии……………178
5.3.6. Эколого-исследовательская направленность экскурсий………180
Тема 5.4. Формы организации краеведческой работы в начальной школе……………………………………………………………………183
5.4.1. История становления школьного краеведения в России………183
5.4.2. Программы краеведческого образования для младших школьников………………………………………………………………………………184
5.4.3. Разнообразие форм организации краеведческой работы в начальной школе………………………………………………………………………188
Тема 5.5. Организация внеклассной работы в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………191
5.5.1. Место внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе и ее значение……………………………………………………………………191
5.5.2. Требования к организации внеклассной работы. Формы и виды внеклассной работы……………………………………………………………192
5.5.3. Индивидуальная форма внеклассной работы………………….193
5.5.4. Групповая внеклассная работа……………………………….…195
5.5.5. Массовая внеклассная работа……………………………………198
Контрольные вопросы и задания …………………………………206
Раздел 6. Результаты обучения естествознанию и обществознанию в начальной школе: способы диагностики и оценивания…………………………………………..…207
Тема 6.1. Виды, методы и формы организации контроля результатов обучения по курсу «Окружающий мир» ………………………..207
6.1.1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе……………………………………………………………………………207
6.1.2. Современные стратегии в определении результативности изучения окружающего мира в начальной школе…………………………………208
6.1.3. Виды, методы и формы контроля, требования к условиям его организации в процессе изучения окружающего мира…………………….…..210
6.1.4. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников………………………………………………………………..215
6.1.5. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки в процессе изучения окружающего мира…………………………….219
6.1.6. Разработка контрольных заданий для младших школьников……………………………………………………………………………….219
Контрольные вопросы и задания …………………………………222
Раздел 7. Материальное обеспечение предмета «Окружающий мир» в начальной школе…………………224
тема 7.1. Материальное оснащение предмета «Окружающий мир» в начальной школе…………………………………………………224
7.1.1. Значение материальной базы в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………………………………..224
7.1.2. Кабинет естествознания и его составляющие………………….226
7.1.3. Наглядные средства обучения в курсе «Окружающий мир» …227
7.1.4. Уголок живой природы……………………………………….….232
7.1.5. Учебно-опытный участок……………………………………..…234
7.1.6. Географическая площадка…………………………………….…240
7.1.7. Учебная экологическая тропа……………………………………242
Контрольные вопросы и задания …………………………………244
Раздел 8. Методика работы по преподаванию курса «Окружающий мир» …………………………………………………245
Тема 8.1. Методика изучения социальных явлений в курсе «Окружающий мир» в 1-2 кл. …………………………………………………..245
8.1.1. Специфика обучения детей 6-летнего возраста в дисциплине «Окружающий мир» ……………………………………………………….…245
8.1.2. Содержание курса «Окружающий мир» в 1-2 классах…………246
8.1.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков изучения окружающего мира в 1-2 классах…………………………………..249
8.1.4. Специфика методов и форм обучения…………………………..250
Тема 8.2. Методика изучения в начальной школе сезонных явлений в природе………………………………………………………………252
8.2.1. Принцип сезонности в школьном курсе «Окружающий мир» 252
8.2.2. Организация фенологических наблюдений младших школьников……………………………………………………………………………….253
8.2.3. Методика проведения экскурсий по изучению процессов развития в природе…………………………………………………………………...255
Тема 8.3. Методика изучения компонентов неживой природы в курсе «Окружающий мир» …………………………………………………263
8.3.1. Программное содержание и задачи изучения в начальной школе компонентов неживой природы (воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы) ………………………………………………………………………………263
8.3.2. Методические особенности изучения компонентов неживой природы………………………………………………………………………….....265
8.3.3. Организация практической деятельности младших школьников по изучению компонентов неживой природы………………………….….…266
Тема 8.4. Методика изучения живых организмов в курсе «Окружающий мир» …………………………………………………………….273
8.4.1. Задачи изучения в начальной школе живых организмов……..273
8.4.2. Знакомство младших школьников со свойствами живых организмов………………………………………………………………………………276
8.4.3. Формирование умений классифицировать живые организмы...278
8.4.4. Организация опытов по изучению условий жизни…………….280
Тема 8.5. Методика изучения в курсе «Окружающий мир» организма человека и вопросов охраны здоровья……………………….287
8.5.1. Вопросы охраны здоровья в школьном курсе «Окружающий мир» ……………………………………………………………………………287
8.5.2. Методические особенности изучения организма человека……289
8.5.3. Организация самонаблюдений за своим организмом………….291
8.5.4. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью………………………………294
Тема 8.6. Методика изучения природных сообществ в начальном курсе «Окружающий мир» ………………………………………….296
8.6.1. Задачи изучения в начальной школе природных сообществ…296
8.6.2. Установление пространственно-функциональной структуры природных экосистем………………………………………………………………297
8.6.3. Методика проведения экскурсий по знакомству с экосистемами своего края………………………………………………………………………298
8.6.4. Изучение природных зон России………………………….……303
Тема 8.7. Методика изучения землеведческих вопросов в курсе «Окружающий мир» …………………………………………………………306
8.7.1. Элементы землеведения в начальном курсе «Окружающий мир» ……………………………………………………………………………306
8.7.2. Методические приемы изучения формы и движения Земли…308
8.7.3. Изучение земной поверхности……………………………….…310
8.7.4. Формирование у младших школьников умений ориентироваться в пространстве…………………………………………………………………319
8.7.5. Карта как источник знаний о природе и средство развития детей………………………………………………………………………………325
Тема 8.8. Методика изучения взаимоотношений в системе «Человек – природа» в курсе «Окружающий мир» ………………………..335
8.8.1. Программное содержание темы…………………………………335
8.8.2. Методические особенности изучения взаимоотношений природы и человека в начальной школе………………………………………………..336
8.8.3. Методы и приемы изучения взаимоотношений природы и человека……………………………………………………………………………..337
8.8.4. Формирование ценностного отношения к природе……………339
Тема 8.9. Методика изучения историко-обществоведческого материала в курсе «Окружающий мир» ………………………………...343
8.9.1. Актуализация значимости обществоведческого образования в формировании целостной картины мира и нравственно-духовной культуры учащихся………………………………………………………………………343
8.9.2. Подходы к отбору историко-обществоведческого содержания.....……………………………………………………………………………347
8.9.3. Работа с хронологическим материалом в начальной школе….349
8.9.4. Методика изучения исторических явлений, исторических личностей, исторических дат………………………………………………………..350
8.9.5. Специфика работы с исторической картой…………………….351
8.9.6. Методы, приемы и средства изучения историко-обществоведческого материала……………………………………………….352
Контрольные вопросы и задания………………………………….354
Раздел 9. Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира………………………………………………………………………………355
тема 9.1. Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеклассной работе………………………………………..355
9.1.1. Сущность понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание» ………………………………………………………………355
9.1.2. Стратегическая цель экологического воспитания детей. Составляющие экологической культуры младших школьников……………………356
9.1.3. Принципы экологического образования и воспитания младших школьников……………………………………………………………………..357
9.1.4. Задачи экологического воспитания, решаемые в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………….358
9.1.5. Основные аспекты содержания экологического воспитания………………………………………………………………………………358
9.1.6. Методы и формы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………………………………367
Контрольные вопросы и задания…………………………………374
Раздел 10. Развитие методики преподавания естествознания в России…………………………………………….…..375
Тема 10.1. Развитие методики преподавания естествознания в дореволюционный период………………………………………………..375
10.1.1. Зарождение методики преподавания естествознания в дореволюционный период……………………………………………………………375
10. 1.2. Многообразие подходов к изучению естествознания в школах России…………………………………………………………………………376
10.1.3. Вклад А.Я. Герда в развитие методики обучения естествознанию………………………………………………………………………………378
10.1.4. Разнообразие взглядов на преподавание основ естествознания на переломе эпох……………………………………………………………….…379
Тема 10.2. Развитие методики преподавания естествознания в советский период……………………………………………………………384
10.2.1. Поиск альтернативных вариантов обучения естествознанию в 20-30-е годы ХХ века………………………………………………………….384
10.2.2. Основные тенденции развития начального естественнонаучного образования и методики преподавания естествознания в 40-50-е годы ХХ века………………………………………………………………………………..386
10.2.3. Перестройка начального образования в 60-70-е годы ХХ века………………………………………………………………………………..388
10.2.4. Реформа школьного образования в 80-90-е годы ХХ века…..390
Тема 10.3. Перспективы и основные направления развития начального естественнонаучного образования и методики преподавания естествознания на современном этапе………………………392
10.3.1. Стратегии развития начального естественнонаучного образования на современном этапе……………………………………………………..392
10.3.2. Гуманизация и гуманитаризация процесса обучения естествознанию………………………………………………………………………….393
10.3.3. Интеграция и дифференциация содержания естественнонаучного образования…………………………………………………………………394
10.3.4. Экологизация и регионализация процесса изучения окружающего мира…………………………………………………………………………397
10.3.5. Стандартизация и вариативность педагогических систем и программ по изучению социальной и естественной природы на ступени начальной школы………………………………………………………………………398
10.3.6. Технологизация и инновационность образовательного процесса…………………………………………………………………………………399
Контрольные вопросы и задания …………………………………400