Личность как уникальная социальная система




 

Социология личности – это специальная социологическая теория, объектом которой является человек. Она изучает социальное формирование, становление и развитие человека в социальной, биосоциальной, экосоциальной средах.

Личность изучают философия, психология, социальная психология и социология.

Философия рассматривает личность, ее положение в мире как субъект деятельности, познания и творчества.

Психология изучает личность, ее темперамент, характер, волю.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые включены в социальные группы, а также психологию этих групп. Она изучает межличностные отношения, проблемы общения людей (коммуникативное, интерактивное, перцептивное) и т.д.

Социология выделяет в личности социально-типическое. Личность в социологии выступает как представитель социальной группы, класса, нации, семьи. Социология изучает личность в трех основных аспектах:

а) как социальная система и как элемент социальных общностей, институтов; б) личность как объект социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее формирования, социализации, воспитания);

в) как субъект общественных отношений, в том числе деятельность, поведение и активность личности.

Что такое личность? Как соотносятся понятия «человек – индивид – личность – индивидуальность»? Человек благодаря труду вышел из животного мира. Он развивается в обществе, действует совместно с другими людьми, общается с ними и постепенно становится личностью. Он познает мир, преобразует его, общество и самого себя. Индивид и личность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела – прямая походка, структура мозга способствуют развитию интеллекта; строение руки – использованию орудий труда. Эти качества характеризуют младенца уже как человека. Детеныш животного не имеет таких качеств. Он – особь. Индивид имеет родовую принадлежность к человеческому роду. Индивидом можно считать и ребенка, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и человека племени на стадии дикости, и высокообразованного человека. Следовательно, индивид – это потенциальный человек, статистическая единица, которая действует, мыслит, страдает иначе, чем другие. Потом он становится личностью, социализируется. Личность – это социальное, системное качество, которое приобретено индивидом в процессе деятельности и общения. Оно характеризует уровень и качество общественных отношений в человеке. Индивид обладает познавательными свойствами с помощью органов чувств: телесность, поведение, мимика, речь. Личность воплощает в себе невидимую глазами систему общественных отношений.

К. Маркс писал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Если родовую сущность человека в отличие от всех других живых существ составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность конкретного человека есть совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он включен как субъект. Эти связи – вне человека, то есть в общественном бытии и поэтому безличны и объективны (раб в полной зависимости от рабовладельца). И вместе с тем, эти связи – внутри человека, в нем самом как личности, и поэтому они субъективны (раб ненавидит рабовладельца, покорен или восстает против него, вступает с рабовладельцем в определенные связи). Понятие «индивид» и «личность» не тождественны. Индивид может не являться личностью, как и личность существовала бы без индивида. Например, феральные люди (во Франции в волчьей стае выросли два ребенка, вне человеческого общества. Людям трудно было «втянуть» их в общую деятельность и общение). Здесь индивид не состоялся как личность. Возможно появление личности, за которой не стоит реальный человек. Это будет квазиличность, например Козьма Прутков, созданный совместным творчеством А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых; «Овод» в романе Э. Войнич. За ними не стоял конкретный человек, но на их примере формировались личности. В первоначальном значении слово «личность» означало маску, роль, которую исполнял актер в древнем греческом театре. Отсюда и произошло слово «личина». Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса (города – государства). Платон говорил о человеке для государства – истоки тоталитаризма. Аристотель говорил о государстве для человека – истоки правового государства, которые получили развитие у Цицерона, а позже – у Дж. Локка, Ш. Монтескье и других философов.

Личностьэто конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, которые реализуются в социальных связях, социальных институтах, культуре, в социальной жизни. Биологические качества личности: темперамент, эмоции, характер, воля, которые присущи человеку, не исчезают в его личности. Личность – любой человек, а не выдающийся, талантливый, потому что все люди включены в систему общественных отношений. Понятие личности показывает, как в каждом человеке индивидуально отражены социально значимые черты и как проявляется сущность человека, выступающего в качестве совокупности общественных отношений. Социология стремится изучить личность как источник общественной жизни и как ее реальный носитель. Социология обозначает личность как единого человека, который проявляет социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности во взаимосвязи с другими людьми. Этим данный человек как личность способствует стабилизации в развитии общественных отношений. Следовательно, центральная проблема социологии – взаимовлияние социальных условий (связей, социальных институтов, институтов власти) и деятельности человека. Основополагающими внутренними мотивами в деятельности являются потребности, то есть нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия. Потребности бывают: материальные, духовные, индивидуальные, общественные, коренные, стратегические, долговременные, сиюминутные, здоровые, нездоровые. Формой проявления потребностей является интерес. Ближайшим отражением интереса в сознании людей является стимул. Стимул – это определенное побуждение людей к действию. Оно может быть материальным, или духовным, моральным. Однако в связке со словом «стимул» прилагательное «духовный» звучит иронически, потому что стимулом в Древнем Риме называли заостренную палку, которой погоняли быков. Важное значение в деятельности личности имеют цели, идеалы и конечный результат. Социальными качествами личности являются: самосознание, самооценка, активность, интересы, направленность, убеждение, установка, ценности, идентичность. Они представляют собой сложную социальную структуру личности. Система личности имеет следующие особенности: ценность, открытая социальная система, динамически изменяющаяся система, саморегулирующаяся система, саморазвивающаяся система. Социология отмечает ряд социальных типов личности.

Академик Е.М. Бабосов следующим образом характеризует эти типы личности.

1. Модальная личность характеризуется средними общепринятыми чертами, присущими определенной культуре. Модальная личность белоруса определяется толерантностью, с уважительным отношением к людям других наций, культур, религий и т.д.; неторопливостью в суждениях и выводах; настойчивостью и упорством.

2. Базисная личность имеет черты, которые присущи для данного типа культуры или социального слоя. Например, для «интеллигента» должны быть характерны духовное развитие, совестливость, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм.

3. Маргинальный тип личности – это человек, который активно перемещается по социальной лестнице (в восходящем или нисходящем направлении). Он переходит из одной социальной среды в другую. Человек – маргинал в результате такого перемещения получает иной социальный статус. Эта личность на рубеже разных социокультур (национальных, профессиональных, социальных и т. д.).

4. Реактивная личность характеризуется зависимостью в своих основных чертах и поступках от внешних влияний. Она не в состоянии, порой, отметить главные, наиболее важные, существенные из них. Поэтому «плывет по течению», а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.

5. Проактивная личность, наоборот, способна в любых обстоятельствах проводить в жизнь свою линию поведения. Она не боится трудностей и активно их преодолевает.

6. Криминальный тип личности, как правило, знает основные нормы, законы, правила поведения, но сознательно их нарушает, преследует свои корыстные цели и интересы.

В зависимости от направленности психической энергии индивидов необходимо выделить следующие психотипы личности:

· Экстровертный

· Сенсорный

· Мыслительный

· Решающий

· Интровертный

· Интуитивный

· Чувствующий

· Воспринимающий

Следовательно, на формирование личности значительное влияние оказывают биологические и психологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образы поведения в социальной группе.

Однако главными факторами формирования личности являются групповой и субъективный личностный опыт.

В социологической литературе рассматриваются и такие типы личности:

· «деятели» – воины, ремесленники, инженеры, педагоги. Для них характерны активные действия по изменению мира, других людей и себя;

· «мыслители» – они склонны к размышлению, созерцанию. Их главное оружие – слово;

· «люди чувств и эмоций» – это деятели литературы и искусства. Их главное оружие – интуиция;

· «гуманисты и подвижники». Их оружие – обостренное ощущение душевного состояния другого человека, любовь ко всему живому. Дело их жизни – милосердие.

 

Основные социологические теории личности (К. Маркс, Ч. Кули, Д. Мид, З. Фрейд, Т. Парсонс)

Социология рассматривает ряд теорий личности. Например, марксистская теория, где главный акцент делается на взаимосвязи личности и общества. Об этом было отмечено ранее. Марксизм учит, что личность нужно рассматривать как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, как результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. Система «личность как объект» представлена в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований. Эти требования предъявляются социальными общностями к их членам. Большое внимание в марксистской социологии уделяется исследованию субъективных свойств личности. Отмечено значение деятельности человека в процессе его становления как личности. Марксизм, рассматривая личность как субъект социальных отношений, обращает внимание на автономность, определенную степень независимости от общества, способность иногда противопоставить себя обществу. Личная независимость связана с умением властвовать над собой. Это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, который основан на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Марксистская теория личности рассматривалась и в философии.

Существуют и другие концепции личности. Например, ролевая, которая возникла в американской социальной психологии в 30-е годы ХХ века. Ее разработали ученые – социологи Ч. Кули, Д. Мид, Т. Парсонс.

Ч. Кули создал теорию зеркального отражения своего «я» в обществе, в группе людей. Еще У.Теккерей в произведении «Ярмарка тщеславия». «Роман без героя» писал: «мир – это зеркало, оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном». Социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед вами.

Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального «я»:

а) наше восприятие того, как мы смотрим на других;

б) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;

в) наши чувства по поводу этого мнения.

Ч. Кули определял возможность формирования личности Я – образа на основании зеркального – Я. Однако Ч. Кули не учитывал активность личности. Кули отмечал, что личность развивается благодаря мнениям других людей. Ч. Кули не установил механизм восприятия личностью оценок, которые сделаны другими людьми. Он не показал, как происходит социализация человека в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Д. Мид разработал теорию процесса восприятия человеком других личностей и развил теорию «обобщенного другого». Эта теория дополняет и развивает теорию зеркального «Я». «Обобщенный другой» представляет всеобщие ценности и стандарты поведения некоторых групп. Человек в процессе общения как бы встает на место других людей и видит себя со стороны других личностей. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с предъявляемыми оценками его «обобщенного другого». Американский ученый – социолог А. Халлер в дополнение к теории Д. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный человек добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на человека. В качестве «значимого другого» могут быть родители, учителя, наставники и т.д. Человек стремится принять их роли, подражать им. И таким путем осуществляется процесс социализации личности через «значимого другого».

Процесс формирования личности рассматривали и американский социолог Н. Смелзер и австрийский психолог З. Фрейд. Так, Н. Смелзер называет три стадии развития личности: а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых; б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; в) стадия групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ожидает группа людей.

Первым отметил три элемента социализации ребенка З. Фрейд:

а) «ид» – источник энергии, который стимулирует стремление к удовлетворению;

б) «эго» – который осуществляет контроль личности на основе реальности;

в) «суперэго» или нравственный оценочный элемент. З. Фрейд рассматривает формирование личности как процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате чего происходит становление этих трех элементов личности. В этом процессе З. Фрейд отмечает четыре стадии, которые связаны с тем или иным участком тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости. Фрейд пишет о психологическом механизме формирования личности: имитация, идентификация, чувство стыда, чувство вины.

Имитация – это осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания выступают родители детей, родственники, друзья.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д; их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация – это позитивные механизмы, потому что они нацелены на усвоение ребенком определенного типа поведения.

«Стыд и вина – отмечает З. Фрейд, – это негативные механизмы, потому что они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения». З. Фрейд считал, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и мало чем различны. Однако между ними есть различие. Стыд ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков между людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человека своих поступков.

Проблему формирования личности рассматривает и американский социолог Т. Парсонс. Он и его последователи пишут о личности как о функции от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками.

1) Эмоциональная. Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – рискованности (предприниматель, военный, пожарный и т.д.).

2) Способ получения роли. Одни предписываются, другие – завоевываются. 3) Масштаб. Часть ролей сформировалась и строго ограничена, другая – размыта.

4) Формализация. Действия в строго установленных правилах или произвольно.

5) Мотивация. На лучшую прибыль, на лучшую жизнь. Любая роль характеризуется набором этих свойств. Г. Маркузе в 60 – е годы 20 века разрабатывал концепцию «одномерного человека». Он пишет, что под влиянием пропаганды человек впитывает информационные социальные стереотипы и формирует упрощенные схемы черно – белого видения проблемы. Например: в России «простые люди» и «новые русские», «коммунисты» и «демократы». «Современное общество, отмечает Г. Маркузе – делает людей как бы одномерными». Они воспринимают происходящие события в плоскости примитивных альтернатив и противостояний. Исследователи Т.Адорно и К.Корни, как и другие неомарксисты и неофрейдисты, обосновывают в своих работах положение, что «нормальная» личность современного общества является невротиком. Прежних систем общностей людей, где были общепринятые устойчивые ценности, не существует, и теперь человек играет новые роли, где нормативная структура личности, совести, морали, значение традиции, представления о должном становятся размытыми.

 

Список литературы

 

1. Бабосов Е.М. Общая социология. Учебное пособие для студентов вузов. – Мн., 2004.

2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Учебное пособие для студентов вузов. –Мн., 2003.

3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. – Ростов н/Д, 2007.

4. Горелов А.А. Социология. Учебник. – М., 2006.

5. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.; Логос, 2001.

6. Кравченко А.И. Основы социологии; Учеб. пособие для вузов. – М.; Логос, 1998.

7. Радугин А.А. Социология. Курс лекций/А.А. Радугин, К. А. Радугин. – М.; Центр, 2001.

8. Общая социология. Учебное пособие/Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендиева.–М., 2007.

9. Социология. Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М., 2005.

10. Социология. Наука об обществе. Учеб. пособие/Под ред. Ю.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков, 1996.

11. Смелзер Н. Социология. – М.; Феникс, 1994.

12. Социология; Учеб. пособие/Под ред. А.Н. Елсукова, Е.М. Бабосова, А.Н. Данилова и др. – Мн.; ТетраСистемс, 1998.

13. Симхович В.А. Японский феномен. «Корпоративный человек» и миф о его трудолюбии.//Социология. – 2001, №2, С. 3-11.

14. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.; Прометей. 1998.

15 Шикун А.И. Социология. Учеб. пособие. – Мн., 2005



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: