РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация: В соответствии с положениями Конституции РФ, Президент РФ самостоятельно определяет основные направления внешней политики. Эта функция вытекает из того, что он является главой государства и занимает высшую ступень в системе государственной власти и к тому же в России сложилась такая форма государственного правления, где наиболее приоритетные функции государства возлагаются на Президента РФ. Если же обратиться к юридической литературе, то функция главы государства в определении государственной политики относится к числу основных и приоритетных функций, а также выступает определяющей характеристикой его деятельности.
Absrract: In accordance with the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the President of the Russian Federation independently determines the main directions of foreign policy. This function stems from the fact that he is the head of state and occupies the highest level in the system of state power, and, moreover, a form of state government has developed in Russia where the most priority functions of the state are assigned to the President of the Russian Federation. If we turn to the legal literature, then the function of the head of state in determining state policy is one of the main and priority functions, and is also a defining characteristic of his activities.
Ключевые слова: внешние функции государства, внутренние функции государства, государственная политика, функции главы государства, государственный совет.
Keywords: external functions of the state, internal functions of the state, state policy, functions of the head of state, state council.
Если сделать исторический экскурс, то стоит отметить важное положение – функция президента РФ в определении государственной политики оказалась случайной, так как изначально в советский период она возлагалась на Съезд народных депутатов. При разработке проекта Конституции РФ данная функция была отдана Президенту с целью демонстрации, что в России сформировано сильная президентская власть.
|
Государственная политика в правовой литературе именуется как особенное явление, обладающее общетеоретическим и нормативным разнообразием. К тому же, в различных зарубежных странах роль Президента РФ в определении государственной политики имеет свои характерные особенности, которые зависят в свою очередь от различных факторов. К тому же, роль главы государства в данным направлении в настоящее время возрастает, ввиду того, что в настоящее время под влиянием таких факторов как субъективных, глобальных и национальных, внутренних и внешних, происходят глобальные процессы [1, с.4]. Государственная политика государства складывается из политики социальной, политики публичной, государственно-властной. Такая политика отражает цели, задачи, направления и приоритетные направления функционирования государства как целостного социального института.
Роль Президента РФ так же возросла ввиду внесенных изменений в действующую Конституции РФ в 2020 году. Теперь же, государственная политика должна строиться таким образом, чтобы более направлением являлось развитие России как правового государства, в связи с чем, Президент РФ должен наполнять ее юридическим содержанием. Важное значение должно уделяться необходимости усовершенствовать законодательство [6, С. 306], преодолению правовых коллизий [7, С. 48]. В 2020 году глава государства отметил, что в настоящее время стоит потребность в качественном развитии всей правовой базы [2]. Из этого напрямую следует вывод, что в настоящее время государственная политика России имеет первостепенное значение и успех в ее реализации зависит прежде всего от того, как Президент РФ реализует функцию по развитию правовой базы. Главная особенность государственной политики в России состоит в том, что она является особенным средством регулирования всех сфер жизнедеятельности общества и параллельно выступает еще и механизмом средств и принципов по достижению стратегических целей и тактических задач государства и общества [3].
|
Президент РФ также определяет приоритетные направления государственной политики, учитывая следующие особенности:
1. Данная политика должна иметь определенные цели и задачи;
2. Как особая форма воплощения политического государства;
3. Как средство ограничения власти законом;
4. Как цель по отношению к обществу.
Стоит отметить, что также после внесения поправок в РФ был сформирован новый конституционный орган – Государственный совет, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренний политики государства. В связи с чем в правовом поле заговорили о том, что теперь роль Президента в данной сфере снижается, так как глава государства по факту лишился права единолично обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и определять основные направления внутренней и внешней политики [4]. Однако оно не является верным, так как Президент РФ не лишился функции выбора направления реализации государственной политики государства, просто эта функция также легла и на новый конституционный орган – Государственный совет, который формирует глава государства, но при этом не указано принимает ли он единоличную роль в его возглавлении.
|
Президент РФ также не лишился полномочий по оглашению направлений государственной политики ежегодно в специальном Послании Президента Федеральному Собранию. В 2021 году значительная часть обращения главы государства была посвящена мерам социальной поддержки. В данном направлении осуществления государственной политики прозвучало два тезиса: регионы смогут получить инфраструктурные кредиты, но только те, которые проводят взвешенную финансовую политику и также регионам были выделены бюджетные кредиты, выделенные в целях осуществления борьба с последствиями ковида [5].
Подводя итог вышесказанному стоит отметить, что функция Президента РФ в определении государственной политики основана на особенных положениях Основного закона нашего государства. Примечательно, что не во всех президентских и полупрезидентских республиках высока роль главы государства при осуществлении данной функции. Однако при этом его роль ограничена, так как его деятельность должна быть основана на конституционных положениях, посвященных внутренней и внешней политики. Хотя в Конституции РФ и закреплена данная функция государства, но закрепленные в нем пределы его полномочий размыты, так как имеются лишь общие предписания политического характера, что с одной стороны, что с одной стороны, препятствует выполнению Президентом РФ функции определения государственной политики, а с другой, увеличивает возможность производного толкования ее положений главой государства. И эта проблема может быть решены только путем внесения изменений в Конституцию РФ.
Список литературы:
1. Рудковский В.А. Основы правовой политики: учеб. пособие/ В.А. Рудковский; Федер. гос. образоват. учреждение высш. образования «Волгоград. Гос. ун-т». – Волгоград: Изд-во ВолГУ,2017. – 102 с.
2. Путин заявил о необходимости развития правовой базы в России. [электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2020/09/23/n_14979679.shtml
3. Парганаева Д.Н. Внутренние и внешние функции государства: исследование основных проблем // Ленинградский юридический журнал. 2018. №1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennie-i-vneshnie-funktsii-gosudarstva-issledovanie-osnovnyh-problem (дата обращения: 29.12.2021).
4. Гаврилов Н. П. Роль Президента Российской Федерации в определении государственной политики // ЮП. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-v-opredelenii-gosudarstvennoy-politiki (дата обращения: 29.12.2021).
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 "Послание Президента Федеральному Собранию" // Справ. сист. Консультант Плюс
6. Боков, Ю. А. Проблемы деятельности органов государственной власти по противодействию терроризму / Ю. А. Боков, А. М. Абдуллаева // Модернизация российского общества: стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: материалы ХX Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием), Таганрог, 19–20 апреля 2019 года / ЧОУ ВО "Таганрогский институт управления и экономики". – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2019. – С. 303-307.
7. Боков, Ю. А. Коллизии между федеральным и региональным законодательством: на примере Волгоградской области / Ю. А. Боков, О. Н. Мезина // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 45-48.