Этап урока. Методы и приемы | Содержание урока | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Этап самоопределения к деятельности | - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Приветствовать учителя. |
2. Актуальность знаний и мотивация | - Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? (поэтическая тетрадь) - С произведениями каких писателей познакомились? (Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин) - О чём эти произведения? (о природе, временах года) Проверка домашнего задания: чтение стихотворения выразительно Д. Б. Кедрина «Бабье лето». | Отвечать на вопросы учителя. Читать стихотворения выразительно. |
3. Постановка учебной задачи | -Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, скоро совсем растает снег. - А мы с вами отправимся в гости к осени. - С какого месяца начинается осень ?(С сентября). -Что происходит в это время в природе? - Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119. - Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать. - Какие его произведения вам знакомы? («Сентябрь»). - Что вы знаете об этом поэте? - Сформулируйте тему и цель урока. | Слушать учителя. Формулировать тему и цель урока. |
4. Открытие нового знания | Рассказ о творчестве поэта. – Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года. Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971 года. Учитель читает стихотворение. - Как я прочитала это стихотворение? (С интонацией восхищения). - А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения). - Скажите мне, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией? Какое настроение у самого поэта? (С интонацией и чувством восхищения). | Внимательно слушать рассказ учителя о творчестве поэта. |
5. Первичное закрепление во внешней речи | Вопросы и задания для детей по стихотворению Н.М. Рубцова «Сентябрь» - Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта? («Слава тебе», «радостный покой»; «солнечный блеск чудесный», «роща багряная», «россыпь ягод», «праздник нагрянул на златогривых конях».) - Что, кроме слов, передает радость? (Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.) - Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта. - Чему же так радуется поэт? (Красоте осени и покою, который она несет.) - Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения? (Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.) - Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду? (Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.) - Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким? (Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.) - Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником? (В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.) - Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней? (Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.) -Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях? (Сравнение.) - Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием? (Олицетворение.) - Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске? (С.) - Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись. - Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С. - Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.) - Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне? (Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.) - Будет ли в октябре так же радостно поэту? (Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.) | Анализировать стихотворение по вопросам учителя. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | — Подберите синонимы к словам: КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.) НАСТУПИЛ - (настал). ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать (устар. книжн.)). — Подберите антонимы к словам: КРАТКИЙ — (долгий, продолжительный). РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь). — Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.) — Объясните слова поэта: «и ничего не желаю, и ничего не хочу». — Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять? | Подбирать синонимы к словам. Подбирать антонимы к словам. Объяснять слова поэта. Выборочное чтение. |
7. Включение в систему знаний | Выразительное чтение стихотворения учащимися. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения. | Отвечать на вопросы учителя. Записывать домашнее задание. |
8. Рефлексия деятельности . | - Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов. - Что самое интересное запомнилось про автора? - Что можете сказать о стихотворении, с которым мы сегодня познакомились? | Оценивать свою деятельность на уроке. |