Технологическая карта урока.




Этап урока. Методы и приемы Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Этап самоопределения к деятельности - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Приветствовать учителя.
2. Актуальность знаний и мотивация   - Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? (поэтическая тетрадь) - С произведениями каких писателей познакомились? (Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин) - О чём эти произведения? (о природе, временах года) Проверка домашнего задания: чтение стихотворения выразительно Д. Б. Кедрина «Бабье лето». Отвечать на вопросы учителя.   Читать стихотворения выразительно.
3. Постановка учебной задачи -Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, скоро совсем растает снег. - А мы с вами отправимся в гости к осени. - С какого месяца начинается осень ?(С сентября). -Что происходит в это время в природе? - Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119. - Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать. - Какие его произведения вам знакомы? («Сентябрь»). - Что вы знаете об этом поэте? - Сформулируйте тему и цель урока. Слушать учителя.     Формулировать тему и цель урока.
4. Открытие нового знания   Рассказ о творчестве поэта. – Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года. Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971 года.   Учитель читает стихотворение. - Как я прочитала это стихотворение? (С интонацией восхищения). - А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопроситель­ной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздра­жения, восхищения). - Скажите мне, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией? Какое настроение у самого поэта? (С интонацией и чувством восхищения). Внимательно слушать рассказ учителя о творчестве поэта.  
5. Первичное закрепление во внешней речи   Вопросы и задания для детей по стихотворению Н.М. Рубцова «Сентябрь» - Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта? («Слава тебе», «радостный покой»; «солнечный блеск чудесный», «роща багряная», «россыпь ягод», «праздник нагрянул на златогривых конях».) - Что, кроме слов, передает радость? (Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.) - Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта. - Чему же так радуется поэт? (Красоте осени и покою, который она несет.) - Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения? (Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.) - Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду? (Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.) - Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким? (Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.) - Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником? (В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.) - Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней? (Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.) -Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях? (Сравнение.) - Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием? (Олицетворение.) - Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске? (С.) - Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись. - Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С. - Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.) - Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне? (Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.) - Будет ли в октябре так же радостно поэту? (Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.)     Анализировать стихотворение по вопросам учителя.  
6. Самостоятельная работа с самопроверкой — Подберите синонимы к словам: КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.) НАСТУПИЛ - (настал). ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жа­ждать, алкать (устар. книжн.)). — Подберите антонимы к словам: КРАТКИЙ — (долгий, продолжительный). РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь). Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск иг­рает с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.) — Объясните слова поэта: «и ничего не желаю, и ничего не хочу». — Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли на­строение автора? Какие слова помогают это понять? Подбирать синонимы к словам.     Подбирать антонимы к словам.     Объяснять слова поэта.   Выборочное чтение.
7. Включение в систему знаний Выразительное чтение стихотворения учащимися. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения. Отвечать на вопросы учителя. Записывать домашнее задание.
8. Рефлексия деятельности . - Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов. - Что самое интересное запомнилось про автора? - Что можете сказать о стихотворении, с которым мы сегодня познакомились? Оценивать свою деятельность на уроке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: