Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
· чувство гордости за российскую астрономическую науку, достижения в области космонавтики, гуманизм, целеустремленность;
· готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, к повышению общекультурного уровня;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
· умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
· использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
· использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
· умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
· умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
· использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты:
· научиться давать определения изученным понятиям;
· разъяснять основные положения изученных теорий и гипотез;
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты;
· классифицировать изученные объекты и явления, самостоятельно выбирая основания классификации;
· наблюдать и интерпретировать результаты самостоятельно проводимых наблюдений, астрофизических явлений, протекающих в природе;
· обобщать знания о Вселенной, полученные из различных источников и делать обоснованные выводы о их закономерностях;
· структурировать учебную информацию;
· интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать её научную достоверность;
· объяснять принципы действия телескопов, других приборов и технических устройств, с которыми проводятся астрономические наблюдения, и способы обеспечения безопасности при их использовании;
· самостоятельно добывать новое для себя астрофизическое знание, используя для этого доступные источники информации;
· применять приобретённые знания по курсу «Мир, в котором мы живём» для решения практических задач, встречающихся в повседневной человеческой жизни, для рационального природопользования и охраны окружающей среды;
· прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с развитием космонавтики и астрофизики;
· самостоятельно планировать и проводить астрономические наблюдения, соблюдая правила безопасной работы со специальным оборудованием.
Содержание курса
Введение в астрономию (6ч)
Предмет астрономии.
Особенности астрономических наблюдений. Звёзды и созвездия.
Небесные карты.
История календаря.
Строение Солнечной системы (2ч)
Развитие представлений о Солнечной системе.
Физическая природа тел Солнечной системы (5ч)
Общая характеристика тел Солнечной системы.
Планета Земля. Луна.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты.
Карликовые планеты.
Малые тела.
Солнце и звезды (3ч)
Общие сведения о Солнце.
Солнце и жизнь Земли.
Эволюция звёзд.
Наша Галактика.
Другие галактики.
Формы организации учебного процесса:
· Урок.
· Лекция.
· Конференция.
· Семинар.
· Виртуальная экскурсия.
· Дистанционные и Интернет проекты.
В преподавании курса используются следующие технологии обучения:
- Технология проблемного обучения.
- ИКТ технология.
3. Тематическое планирование
№п/п | Основное содержание | Основные понятия | Вид деятельности учащихся | Дата проведения |
Введение в астрономию (6ч) | ||||
Предмет астрономии. Особенности астрономических наблюдений. | Обсерватории. Стоунхендж и Аркаим. Телескопы. | Виртуальная экскурсия в Стоунхендж | ||
Астрономия Междуречья. Астрономия в Древнем Египте. Астрономия в Древнем Китае. | Понятие о созвездиях. Системы летоисчисления | Виртуальная экскурсия в Луксор | ||
Астрономия в Древней Греции | Планеты и спутники. Созвездия. | Анализ легенд и мифов | ||
Звёзды и созвездия. | Созвездия, которые всегда видны на Южном Урале. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе. Заходящие и незаходящие созвездия. | Наблюдение за видом звёздного неба (виртуальный планетарий) | ||
Небесные карты | Подвижная карта звездного неба, эклиптика. | Практическая работа с подвижной картой звездного неба | ||
История календаря. | Календари народов мира. Всемирный календарь. | Рефераты, презентации. | ||
Строение Солнечной системы (2ч) | ||||
Первоначальные представления о Солнечной системе. | Геоцентрическая система. К. Птолемея. | Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы» | ||
Развитие представлений о Солнечной системе. | Гелиоцентрическая система Н. Коперника. История жизни Дж. Бруно. | Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы» | ||
Физическая природа тел Солнечной системы (5ч) | ||||
Происхождение планет. Общая характеристика тел Солнечной системы. | Планеты, спутники планет, малые тела солнечной системы. | Изучение компьютерной модели Солнечной системы | ||
Планеты земной группы. | Общая характеристика атмосферы, поверхности планет. | Компьютерное моделирование условий видимости планет | ||
Луна. | Физические условия на Луне. Движение Луны. Поверхность Луны. Реголит. | Наблюдение Луны и её фаз, наблюдение смены сезонной видимости звёздного неба | ||
Планеты-гиганты. | Общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца. | Составление таблицы «Солнечная система | ||
Малые тела. | Карликовые планеты, спутники, астероиды, метеориты, кометы. | Подготовка сообщений о физической природе небесных тел с использованием ИКТ и Интернет | ||
Солнце и звезды (3ч) | ||||
Общие сведения о Солнце. Солнце – ближайшая звезда. | Солнце – ближайшая звезда. Представление древних о нашем дневном светиле. | Подготовка сообщений о ярких звездах. | ||
Наша Галактика. | Галактика. Млечный путь. Вращение, строение и состав Галактики. | Виртуальное путешествие по Галактике | ||
Другие галактики. Освоение космоса. | Галактики. Их классификация. Экзопланеты. | Изучение справочных материалов | ||
Итоговое занятие |