ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ФИО учителя: Мартынова Е.П.
Учебный предмет: литература
Класс:8
Автор УМК: под редакцией В.Я.Коровиной.
Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство с новым композиционным приёмом – контрастом.
Деятельностная: развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся. Звучит музыка. -Кто знает, что это за музыкальный жанр? -Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка? Почему музыка меняется? -Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке? - Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении. Давайте обратимся к жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом? -Не оговорилась ли я: действительно ли это рассказ? Докажите. -Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора. Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу. Небольшое сообщение о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным" | Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанной музыке, о том, что мазурку можно услышать на балу. Подбирают эпитеты (волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая, жестокая, грустная и т.д), работают индивидуально. Участвуют в дискуссии. Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9) Построение речевого высказывания в устной форме(П3) Целеполагание (Р1). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1). | |||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам. ТЕСТна знание текста. Познакомить с эпиграфом урока: …Толстой рассказал нам о русской жизни столько же, сколько остальная наша литература. М.Горький. Беседа с классом о том, что такое композиция произведения, от чьего лица ведётся повествование в рассказе. – В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? -Что необычного вы увидели в построении рассказа? | Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом. Знакомясь с эпиграфом, выдвигают предположения о теме урока, взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают. | Построение речевого высказывания в устной форме(П3) Формулирование собственного мнения(К5) Владение диалогической формой речи(К13) | |||||||||||||||||||||
Словарная работа. И такая резкая противоположность называется контрастом. По литературоведческому словарю дать понятие о контрасте. Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность Противопоставление, контраст или антитеза как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу? | (образы, персонажи, художественные детали) | Построение речевого высказывания в устной форме(П3) Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2) | ||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||||||||||||||||||||||
3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | 1. Выделим картины бала и события происходящие после него в виде плана.
Контраст в композиции.
2. Провести наблюдение над языковыми средствами: 1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу. 2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат). – Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? 3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала. | Работа в парах, ответы каждого ученика. Работа в группах, участие в дискуссии. Сравнивают отобранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика. | Анализ объектов с целью выделения признаков(П8). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3). Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2) Использование схем, таблиц для решения задачи(П2); | |||||||||||||||||||||
4.Самостоятельная работа. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого.
| Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала. | Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П1). Умение решать проблемы(Р1). Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6); Использование схем, таблиц для решения задачи(П2); | |||||||||||||||||||||
5. Включение в систему знаний и повторения. | Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул? Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь? Какие выводы сделаете из этих наблюдений? | Можно работать в парах Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества. | Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме(П3). Уметь слушать и понимать речь других(К6). Умение решать проблемы(Р1). Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией(К7); Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4) | |||||||||||||||||||||
6. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | -Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке? -Остались ли довольны своей работой на уроке? - Что мешало и что помогало достичь цели? -Как оцениваете свою работу на уроке? - Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока? -Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке. Пример: Николай 1 2 определения (властный, жестокий) 3 действия (наказывал, казнил, унижал) Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной) Ассоциация (несправедливость Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы) Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке. 1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?» 2.Составьте синквейн: Варенька или полковник. 3. Напишите эссе «Моё мнение о полковнике». Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания. | Учащиеся в группах выполняют задание. Самоанализ. Участие в диалоге. Выставляют оценки в дневник. Отвечают на вопросы Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы) Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Формирование границ собственного знания и незнания(Л11). Адекватное восприятие оценки учителя(Р5) Самооценка личности (Л7) |
ТЕСТ на знание текста
1. Жанр произведения:
А) очерк
Б) повесть
В) рассказ
2. Тема произведения:
а) повествование о любви Ивана Васильевича;
б) рассказ о полковнике;
в) показ николаевской России.
3. Раскрытию идеи произведения помогает:
А) антитеза
Б) гипербола
В) олицетворение
4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности
5. Произведение заставляет задуматься о:
а) судьбе полковника;
б) личной ответственности человека за жизнь общества;
в) любви Ивана Васильевича.