Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО учителя: Мартынова Е.П.

Учебный предмет: литература

Класс:8

Автор УМК: под редакцией В.Я.Коровиной.

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство с новым композиционным приёмом – контрастом.

Деятельностная: развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы.

 
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне Приветствие учащихся. Звучит музыка. -Кто знает, что это за музыкальный жанр? -Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка? Почему музыка меняется? -Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке? - Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.   Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении.   Давайте обратимся к жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?   -Не оговорилась ли я: действительно ли это рассказ? Докажите. -Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.   Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу.   Небольшое сообщение о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным" Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанной музыке, о том, что мазурку можно услышать на балу.   Подбирают эпитеты (волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая, жестокая, грустная и т.д), работают индивидуально.   Участвуют в дискуссии.   Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории.     Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9) Построение речевого высказывания в устной форме(П3)   Целеполагание (Р1). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1).
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам. ТЕСТна знание текста.   Познакомить с эпиграфом урока: …Толстой рассказал нам о русской жизни столько же, сколько остальная наша литература. М.Горький. Беседа с классом о том, что такое композиция произведения, от чьего лица ведётся повествование в рассказе. – В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? -Что необычного вы увидели в построении рассказа? Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом.   Знакомясь с эпиграфом, выдвигают предположения о теме урока, взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают.     Построение речевого высказывания в устной форме(П3)   Формулирование собственного мнения(К5)     Владение диалогической формой речи(К13)
  Словарная работа. И такая резкая противоположность называется контрастом. По литературоведческому словарю дать понятие о контрасте. Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность Противопоставление, контраст или антитеза как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу?   (образы, персонажи, художественные детали) Построение речевого высказывания в устной форме(П3)     Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности.   Учащиеся выполняют упражнение. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

1. Выделим картины бала и события происходящие после него в виде плана.

Контраст в композиции.

  Первая часть рассказа Вторая часть рассказа
Место действия   зала у предводителя Описание улицы
Эмоциональное состояние героя      
Портрет отца Вареньки      
краски,цветовая гамма    
звуки    

 

2. Провести наблюдение над языковыми средствами:

1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу.

2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат).

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова?

3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.

Работа в парах, ответы каждого ученика.   Работа в группах, участие в дискуссии.     Сравнивают отобранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика. Анализ объектов с целью выделения признаков(П8). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3). Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)     Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);  
4.Самостоятельная работа. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний. Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого.
Полковник Наказываемый
   
   
   
Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала.   Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П1). Умение решать проблемы(Р1). Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6); Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);  
       
5. Включение в систему знаний и повторения. Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул? Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь? Какие выводы сделаете из этих наблюдений? Можно работать в парах     Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме(П3). Уметь слушать и понимать речь других(К6). Умение решать проблемы(Р1). Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией(К7); Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4)
6. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. -Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке? -Остались ли довольны своей работой на уроке? - Что мешало и что помогало достичь цели? -Как оцениваете свою работу на уроке? - Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока? -Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке. Пример: Николай 1 2 определения (властный, жестокий) 3 действия (наказывал, казнил, унижал) Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной) Ассоциация (несправедливость   Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)   Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке. 1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?» 2.Составьте синквейн: Варенька или полковник. 3. Напишите эссе «Моё мнение о полковнике». Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания. Учащиеся в группах выполняют задание. Самоанализ. Участие в диалоге.     Выставляют оценки в дневник. Отвечают на вопросы   Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы)     Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. Формирование границ собственного знания и незнания(Л11).   Адекватное восприятие оценки учителя(Р5)   Самооценка личности (Л7)  

ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: