ШКОЛА ЮНОГО ИСТОРИКА
департамента «Исторический факультет»
Уральского федерального университета
Школа юного историка познакомит учащихся 8-11 классов с инструментарием профессионального историка, раскроет секреты ремесла и даст возможность проверить приобретенные навыки на практике. Участие в Школе – бесплатное. Преподаватели исторического факультета проведут занятия и мастер-классы по темам, охватывающим различные исторические эпохи. Все занятия будут проходить на историческом факультете по субботам в период с 26 октября по 21 декабря 2019 г., начало в 16-00. Продолжительность одного занятия – 1,5 часа. По итогам занятий вручается диплом слушателя Школы.
Слушатели школы смогут принять участие в конкурсе по истории для школьников, призеры которого получат дополнительные два балла к ЕГЭ по истории в 2020 г. (при условии поступления в УрФУ).
Занятия Школы юного историка будут проходить по адресу: ул. Тургенева, 4, 4 этаж, ауд. 480.
Для доступа в университет нужно не позднее 10-00 пятницы пройти регистрацию по ссылке:
https://docs.google.com/forms/d/11vUsxjxq5kHY42Ylo6oprQ35yffgmpHG5QML_RTjVug/edit
После прохождения регистрации, для доступа в университет достаточно документа, с фотографией, удостоверяющей личность (паспорт, Е-карта и их аналоги)
Координаторы Школы:
Асс.-исслед. кафедры истории России Ившин Владислав Сергеевич
Электронная почта: v.s.ivshin@urfu.ru
Лаборант кафедры истории России Огуренко Егор Владимирович
Электронная почта: e.v.ogurenko@urfu.ru
План занятий:
Как читать берестяные грамоты?
Берестяные грамоты были обыденным средством коммуникации в Древней Руси. Эти маленькие записочки (нередко просто обрывки) на первый взгляд могут показаться простыми и примитивными, однако на самом деле они являются бесценным источником исторической информации. В фокусе лекционной части занятия будет историческая информация берестяных грамот. В практической части мы попробуем почитать грамоты и даже написать свою собственную.
Строители соцгорода. Историко-деловая игра.
В чем специфика советского города, каковы его основные черты? Нет лучшего способа узнать это, чем... самому попробовать себя в роли планировщика при советском промышленном гиганте. Как организовать селитьбу? Где поместить Дом быта и поликлинику? Сколько детских садиков нужно на район? Занятие представляет собой историко-деловую игру-соревнование по планировке воображаемого советского городка 1970-х годов, позволяющую изучить градостроительную и социальную сторону экономики «реального социализма».
Археология Урала
Какие ассоциации возникают у людей при слове «археология»? Как правило, это поиск сокровищ, приключения, египетские пирамиды, античные города или затерянные в Центральной Америке цивилизации ацтеков и майя. Насколько хорошо вы представляете, как в древности осваивались территории Урала? В нашем регионе исследованы тысячи археологических памятников – поселений, некрополей, культовых объектов и других свидетельств пребывания здесь людей, начиная с эпохи палеолита. Среди них есть и те, что имеют мировое значение для науки. Участникам встречи будет предложено разобраться, когда заселялся Урал, как его обитатели жили, умирали, а также какие методы используются в археологии, чтобы извлечь информацию из предметов, которые они после себя оставили.
Экспериментальная археология: опыты настоящего об опытах прошлого.
Археология – наука, изучающая человеческое прошлого по материальным остаткам – вещам, сооружениям и даже пятнам в слое грунта. Невероятно увлекательно представлять за обломками мертвой культуры живую реальность, моделировать ее и подобно следователю восстанавливать события и обстоятельства. Но современного ученого отделяет от когда-то живших две огромных пропасти: одна из них – время, вторая – культура. Для преодоления этого разрыва у археологии есть инструмент – метод эксперимента. Наше занятие будет посвящено моделированию событий древности средствами современной науки.
Дневники как исторический источник
Источники личного происхождения, к которым относятся дневники, играют важную роль при реконструкции событий прошлого. Одна из отличительных особенностей дневников – они отражают не только факты, но и эмоции, чувства авторов, испытанные в тот или иной момент. Дневники крайне субъективны. Однако это не только их проблема как исторического источника, но и их достоинство. Благодаря дневникам мы можем увидеть одно событие с разных позиций, глазами разных людей.
Как появляются дневники? Кто их авторы? Чем дневники отличаются от других источников личного происхождения? Как историк может исследовать дневники? Какие сведения о прошлом можно почерпнуть из дневников, и о чем они могут умолчать?