Физминутка. «Кошка беспородная»




Тема: Фольклор в музыке композиторов.

Цели урока:

 

Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

Воспитательные: Воспитание музыкальной «слушательской» культуры

 

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи урока: музыка, литература

Музыкальный материал:

- Н.Римский – Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане” (фрагмент),

- Н.Римский – Корсаков «Шехеразада» симфоническая сюита (4-я часть сюиты);

- М. Минков «Дорога добра» - вокально – хоровая работа.

 

Ход урока

 

Орг. Момент

Приветствие учителя.

Приветствие учеников.

Актуализация знаний.

Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы

на вопрос: «Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?»

Мотивация урока.

Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

Произнести

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

 

- Любите ли Вы сказки?

- Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.

 

Изучение нового материала

- Кто является автором этого сказочного высказывания?

В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов – сказочников…

 

- Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков).

- Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?

- На этот вопрос пусть поможет Вам найти ответ уже знакомая музыка к сказке А.С. Пушкина.

Слушаем Н.Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент)

https://www.youtube.com/watch?v=mySbmLIMLmU&feature=emb_logo

Анализ произведения.

- Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Эти произведения называются программной музыкой. Часто они имеют название литературного произведения или сопровождаются литературной программой, которая раскрывает их содержание.

По мотивам известных арабских сказок Н.А. Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада», которая напоминает симфонию, состоящую их 4-х частей.

 

Композитор приложил к партитуре программу:

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ»

 

Слушание 4-ой части сюиты.

https://www.youtube.com/watch?v=9Ryv1BiwE7o

Задание:

1 группа (мальчики) во время слушания создает иллюстрации

2 группа (девочки) – литературный сказочный сюжет

 

Пожелание учителя: создавая иллюстрацию и сочиняя сказку, слушайте музыку, которая Вам поможет.

 

Анализ работ и музыки.

- Чему учит эта сказка?

- Вспомните знаменитое высказывание А.Пушкина по этому поводу: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок» (учитель произносит выражение с помощью ребят)

Физминутка. «Кошка беспородная»

https://www.youtube.com/watch?v=6WJaf2YtMzA

Кошка беспородная»

Она к нашему подъезду пришла,

Побродила - ничего не нашла,

Вся ободранная, но хвост трубой,

Лишь один печальный глаз голубой

 

Припев:

Кошка беспородная,

Ты сидишь голодная.

Позабыта - брошена -

Что же тут хорошего?..

 

Ей из дому принесем молочка,

Хлеб и жареные окорочка,

И объедки собирем у гостей,

Поправляйся наша киска, толстей.

 

Припев тот же:

* * *

Но ночами она что-то грустит,

И, возможно, никогда не простит

Тех, кто выбросить ее поспешил,

Ведь ни сердца нет у них, ни души.

 

Припев тот же:

* * *

Мы оставили ее у себя,

И у кошки появилась семья.

Больше нет в душе у кошки тоски,

Для тепла ей вяжет мама носки

 

Припев:

Кошка беспородная,

Больше не голодная,

Ходит улыбается,

С бантиком играется...

 

Кошка беспородная,

Больше не голодная,

Ходит улыбается,

Васькой называется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: