Ментальная карта для построения структуры самопрезентации




Онлайн-беседа на тему: профессиональный стресс у выпускников колледжа при трудоустройстве

 

Сегодня при устройстве на работу важным качеством претендентов на вакансию является стрессоустойчивость. В связи, с чем становится актуальным рассмотрение данной проблемы. С профессиональным стрессом сталкиваются не только специалисты, уже работающие, но и молодые специалисты, только начинающие свою карьеру.

В современных социальных условиях практически каждый второй выпускник сталкивается с серьезными проблемами при трудоустройстве и поэтому многие из них часто вынуждены работать не по специальности. Сегодня многие работодатели выделяют несоответствие качества подготовки молодых специалистов требованиям практической трудовой деятельности. Выпускник колледжа обладает положительными деловыми качествами в профессиональной деятельности. Он энергичен, инициативен, общителен, исполнителен, легко осваивает новые знания, имеет разносторонние интересы, активен, имеет стремление к профессиональному росту. Но работодатели среди положительных качеств выпускников отмечают и отрицательные. Среди них выступают: неопытность в практической деятельности, завышенные амбиции по отношению к карьерному росту, ожидания высокой по размеру заработной платы, неопытность, завышенная самооценка, отсутствие умения работать в команде. Молодой специалист от работодателя ждет больших возможностей в построении своей карьеры, ожидает сразу получать высокие доходы и хочет повысить свою профессиональную подготовку.

Вопрос: Как вы думаете, что ожидает работодатель от молодого специалиста?

Работодатели от выпускников вузов ожидают такие качества как: целеустремленность, умение работать в команде, сильную профессиональную подготовку. Соответственно несовпадение взаимных ожиданий работодателей и молодых специалистов способствует появлению стресса у молодых специалистов, только начинающих свой профессиональный путь и затрудняет трудовую адаптацию.

Рассмотрим причины, оказывающие в той или иной степени стрессогенное воздействие на молодых специалистов — выпускников колледжа при выходе на рынок труда.

Вопрос: поделитесь своим мнением, какие причины отказа работодателями в трудоустройстве вы знаете? Может у кого-то есть личный пример?

Причины отказа работодателями в трудоустройстве выпускникам

Мнение выпускников Мнение работодателя
1. Нежелание работодателя принимать без опыта работы Плохая самопрезентация
2. Не устроили условия работы Отсутствие опыта работы
3. Неуверенность в себе Отсутствие плана профессионального роста
4. Проблемы с самопрезентацией Низкая теоретическая подготовка
5. Требование взятки Отсутствие желания работать, несоответствие требованиям корпоративной культуры

 

Вопрос: Какие выводы можно сделать, ознакомившись с таблицей?

Наиболее актуальным критерием для работодателей при отдаче предпочтения тому или иному выпускнику и подготовке предложения по работе является компетенция самопрезентации.

Вопрос: почему так важна компетенция самопрезентации для работодателя, почему уровень ее развития оставляет желать лучшего, почему сами выпускники недооценивают значимость данной компетенции?

Самопрезентация — это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее, вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

Столкновение практически диаметрально противоположных требований к компетенции самопрезентации работодателей и ожиданий выпускников является стрессогенным фактором для последних при выходе на рынок труда.

Рассмотрим подробнее этиологию интересующего нас стрессогенного фактора.

Г. Селье различал внешние и внутренние раздражители стрессогенного воздействия на организм:

· к внешним раздражителям стрессогенного воздействия на организм выпускника можно отнести противоречие в оценках значимости компетенции самопрезентации в глазах работодателей и выпускников на фоне высокого уровня конкуренции на рынке труда;

· к внутренним - чувство собственной несостоятельности, уязвимости, неспособности справиться с жизненными проблемами, рост ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, ослабление чувства собственного достоинства, разочарование в полученной профессии ввиду того, что она не отвечает материальным и моральным запросам и как следствие является неконкурентоспособной на рынке труда (зачастую это соответствует действительности). Вследствие подобного воздействия факторов происходит душевное потрясение, в результате которого у выпускников разрушается конструкция из привычных представлений о качествах, востребованных работодателями, первом месте работы, трудовых отношениях в коллективе и т.д.

По мнению ряда психологов, многие кандидаты, вынужденные «делать сами себе рекламу», во время собеседования испытывают дискомфорт, отчего их речь звучит неуверенно, а чувство скромности не позволяет в полной мере раскрыть свои сильные стороны. Данные факты еще раз возвращают нас к актуальности формирования и развития данной компетенции, снижающей уровень стресса при трудоустройстве. Ситуация, сложившаяся на рынке труда, диктует свои правила, и владение инструментами самопрезентации является не просто конкурентным преимуществом, а одним из необходимых условий для одержания победы в конкурентной борьбе за качественное рабочее место.

Таким образом, чтобы существенно снизить уровень стресса во время собеседования, необходима качественная домашняя подготовка к нему. Условно эту подготовку можно подразделить на два вида: внешнюю и внутреннюю.

Под внешней стороной подразумевается обдумывание внешнего вида для прохождения собеседования, а также элементы невербальной коммуникации (поза и жесты кандидата на собеседовании).

Что касается внешнего вида, то, как правило, рекрутеры здесь единодушны и советуют придерживаться следующих рекомендаций: одежда должна быть строгой, макияж и прическа — неброскими. Не рекомендуется также активно пользоваться парфюмом. Особое внимание должно быть обращено на речь: она должны быть правильной, внятной, размеренной.

Рекомендации для подготовки самопрезентации по Родиславу Гандапас:

0-й шаг «Римские каникулы» — предполагает изменение отношения к подготовке самопрезентации.

Данный шаг связан с формированием позитивного психологического настроя на подготовку, т.е. на изменение вектора мотивации от избегания неудач на достижение успеха.

1-й шаг «Вопросы жизни и смерти» — предполагает подготовку ответов на три основополагающих вопроса:

• «Кто меня будет слушать?» (основная целевая аудитория — HR-менеджер компании, потенциальный линейный руководитель). Этот момент можно уточнить при телефонном интервью.

• «Что мне от них нужно?» или «Что я хочу, чтобы они сделали?» — это, по сути, является целью презентации. На этом этапе необходимо учесть один важный момент — цель самопрезентации, как правило, реализуется после ее окончания (например, пригласят на следующий этап отбора или сделают предложение по работе).

• «Что я должен сделать?» Отвечая на этот вопрос, выпускнику вуза целесообразно подумать, какие факты и аргументы могут убедить и заинтересовать работодателя, какие слова и выражения можно использовать, а каких лучше избежать.

2-й шаг — структура самопрезентации, состоящая из введения, основной части и заключения. На данном этапе можно использовать следующий шаблон — ментальную карту (приложение 1).

3-й шаг — репетиция, чтобы отточить свою самопрезентацию, надо выступать перед друзьями или даже перед зеркалом, записывать свои спичи на диктофон или видеокамеру, прослушивать и отмечать ошибки. Повторять речь вслух следует до тех пор, пока выпускник с ней не сроднится, но не менее пяти раз.

4-й шаг — фиксация. На данном этапе необходимо тезисно зафиксировать основные мысли выступления.

5-й шаг — коррекция. Важный этап, чтобы понять: 1) сколько времени занимает самопрезентация (оптимальное время 3—5 минут); 2) какие места затянуты, а где не хватает информации. Следует учесть один нюанс: необходимо корректировать речь под конкретную ситуацию. Иными словами, не следует ходить по всем интервью с одним и тем же рассказом. Собрав информацию о компании и выделив детали, которые отвечали бы конкретным потребностям работодателя, следует скорректировать речь для каждого отдельного собеседования.

6-й шаг — «Заслуженный отдых» — состоит в том, что за сутки до выступления необходимо отдохнуть и прекратить все репетиции, чтобы на встрече с работодателем выглядеть свежим, жизнерадостным, энергичным, общаться легко и непринужденно.

 

 

Приложение 1

Ментальная карта для построения структуры самопрезентации

Важно раскрыть свои достижения вне зависимости, обладает выпускник опытом работы или нет. В последнем случае очень подойдут примеры из личной жизни или учебы: можно рассказать о студенческих конференциях, об успешных учебных и общественных проектах, о научных публикациях или полученных наградах. Необходимо упомянуть и о самостоятельных проектах, работа над которыми была не связана с учебой, а также о значимых с практической точки зрения курсовых и дипломных проектах.

При ответе на вопрос о своих достижениях следует донести до рекрутера, что именно для кандидата является достижением, поскольку представления об успехе в разных специальностях и у разных людей различаются. Надо не стесняться и объяснить, в чем состоят их личные достижения: ведь качественная ежедневная работа безо всяких перебоев — тоже достижение. Это, действительно, важно, поскольку часто на поверхности пример о достижениях может показаться слишком простым и непоказательным, но в контексте происходивших событий роль данного «достижения» для компании или отдела может существенно вырасти. Сложности, с которыми столкнулся кандидат и как их преодолел, новые идеи, которые он предложил, безусловно, помогут правильно оценить его опыт;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: