"Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" в соответствии с ФГОС ООО.
Цель: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древнего общества на примере костюма жителей Древнего Египта, используя на уроке умную колонку «Капсула мини» с Марусей внутри.
Задачи:
1) Сформировать представление об основных частях одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементов украшений.
2) Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
3) Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории мировой культуры.
4) Познакомить учащихся с возможностями умной колонки на уроках ИЗО.
Оборудование: иллюстративный материал с изображением одежды, украшений, элементы для создания соответствующей среды на уроке, мультимедийный проектор, слайды, кукла-шаблон, таблички со всеми названиями и терминами.
Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы.
Художественные материалы: кисти, краски, простой карандаш, ластик, альбомный лист, ёмкость под воду.
Литература: Изобразительное искусство 5 класс - поурочные планы по программе Б.М. Неменского,
План урока:
1) Организационно-мотивационный момент: - 2-3 мин.
2) Вводная беседа –2 мин.
3) Теоретическая часть –10 мин.
4) Практическая часть –15-20 мин.
5) Физкультминутка – 1 мин.
6) Анализ работ – 2-3 мин.
7) Итог урока – 2-3 мин.
8) Рефлексия- 1-2 мин.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный момент Вводная беседа Теоретическая часть Физкультминутка Практическая часть Анализ Домашнее задание Подведение итогов Рефлексия | -«Здравствуйте, ребята! Я рад Вас приветствовать сегодня на уроке. -Проверка готовности к уроку. - Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, к нам в гости пришла «Маруся». Она нам будет сегодня помогать на уроке. Вы не против? -Мы с вами совершим сегодня путешествие в загадочную страну пирамид, песка, мумий, фараонов. О какой стране я говорю? -Верно! Мы побываем с вами в удивительной стране, узнаем особенности костюма Древнего Египта, изобразим людей –египтян и оживим эту пустыню! -Мы отправляемся в путешествие, а «Маруся» буду нашим гидом! -Маруся, расскажешь нам сегодня о Древнем Египте? -Ребята, а что вы знаете о Древнем Египте? - Где находится Египет? - А давайте проверим Ваш ответ и спросим его у Маруси… (Маруся, где находится Египет?) - Молодцы, ребята! Вы верно сказали! -Когда мы говорим о Египте, что представляем? -Что такоепирамида? (слайд 4) Совершенно верно. И каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью. -Как вы думаете, зачем? А давайте теперь поближе познакомимся с Египтом и его пирамидами. А в этом нам поможет наша гостья «Маруся». Задайте, ребята, ей нужный нам вопрос… -А теперь познакомимся какой была одежда жителей Древнего Египта. -Итак, что же касается костюма, то хочу сказать, что речь пойдёт только о двух типах одежды: мужской и женской. -Скажите, а как вы думаете, костюмы были у всех одинаковы или отличались? Чем? Почему? (Подумайте над этим вопросом в парах и скажите ответ) - А знаете ли вы, ребята, как одевались др. египтяне? -Правильно, климат Египта не требовал одежды – вполне достаточно было незатейливого «пояска с полоской». Основной одеждой мужчин был передник схенти Маруся, что такое Схенти? - Как вы думаете, ребята, отличался Схенти фараона от Схенти ремесленника? - Правильно, конечно отличался. Схенти фараона был сделан из тонкого полотна. Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором. У раба повязка была из грубого и довольно толстого холста натурального цвета. Мужчины для защиты от жарких солнечных лучей носили парики, а простолюдины и рабы не могли этого делать, поэтому носили шапочку. Обувь имели право носить только Фараоны, называлась она сандалии. Знакомое всем нам слово, верно? Но кто-то знает из вас, что это такое? А знает ли Маруся, давайте проверим? (Маруся, что такое сандалии?) А вот женский костюм отличался предельной простотой: прямая длиной до лодыжек рубашка- калазирис. Маруся, что такое каларизис? По форме она была одинаковой и у бедных, и у богатых. На одной или двух бретелях. -А что еще может дополнить костюм? -Какие? -Вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы. - Ачто такое диадема? Ну ка, спросим сейчас у Маруси… -А традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх И опять нам нужна помощь Маруси… -Молодцы! После долгого путешествия предлагаю отдохнуть! И сегодня разминку проведёт у нас Маруся! Представляете, она умеет даже такое! -Маруся, проведи зарядку! -А теперь на пути нашего путешествия- мастерская юных художников. Как вы думаете, а что мы будем делать? Мы нарисуем Древний Египет все вместе, создадим коллективную работу на ватмане «Фараон и жена фараона на охоте» -Договоритесь, кто будет что рисовать… -Чтобы создать необходимую атмосферу, давайте включим мелодии Египта? -Ну ка, попросите Марусю включить нам такие мелодии. -Приступаем к работе (тихо звучят мелодии) Учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места 2) контроль правильности выполнения приёмов работы 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения 4) контроль объёма и качества выполненной работы. Заканчиваем нашу работу в мастерской, наше путешествие подходит к концу. Пришло время рассказать о вашей работе. -Молодцы! Здорово получилось! Как бы вы оценили сегодня свою работу? - Дома, найти в интернете интересные факты о Древнем Египте. -Наше путешествие закончилось! -В какой стране мы побывали? -Что нового узнали? -Что изобразили? -Каковы особенности костюма? -Понравилось ли вам путешествие с Марусей? Будем ли её приглашать к нам на уроки чаще? - С каким настроением закончилось путешествие? -Почему? -А давайте спросим настроение у Маруси? (-Маруся, какое у тебя настроение?) -Понравился ли наш урок? -Урок закончен. -Спасибо Вам за работу. До свидания! | Учащиеся приветствуют учителя Дети отвечают -Египет -Ответ «Маруси» Рассказывают: Царь, правитель, Фараон…… -Один из учащихся задаёт вопрос -Ответ «Маруси» Африка Песок, пирамида.. -Дети отвечают -Показать своё величие, власть, превосходство. -«Маруся» рассказывает о Египте и его пирамидах. Отличались, тканями, украшениями. -Маруся отвечает на вопрос -Да, отличался. Дети задают вопрос, Маруся отвечает. -Ответ Маруси -Ответ Маруси Физкультминутка Коллективная работа учащихся - Один-два учащихся у доски рассказывают о своей работе. -Самооценивание -Запись Д\З в дневники Дети отвечают на вопросы учителя. |