Предмет бухгалтерского учёта




Экономическая информация о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, как и много веков назад, базируется на данных бухгалтерского учета. Показатели бухучета имеют большое значение в принятии управленческих решений. Они обеспечивают необходимую информацию для управления производством, стратегического планирования, экономического анализа, контроля (ревизии, аудита), права и статистики, а также являются исходными данными для налогового учета, составления финансовой и налоговой отчетности.

Бухгалтерский учет (англ. accountancy, accounting) в широком смысле - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Определение бухгалтер­ского учета дано в Федеральном законе РФ от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете": Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом Российской Федерации (далее – ФЗ), в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Предмет бухучета представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающаяся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хозяйственных операций.

Что относится к объектам бухучета, раскрывается в ст.5 № 402-ФЗ. Это:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

При этом факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (ст.3 № 402-ФЗ);

Активами считаются хозсредства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хоздеятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (Концепция бухучета в рыночной экономике России).

Обязательство – это задолженность организации на отчетную дату, погашение которой должно привести к оттоку активов. Их подразделяют на долго- и краткосрочные.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Учетные измерители

В бухучете применяются количественные и качественные показатели. Количественные - это показатели деятельности хозяйствующего субъекта, с помощью которых определяется объем выполненных операций, процессов; качественные - характеризуют экономическую эффективность этих операций, процессов. В зависимости от используемых на предприятии средств, источников их образования и процессов, а также показателей, которые характеризуют их деятельность, применяются разнообразные учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные.

Натуральные измерители - единицы веса, объема, длины и т. п. С их помощью определяют количество хозяйственных средств и выполненных работ. Так, например, сырье и материалы измеряют количественно в килограммах, тоннах (металл, уголь), в литрах (молоко), в кубических метрах (гравий, песок), в комбинированных условных единицах (условные банки в консервной отрасли промышленности) и т. п.

С помощью|посредством| натуральных измерителей получают как количественные, так и качественные, показатели. Натуральные измерители применяются исключительно к|до| однород­ным| предметам. Т.к. невозможно подытоживать показатели| разнородных предметов (например, количество имеющихся в составе|складе| тонн масла|смазки| и металла).

Трудовые измерители - это единицы затраченного труда. К ним относятся минуты, часы, дни. Трудовые измерители широко применяются в сочетании с натуральными. Но с их помощью невозможно измерять|вымеривать| все хозсредства, источники|исток| и хозяйственные процессы.

С помощью|посредством| трудовых измерителей определяются количество затраченного|израсходовал| труда на выполнение разных|различных| работ, трудовые ресурсы, производительность труда и т. п. В отдельных случаях трудовой измеритель может использоваться с целью исчисления |вычетов| расходов времени на изготовление различных изделий.

Денежный измеритель - это единица стоимости. Все предприятия, организации, учреждения, которые действуют на территории РФ, обязаны вести бухгалтерский учет в национальной валюте — рублях и в сотой его части — копейках.

С помощью денежного измерителя определяют в денежном выражении стоимость сырья и материалов, размер прибыли (убытка), уровень рентабельности и др. показатели хоздеятельности.

Каждый из рассмотренных измерителей может применяться са­мостоятельно|, а также в сочетании с другими. Так, например, с целью измерения топлива применяют и натуральные, и денежные измерители. В бухучете обобщающим и всесторонним измерителем является| денежный. Поэтому важнейшим заданием|задачей| бухучету является оценка средств и процессов в денежном выражении.

3. Методы бухгалтерского учета|урахування|

Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов и приемов, которые позволяют ему осуществлять свои контрольные, аналитические и управленческие функции.

Метод бухгалтерского учета - это система способов, которые обеспечивают сплошное, беспрерывное и взаимоувязанное отражение и обобщение в денежной оценке объектов учета для контроля за сохранностью хозяйственных способов и обеспечения информацией, необходимой для управления. Основными элементами метода бухучета являются:

- документация и инвентаризация; - оценка и калькуляция;

- система счетов и двойная запись; - баланс и отчетность.

Документация - это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета. Каждая операция оформляется определенным документом, который является письменным свидетельством ее совершения и придает юр. силу данным учета. Каждый документ должен быть оформлен надлежащим образом, т.е. содержать необходимые реквизиты (наименование предприятия, наименование документа, номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение и пр.) и подписи лиц, ответственных за совершение данной операции (директор, главный бухгалтер, кассир, зав. складом, начальник цеха и др.). Документация должна обеспечивать сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия.

Однако в процессе деятельности иногда происходят явления, которые невозможно оформить соответствующими документами. Это, например, неточности при приеме или отпуске материальных ценностей, естественная убыль, хищения, стихийные бедствия и пр.

Поэтому для того, чтобы выявить фактическое состояние матер. ценностей, основных и денежных средств, проводится инвентаризация. При инвентаризации сопоставляются данные бухгалтерского учета и фактического наличия ценностей. Выявленные расхождения документируются. По данным инвентаризации уточняются, корректируются показатели учета и отчетности.

Для того чтобы определить общий объем основных и оборотных средств, проследить за их движением в процессе хозяйственной деятельности, применяется оценка. Оценка - это способ денежного измерения хозяйственных средств, источников их образования и процессов. Основные принципы оценки - это отражение в учете основных средств по их первоначальной стоимости, а материальных ценностей - по фактической себестоимости.

Калькуляция - это расчет затрат на изготовление продукции, выполненные работы, оказанные услуги, т.е. определение их фактической или плановой себестоимости. Калькуляция лежит в основе оценки объектов бухучета и выполняется по его данным.

Для группировки и текущего учета однородных хозяйственных средств используются счета бухучета. На каждый объект учета открывается отдельный счет, записи в котором делают только на основании документов. Например, на одном счете учитываются основные средства предприятия, их поступление, движение и выбытие, на другом отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками, на третьем - движение денежных средств на расчетном счете в банке и т.п.

Все совершающиеся хозяйственные операции вызывают изменения в составе средств и ходе процессов. Эти изменения взаимосвязаны и взаимообусловлены (ЧТО? - ЗА СЧЕТ ЧЕГО?).

Поэтому каждая хозяйственная операция затрагивает два счета и должна записываться дважды на одном счете и на втором. Это правило называется принципом двойной записи. Например, организация приобрела у поставщика материалы, предварительно оплатив их стоимость со своего расчетного счета. Какие же изменения произошли в результате этой операции? Во-первых, уменьшились денежные средства на расчетном счете, во-вторых, увеличилось количество материалов - они поступили на склад организации. Очевидно, что затронуты два счета и поэтому эту операцию следует отразить на двух счетах. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и позволяет контролировать полноту и правильность записей на счетах.

Балансовое обобщение - это способ обобщения и группировки хозяйственных средств и их источников на определенный момент времени. Баланс состоит из двух равновеликих частей, в которых отражается одно и то же - хозяйственные средства, но с разных сторон. В одной части - состав средств (основные средства, денежные средства, готовая продукция), а в другой - источники, за счет которых эти средства сформированы (уставный капитал, банковские кредиты, задолженность поставщикам, бюджету и т.д.). Важнейшей особенностью баланса является равенство итогов двух его сторон. Данные бухгалтерского баланса необходимы для анализа финансового состояния предприятия и прогнозирования дальнейшей деятельности. Баланс - основа, стержень бухгалтерской отчетности.

Отчетность - это система сводных показателей, котораядополняет, расшифровывает те данные, которые содержатся в балансе. Она включает в себя, например, сведения о движении основных средств и фондов, о структуре доходов, о правильности исчисления налогов и др. обязательных платежей и т.п.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение предмету бухгалтерского учета

2. Перечислите объекты бухгалтерского учета

3. Охарактеризуйте элементы метода бухгалтерского учета

Лекционное занятие 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: