ТЕМА 9. Политические и правовые учения в России в XVв.– в первой половине XVII в.




Отечественная политико-правовая мысль как самостоятельный феномен формируется лишь с XIX в. До этого времени развитие политических взглядов связано с тем или иным обоснованием политических и правовых решений или же с интерпретацией западных идей. В данном разделе речь пойдет о политико-правовых взглядах наиболее известных представителей русской мысли с XI в. по первую половину XVII в., то есть с раннего периода до начала формирования абсолютизма в России.

Древнерусская государственность возникает с IX в. В начальный период своего существования она сразу же была поставлена перед необходимостью решения жизненно важных практических вопросов. Это и защита своей независимости, и обеспечение единства земли русской, и выбор религии, и значение церкви и религии для общественной жизни, степень их влияния на политическую жизнь, и др.

Практические задачи обусловили и проблематику политических произведений. Ключевым пунктом всегда было решение практических вопросов – обоснование самостоятельности и независимости древнерусского государства от Византийской церкви, от посягательств со стороны кочевых племен, а позднее – со стороны западно- и североевропейских государств. В конечном счете во многих политических произведениях должное разрешение практических проблем государственного управления сводилось к личности правителя, князя, к его моральным и профессиональным качествам, к тем принципам, которые должны быть проведены в управленческой деятельности государства, к тем или иным способам властвования.

Для Древней Руси не были свойственны традиционные для западноевропейского общества схоластический стиль научного мышления и аргументации, равно как и развитие политической науки в рамках теологических учений. Наука как таковая (прежде всего с точки зрения ее внешнего выражения – научных книг, трактатов, научных и учебных заведений) до XVIII в. просто не существовала физически. Политико-правовые идеи долгое время выражались не в теологических или научных трактатах, а в художественных произведениях, исторических описаниях, посланиях и т. п. источниках. Тем не менее вопрос о положении церкви в государстве, в особенности в его постановке с XV в., относится к одному из ключевых политических вопросов.

В течение Х – XIII вв. основной политической идеей была внешняя независимость русского государства, а главной внутриполитической задачей – внутренняя консолидация, единство земли русской. Первые дошедшие до нас свидетельства независимой Руси – договоры киевских князей Олега и Игоря с Византией (911 г. и 944 г.). Оба договора отражали идеи усиления внешнеполитических позиций Руси, юридически оформляли ее положение в отношениях с одной из иностранных держав.

 

ТЕМА 8. Политические и правовые учения эпохи ранних буржуазных революций (Возрождение и Реформация).

Н. Макиавелли

Автор «Государя», «Истории Флоренции», «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия», известного трактата «О военном искусстве» и многих других трудов родился в столице Тосканы 3 мая 1469 г. Родители Бернардо Макиавелли и Бартоломеа ди Стефано Нелли дали ему имя деда – Никколо. Друзья впоследствии прозвали его «историком», но все миру он стал известен как «Флорентийский секретарь».

Макиавелли первым из идеологов Нового времени указал на центральное место политики в социальной практике и по существу, как замечали основоположники, выдвинул «постулат самостоятельной трактовки политики».

Макиавелли отметил самостоятельное и центральное место политики не только в социальной практике, но и в общественном сознании. Он решительно разорвал узы, которые в течение долгих столетий связывали вопросы государственной политики с этикой, нравственностью. Тем самым теоретическое рассмотрение политики было, наконец, освобождено от морали.

Жан Боден

В политических теориях XVI в. заметное место принадлежит учению о государственной власти и суверенитете, разработанному французским политическим деятелем и мыслителем, историком, юристом Жаном Боденом (Jean Bodin, латинизированное Johanus Bodinius, 1530–1596 гг.). Он родился в Анжере, затем переехал в Париж; обучался в университетах Анжера, Парижа и Тулузы. В последнем, окончив правоведческий факультет, некоторое время преподавал римское право, но академические занятия были им оставлены ради практики. Историческую известность принесли Ж. Бодену не десятилетия политической, дипломатической, юридической деятельности, а литературное научное творчество, которым он занимался параллельно. Европейский успех ожидал первый значительный труд «Метод легкого изучения истории» (1566 г., переиздан уже в 1572 г.). Еще более популярным стало основное произведение Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» (1576); за три года оно выдержало семь изданий. Работа была переведена на многие европейские языки, сам Ж. Боден перевел ее на латынь.

Ж. Боден стремился поставить государственные интересы выше религиозных, выступал за веротерпимость, отстаивал свободу выбора религии, гарантированную суверенной властью.

Таким образом, именно исторические условия предопределили политическое содержание доктрины Ж. Бодена. Мыслитель ратовал за сильную королевскую власть, способную объединить страну, обеспечить мир и справедливость. Им впервые обоснован суверенитет как одна из основополагающих характеристик государства.

 

ТЕМА 10. Политически и правовые учения в Голландии в XVII века.

Гроций Гуго де Грот (1583–1645) – выдающийся голландский юрист, государственный деятель, ученый и писатель, родился и вырос в интеллектуальной патрицианской семье и уже с раннего возраста демонстрировал неординарные умственные способности. Одиннадцатилетним подростком стал студентом Лейденского университета, где особое внимание уделял таким предметам, как право, история, теология, философия. В пятнадцать лет получил степень доктора права в Орлеанском университете. После окончания университета вернулся в Голландию, где занялся адвокатской и научной деятельностью.

В 1601 г. назначен историографом голландской республики, а через некоторое время, в тридцатилетнем возрасте, занял высокую должность государственного секретаря Голландии. Владел 15 иностранными языками. Будучи вовлеченным в политические и религиозные распри между группами дворянства и буржуазии в форме различных кальвинистских сект, был осужден на пожизненное заключение, однако с помощью жены бежал во Францию, где провел 11 лет в изгнании. Пользовался поддержкой французского короля Людовика XIII, который назвал Г. Гроция «чудом Голландии».

Г. Гроций – представитель формирующегося «юридического мировоз­зрения», один из основоположников раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного права. В его трудах праву отводилась огромная социальная роль. «Юридическое мировоззрение» исходило из самодостаточности права, из безграничных возможностей формирования общественных отношений, «отвечающих разуму».

Г. Гроций одним из первых разделил предмет политики и предмет права. В основе науки политики лежат польза и целесообразность. Право же имеет своим предметом справедливость.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: