Обоснование необходимости передачи полномочий
В сфере разработки и утверждения градостроительных
документов на областной уровень
204 муниципальных образования: - 19 муниципальных районов - 7 городских округов - 20 городских поселений - 158 сельских поселений Должны быть утверждены: - 184 генеральных плана (ГП) - 184 правил землепользования и застройки (ПЗЗ) | В 64 муниципальных образованиях отсутствуют генпланы: - 14 до сих пор не утверждены: Верхнетоемский район – МО «Верхнетоемское»; Каргопольский район – МО «Павловское», МО «Печниковское», МО «Ухотское»; Котласский район – МО «Сольвычегодское»; Пинежский район – МО «Карпогорское», МО «Кушкопальское», МО «Лавельское», МО «Междуреченское», МО «Пинежское», МО «Сосновское», МО «Шилегское»; Онежский район – МО «Онежское», МО «Нименьгское». - 50сельских поселенийприняли решение об отсутствии необходимости утверждения (приложение 1) |
В 17 муниципалитетах до сих пор не утверждены ПЗЗ: Верхнетоемский район – МО «Двинское»; Каргопольский район – МО «Каргопольское»; Котласский район – МО «Сольвычегодское»; Пинежский район – все 14 поселений. | |
В 38 муниципалитетах утвержденные ПЗЗ не соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации (приложение 2) | |
ВСЕ разработанные документы требуют постоянной актуализации в связи с изменениями федерального и регионального законодательства и документов стратегического планирования! |
1. Органы местного самоуправления самостоятельно с учетом имеющихся ресурсов и в связи с низкой компетенцией специалистов не в состоянии обеспечить разработку качественных градостроительных документов, учитывающих все предъявляемые к ним требования.
2. Некачественная разработка муниципалитетами технического задания, выбор непрофессиональных подрядчиков преимущественно из других регионов, исполнения своих обязательств, формальная приемка результатов работ привели к неэффективному использованию бюджетных средств, временным потерям и отсутствию механизмов для дальнейшего развития.
3. Областной бюджет неоднократно предоставлял целевые субсидии и иные межбюджетные трансферты на решение проблемы разработки генпланов.
За период 2012 – 2016 гг. на разработку генпланов муниципальных образований были выделены средства областного бюджета в размере 40 854,0 тыс. рублей.
4. Все имеющиеся в муниципальных образованиях градостроительные документы не соответствуют предъявляемым требованиям и новым документам стратегического планирования, поэтому требуют актуализации:
- генеральные планы, правила землепользования и застройки городских и сельских поселений разработаны формально исключительно в целях их наличия, а не обеспечения комплексного развития территорий;
- генеральные планы, правила землепользования и застройки городских округов требуют актуализации с учетом новых градостроительных требований и документов стратегического планирования.
5. В бюджетах большинства районов и городских округов на 2019 год не заложены средства на актуализацию генеральных планов и правил землепользования и застройки (приложение 3).
6. Односторонние действия некоторых муниципалитетов, не учитывающие интересы соседних территорий, привели к территориальным разногласиям.
Примеры: Коряжма и Котласский район, поселения Вельского и Устьянского районов.
7. Отсутствие качественных и согласованных между собой градостроительных документов областного и местного уровня не позволит реализовать масштабные проекты по строительству жилья для переселения граждан из аварийного фонда, автомобильных дорог, школ, детских садов, больниц, домов культуры, ФАПов и т.п. за счет средств федерального бюджета в короткие сроки, так как отсутствуют основания для принятия решений о строительстве данных объектов.
Пример 1:
В ближайшие годы в соответствии с федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» Архангельской области требуется расселить аварийное жилье общим объемом не менее 466 тыс. кв.м., в том числе:
«Город Архангельск» – 171 374,61 кв. метров;
«Северодвинск» – 52 548,75 кв. метров;
«Котлас» – 23 397,93 кв. метров;
На эти цели будет предусмотрено федеральное финансирование в размере 21 458,27 млн. рублей.
Пример 2: перенос на другие территории строительства 5 ФАПов в связи с отсутствием градостроительных документов и недостатками в имеющихся градостроительных документах.
8. Задача по обновлению всех новых градостроительных документов муниципалитетов будет решаться министерством строительства в комплексе («параллельно») с обновлением схемы территориального планирования Архангельской области в 2019 – 2020 годах (а не разрозненно каждым уровнем власти). Также министерству предстоит решить задачу по описанию границ муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
9. Законопроект не отменяет обязательных процедур общественных обсуждений или публичных слушаний в населенных пунктах МО, в отношении которых будут разрабатываться градостроительные документы. Это позволит в полной мере учесть мнение населения. Также до утверждения данные документы подлежат согласованию с органами местного самоуправления, что позволит учесть их позицию в отношении проектных градостроительных решений.
10. Законопроект предусматривает создание согласительных (конфликтных) комиссий при наличии разногласий с участием представителей муниципалитетов.
11. Принятие законопроекта позволит реализовать в градостроительных документах городов, районов и поселений сформированную градостроительную политику региона, применить единые подходы к их содержанию.
12. Законопроектом предлагается передать на областной уровень только разработку и утверждение генпланов и ПЗЗ. Все иные полномочия по градостроительству и архитектуре остаются в ведении муниципалитетов (разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию и пр.). Принятые областью полномочия позволят местным органам архитектуры более качественно решать указанные задачи.
13. Практика передачи полномочий на областной уровень уже применена
в 16 регионах, несмотря на то, что такая возможность появилась только с 2015 года.
Приложение 1
Сельские поселения, которыми приняты решения
об отсутствии необходимости подготовки ГП
Вельский МР | 1. | Верхнешоношское | Решение совета депутатов МО от 13.12.2012 № 54 |
2. | Липовское | Решение совета депутатов МО от 18.07.2012 № 155 | |
3. | Низовское | Решение совета депутатов МО от 30.11.2012 № 15 | |
4. | Попонаволоцкое | Решение совета депутатов МО от 25.09.2012 № 193 | |
5. | Ракуло-Кокшеньгское | Решение совета депутатов МО от 25.12.2012 № 15 | |
6. | Солгинское | Решение совета депутатов МО от 18.10.2012 № 94 | |
7. | Тегринское | Решение совета депутатов МО от 10.05.2012 № 135 | |
8. | Усть-Шоношское | Решение совета депутатов МО от 29.08.2012 № 226 | |
Верхнетоемский МР | 9. | Выйское | Решение муниципального совета МО от 12.03.2012 № 2 |
10. | Горковское | Решение муниципального совета МО от 22.03.2012 № 3 | |
11. | Сефтренское | Решение муниципального совета МО от 29.03.2012 № 4 | |
Красноборский МР | 12. | Белослудское | Решение совета депутатов МО от 30.05.2012 № 124 |
13. | Верхнеуфтюгское | Решение совета депутатов МО от 16.07.2012 № 141 | |
14. | Куликовское | Решение совета депутатов МО от 28.05.2012 № 137 | |
15. | Пермогорское | Решение совета депутатов МО от 16.07.2012 № 213 | |
Лешуконский МР | 16. | Вожгорское | Решение муниципального совета МО от 28.09.2012 № 170 |
17. | Койнасское | Решение муниципального совета МО от 26.12.2011 № 174 | |
18. | Олемское | Решение муниципального совета МО от 16.11.2012 № 17 | |
19. | Ценогорское | Решение муниципального совета МО от 06.04.2012 № 130 | |
20. | Юрмское | Решение муниципального совета МО от 02.10.2012 № 133 | |
Мезенский МР | 21. | Долгощельское | Решение совета депутатов МО от 15.04.2014 № 57 |
22. | Быченское | Решение совета депутатов МО от 21.12.2012 № 23 | |
23. | Жердское | Решение совета депутатов МО от 13.06.2012 № 134 | |
24. | Козьмогороское | Решение совета депутатов МО от 26.12.2012 № 18 | |
25. | Койденское | Решение совета депутатов МО от 20.06.2012 № 109 | |
26. | Ручьевское | Решение совета депутатов МО от 20.06.2012 № 115 | |
27. | Совпольское | Решение совета депутатов МО от 28.06.2012 № 132 | |
28. | Соянское | Решение совета депутатов МО от 25.12.2012 № 22 | |
29. | Целегорское | Решение совета депутатов МО от 25.12.2012 № 15 | |
Онежский МР | 30. | Золотухское | Решение совета депутатов МО от 30.07.2012 № 92 |
31. | Кодинское | Решение совета депутатов МО от 20.07.2012 № 91 | |
32. | Покровское | Решение совета депутатов МО от 15.10.2012 № 161 | |
33. | Порожское | Решение совета депутатов МО от 23.07.2012 № 144 | |
34. | Чекуевское | Решение совета депутатов МО от 18.12.2012 № 7 | |
Пинежский МР | 35. | Веркольское | Решение совета депутатов МО от 12.05.2012 № 106 |
36. | Кеврольское | Решение совета депутатов МО от 31.05.2012 № 100 | |
37. | Нюхченское | Решение муниципального совета МО от 14.06.2012 № 137 | |
38. | Пиринемское | Решение совета депутатов МО от 12.10.2012 № 189 | |
39. | Покшеньгское | Решение муниципального совета МО от 20.07.2012 № 91 | |
Плесецкий МР | 40. | Кенозерское | Решение муниципального совета МО от 12.09.2012 № 119 |
41. | Коневское | Решение муниципального совета МО от 12.10.2012 № 182 | |
42. | Тарасовское | Решение совета депутатов МО от 10.10.2012 № 183 | |
43. | Ундозерское | Решение муниципального совета МО от 14.09.2012 № 196 | |
44. | Федовское | Решение муниципального совета МО от 03.10.2012 № 190 | |
45. | Ярнемское | Решение муниципального совета МО от 01.10.2012 № 146 | |
Шенкурский МР | 46. | Верхоледское | Решение муниципального совета МО от 28.03.2013 № 4 |
47. | Верхнепаденьгское | Решение муниципального совета МО от 20.12.2012 № 11 | |
48. | Сюмское | Решение муниципального совета МО от 26.12.2012 № 20 | |
49. | Усть-Паденьгское | Решение муниципального совета МО от 14.12.2012 № 16 | |
Коношский МР | 50. | Мирный | Решение муниципального совета МО от 17.12.2012 № 19 |
Приложение 2
Перечень муниципалитетов, ПЗЗ которых не соответствуют ГрК РФ
г. Коряжма | |
г.Новодвинск | |
г. Северодвинск | |
Вельский муниципальный район | |
«Кулойское» | |
«Верхнешоношское» | |
«Липовское» | |
«Попонаволоцкое» | |
«Ракуло-Кокшеньгское» | |
«Солгинское» | |
«Усть-Шоношское» | |
Верхнетоемский муниципальный район | |
«Афанасьевское» | |
«Горковское» | |
«Пучужское» | |
«Сефтренское» | |
«Федьковское» | |
Вилегодский муниципальный район | |
«Беляевское» | |
«Вилегодское» | |
«Никольское» | |
«Павловское» | |
«Селянское» | |
Виноградовский муниципальный район | |
«Березниковское» | |
Каргопольский муниципальный район | |
«Павловское» | |
«Приозерное» | |
«Ухотское» | |
Котласский муниципальный район | |
«Приводинское» | |
«Шипицынское» | |
«Черемушское» | |
Ленский муниципальный район | |
«Урдомское» | |
Няндомский муниципальный район | |
«Няндомское» | |
«Мошинское» | |
Плесецкий муниципальный район | |
«Тарасовское» | |
«Федовское» | |
Приморский муниципальный район | |
«Катунинское» | |
Холмогорский муниципальный район | |
«Емецкое» | |
«Койдокурское» | |
«Матигорское» | |
«Холмогорское» | |
Шенкурский муниципальный район | |
«Шенкурское» |
Приложение 3
Информация по лимитам местных бюджетов на 2019 год
на мероприятия по разработке генеральных планов и правил
землепользования и застройки муниципальных образований
№ п/п | Муниципальное образование | Объем предусмотренного на 2019 год финансирования, тыс. руб. |
«Город Архангельск» | ГП – 4 528, 922; | |
ПЗЗ – 2 500,00 | ||
«Город Коряжма» | не запланировано | |
«Северодвинск» | не запланировано | |
«Город Новодвинск» | не запланировано | |
«Котлас» | не запланировано | |
Вельский МР | не запланировано | |
Верхнетоемский МР | не запланировано | |
Виноградовский МР | не запланировано | |
Вилегодский МР | ГП – 180,00 | |
Каргопольский МР | не запланировано | |
Коношский МР | не запланировано | |
Котласский МР | ПЗЗ – 100,00 | |
Красноборский МР | не запланировано | |
Няндомский МР | не запланировано | |
Ленский МР | ПЗЗ – 100,00 | |
Лешуконский МР | не запланировано | |
Мезенский МР | не запланировано | |
Онежский МР | ГП – 99,00 | |
Плесецкий МР | не запланировано | |
Приморский МР | ГП – 161,00 | |
Пинежский МР | не запланировано | |
Устьянский МР | не запланировано | |
Холмогорский МР | не запланировано | |
Шенкурский МР | ГП – 237,00 |