Некоторые проблемы реализации мужчинами




Некоторые проблемы реализации мужчинами

Своих родительских прав

Конституцией Российской Федерации ч. 3 ст. 19[1] закрепляется равенство прав и свобод, и равенство возможностей мужчин и женщин для их реализации. Принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин отражает специфические взаимоотношения полов, является фактором развития любого государства.

Следует отметить, что особенно актуальным является вопрос относительно деятельности органов государственной власти в России при формировании направлений социальной политики в сфере семейных отношений, в рамках которых принимаются решения и законы, как правило, не учитывающие права и интересы отцов. При формировании мер демографической и семейной политики мужские и отцовские проблемы не учитываются и не принимаются во внимание, что говорит о равнодушном отношении органов государственной власти к проблемам, возникающим при реализации отцами (мужчинами) своих прав. В данном случае на законодательном уровне допускается гендерная дискриминация мужчин[2].

Нами был проведен анализ конституций советского периода с целью установления наличия гарантии защиты прав и интересов отцов (мужчин), подверженных гендерной дискриминации.

Так, было установлено, что Конституция РСФСР 1918 года[3], Конституция СССР 1924 года[4], Конституция РСФСР 1925 года[5] не содержали положений, которые регулировали бы институт отцовства, в том числе институт материнства и детства, взаимоотношение полов в той или иной сфере.

Статьей 122 Конституции СССР 1936 года[6] устанавливалась государственная охрана интересов материнства и предоставление иных социальных благ, чего в предыдущих Конституциях не было. Закрепление данной Конституцией только гарантии охраны интересов материнства было вызвано отнесением в советском государстве женщин не только к труженицам, но и к матерям. Об институте отцовства в Конституции СССР 1936 года не упоминалось. Статьей 126 Конституции 1937 года[7], ст. 35 Конституции СССР 1977 года[8] закреплялось аналогичное положение.

Впервые на конституционном уровне термин «отцовство» был упомянут в Конституции РСФСР 1978 года[9]. Согласно п. «е» ст. 81.1, координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе РФ. Пункт «и» ст. 84.1 закрепляет, что координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Пункт «и» ст. 84.11 закрепляет, что координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Следовательно, защита института отцовства обеспечивалась на всех уровнях государственной власти.

Статьей 59 Конституции РСФСР 1978 года устанавливалась обязанность государства обеспечивать защиту материнства и младенчества, прав детей и других категорий лиц. Важно отметить, что в данный перечень не включалась обязанность обеспечения защиты института отцовства, хотя отцам так же, как и матерям, необходима гарантированная защита со стороны государства.

В действующей Конституции РФ согласно п. «ж» ст. 72 вопросы отцовства наравне с вопросами материнства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Частью 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ указывается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. На наш взгляд, существование специальной статьи, устанавливающей гарантию защиты государством институтов материнства, детства, семьи, подтверждает преимущественную политику государства, направленную на защиту материнства и детства, что дискриминирует мужчин в сфере семейных правоотношений.

Таким образом, несмотря на то, что Основные законы советского периода закрепляли принцип гендерного равенства, они не содержали гарантии защиты института отцовства (за исключением Конституции РСФСР 1978 года). Конституция РФ демонстрирует новый подход к семье, выделяя и материнство, и отцовство. Однако в современных конституционных нормах присутствует как гендерная симметрия (ст.7 Конституции РФ), так и гендерная асимметрия (ст. 38 Конституции РФ). С появлением возможности пересмотра второй главы Конституции РФ целесообразно будет изложить ч. 1 ст. 38 Конституции РФ в следующей редакции: «Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства».

В настоящее время определенные преимущества, предоставляемые государством, направленные на уравнивание правового положения мужчин и женщин, распространяются только на женщин. При этом не учитываются интересы и права мужчин, которые в результате предоставления женщинам соответствующих преимуществ могут быть нарушены, что может привести к дискриминации мужчин по признаку пола.

Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Вместе с тем анализ семейного законодательства и правоприменительной практики показывает, что реализация принципа равенства мужчин и женщин в сфере семейных правоотношений осуществляется не всегда, что влечет возникновение гендерной дискриминации мужчин.

Важно отметить, что реализация имеющихся прав и гарантий у одиноких отцов происходит довольно медленно и носит бюрократический характер. Часто вследствие именно этих причин одинокие отцы не обращаются за помощью в органы государственной власти, а полагаются только на себя. Отцы стараются самостоятельно защитить свои права при их нарушении.

В настоящее время стало актуальным формирование объединений в защиту прав отцов. Первой официальной правозащитной организацией стала Российская правозащитная ассоциация «Отцы и дети»[10], созданная 18.11.1990 году, главная задача которой – защита детей и их отцов, направленная на оказание моральной, психологической, консультационной и иной помощи неполным семьям, в которых детей воспитывает один отец[11]. На региональном уровне также отмечается формирование движений в поддержку отцов в Российской Федерации. Так, в июне 2010 года на конференции в городе Белгороде был создан Межрегиональный отцовский комитет[12] как объединение родителей, чьи дети лишены возможности общаться со вторым родителем.

Отмечается положительная тенденция постепенного преодоления гендерных стереотипов относительно дискриминации мужчин при рассмотрении дел об определении места жительства ребенка. Наблюдается повышение числа дел, в которых место жительства ребенка определяется местом жительства отца. В настоящее время в 10-12 % случаев суд определяет постоянным местом жительства несовершеннолетнего ребенка место жительства отца[13]. Согласно действующему семейному законодательству при разрешении спора суд должен исходить из равенства прав и обязанностей обоих родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто может обеспечить наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, что обеспечивает охрану интересов ребенка. При недавнем обобщении судебной практики на тенденцию определения местом жительства несовершеннолетнего ребенка места жительства отца также указали Верховный суд Республики Коми, Пермский краевой суд, Волгоградский и Ярославский областные суды[14].

Вместе с тем российское законодательство не обеспечивает в полной мере условий для воспитания малолетнего ребенка отцом, аналогично созданных для матери ребенка, в части, если это касается права трудоспособного мужа (бывшего мужа) на алименты в отношении ребенка, не являющегося инвалидом, от жены (бывшей жены). Важно отметить, что дискриминация отцов по признаку пола при осуществлении ими родительских прав напрямую затрагивает права и интересы как детей, так и родителей.

Мы согласны с мнением Конституционного Суда РФ об особой роли женщины в воспитании детей, связанной с материнством, социальной роли в обществе, однако в случае, когда ребенок остается без матери, единственной поддержкой и опорой для ребенка является отец. Важно отметить, что и мужчина выполняет немаловажную социальную роль, являясь отцом, главой семейства, защитником, опорой, кормильцем.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 6,2 мил. семей в стране являются неполными, из них 5,6 мил. матерей-одиночек и 648 тыс. отцов-одиночек[15]. За последние 20 лет количество отцов-одиночек увеличилось с 6 % до 10 % от количества неполных семей. В связи с этим можно констатировать, что проблема реализации мужчинами своих прав в сфере семейных правоотношений является актуальной в настоящее время.

Важно отметить, что на федеральном уровне Минздравсоцразвития не ведет ежегодного учета этой категории семей. В связи с этим, данные представленные Всероссийской переписью населения, являются единственным официальным источником.

Частью 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ[16] закрепляется принцип равенства прав супругов в семье. Следовательно, мужчины и женщины имеют одинаковые права, возможности, несут равные обязанности при реализации своих прав в сфере семейных отношений.

В соответствии с ч.1 ст. 61 Семейного кодекса РФ родители между собой юридически равны, то есть не имеют преимущества друг перед другом независимо от возраста, пола, религиозной принадлежности, места жительства и т. д. В тоже время статьями 89, 90 Семейного кодекса РФ устанавливается обязанность мужа (бывшего мужа) предоставлять жене (бывшей жене) алименты в течение трех лет со дня рождения их общего ребенка[17]. Однако муж (бывший муж), воспитывающий ребенка, не достигшего возраста трех лет и не относящегося к категории «ребенок-инвалид», подобной гарантией необоснованно не наделен.

Такое законодательное регулирование нарушает права отцов, а точнее их право на воспитание своих детей и противоречит конституционному принципу равноправия. В указанном случае у трудоспособного мужа (бывшего мужа) должно быть право на алименты в отношении ребенка, не являющегося инвалидом, от жены (бывшей жены).

 

 

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; 2014. № 30 (ч.1). Ст. 4202.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2017. № 14. Ст. 1998.

3. Новоселов В.М. Проблемы института отцовства в России. URL: https://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/sоciоlоgiyа/novoselov.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

4. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10.07.1918 г.) (прекратила действие) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31.01.1924 г.) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24.

6. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 г.) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

7. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05.12.1936 г.) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 06.12.1936.

8. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 г.) // СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11.

9. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07.10.1977 г.) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 14.

10. Конституция (Основной закон) РСФСР от 12.04.1978 г. (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1. С. 13.

11. Алексеева М. Отеческая война. В России неуклонно растет число отцов-одиночек // Изд. дом «Мир новостей». URL: https://www.mirnov.ru/arhiv/mn724/mn/08-1.html (дата обращения: 10.12.2017).

12. Бракоразводный отдел. Дети после развода // Правовой центр «ЮСТ». URL: https://gorelikoff.ru/deti_posle_razvoda.htm (дата обращения: 10.12.2017).

13. Всероссийская перепись населения 2010 // Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 10.12.2017).

14. Официальный сайт Межрегионального отцовского комитета // URL: https://www.otkom.ru (дата обращения: 10.12.2017).

15. Официальный сайт Российской правозащитной ассоциации «Отцы и дети» // URL: https://otcydeti.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).

16. Торосян Р.А. Конституционное регулирование запрета дискриминации мужчин в России: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. Пенза, 2017. С. 10.

17. Шелютто М.Л. Реализация конституционных принципов семейного права в российском законодательстве // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 57.

 


[1] См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; 2014. № 30 (ч.1). Ст. 4202.

[2] См.: Новоселов В.М. Проблемы института отцовства в России. URL: https://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/sоciоlоgiyа/novoselov.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

[3] См.: Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10.07.1918 г.) (прекратила действие) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

[4] См.: Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31.01.1924 г.) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24.

 

[5] См.: Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 г.) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

[6] См.: Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05.12.1936 г.) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 06.12.1936.

[7] См.: Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 г.) // СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11.

[8] См.: Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07.10.1977 г.) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 14.

[9] См.: Конституция (Основной закон) РСФСР от 12.04.1978 г. (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1. С. 13.

 

 

[10] См.: Официальный сайт Российской правозащитной ассоциации «Отцы и дети» // URL: https://otcydeti.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).

[11] См.: Алексеева М. Отеческая война. В России неуклонно растет число отцов-одиночек // Изд. дом «Мир новостей». URL: https://www.mirnov.ru/arhiv/mn724/mn/08-1.html (дата обращения: 10.12.2017).

[12] См.: Официальный сайт Межрегионального отцовского комитета // URL: https://www.otkom.ru (дата обращения: 10.12.2017).

[13] См.: Бракоразводный отдел. Дети после развода // Правовой центр «ЮСТ». URL: https://gorelikoff.ru/deti_posle_razvoda.htm (дата обращения: 10.12.2017).

[14] См.: Шелютто М.Л. Реализация конституционных принципов семейного права в российском законодательстве // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 57.

[15] См.: Всероссийская перепись населения 2010 // Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 10.12.2017).

[16] См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2017. № 14. Ст. 1998.

[17] Торосян Р.А. Конституционное регулирование запрета дискриминации мужчин в России: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. Пенза, 2017. С.10.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: