Занятие № 10
Цель: установить уровень усвоения студентами знаний, умений и навыков по разделу
«Язык и культура».
Задачи:
¾ совершенствование умений и навыков по разделу «Язык и культура».
¾ находить и исправлять речевые ошибки.
1. 1. Вдумчиво прочитайте тексты. Первый из них принадлежит великому русскому лингвисту Ивану Александровичу Бодуэну де Куртенэ (1845— 1929), второй — известному современному языковеду Владимиру Викторовичу Колесову. Какая мысль объединяет оба текста? Попробуйте сформулировать её и записать.
1) Прежде всего, язык существует только в душах человеческих. Если бы мы все, здесь присутствующие, замолкли, если бы в этом зале водворилась абсолютная тишина, перестал ли бы существовать человеческий язык вообще, а русский язык в особенности? Ему нечего было бы переставать существовать, ибо его и без того нет как реального целого. Но зато есть индивидуальные языки как беспрерывно существующие целые. И они-то существуют в наших душах независимо от того, говорим ли мы, или нет.
2) Речь вопл _щае(тся/ться) в букве и в звуке в д_алогах и м_нологах в стен_гра(м,/мм)ах и к_онспектах в м_гн_тофо(н/нн)ой ленте. Язык же м_тер_ально (не/ни)сущ_ствует (не/ни)как! Нет такого сундука или сейфа где хр_нился бы отлитий или сотка(н/нн)ый эт_лон русского языка. Учёные соб_рают его по кусочкам вн_мательно изучая все виды р_чевой де_тельности созд_ют обширные сл_вари пишут н_учньге гра(м/мм)атики. Можно пр_дставить основные особе(н/нн)ости и зак_номерности языка хотя и косве(н/нн)ым обр_зом но можно. П_трогатъ же его погл_деть на него этого вы (не/ни) в одном музе_ (не/ни)смож_те.
Нет языка... И однако он всё(таки) есть! В каждом из вас и в ваших с_седях и в ваших р_дителях. И_чезни он — и вы (по)пр_сту п_рестан_те ион_мать друг друга. И_чезнут книги и г_зеты радио и т_л_видение з_воды и фабр_ки инст_туты и учр_ждения — ост_нови(тся/ться) жизнь (по)тому что наличие языка — самое (не/ни)з_метное и пр_вычное но самое существе(н/нн)ое условие ц_в_лизаци. Значит есть язык?
|
Ну как же он есть если его нет! Дайте мне что(то) что я мог бы н_звать напр_мер русским языком... Вот какой зак_лдова(н/нн)ый круг: язык вне речи (не/ни)существует речи без языка – нет. Язык вопл_щае(тся/ться) в речи...
2. Вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки, спишите второй текст, который является отрывком из книги В. В. Колесова «История русского языка в рассказах». Обозначьте грамматические основы в сложных предложениях. Определите, какие части сложных предложений являются односоставными, укажите их виды.
2. 1. Дайте стилистическую оценку использованию диалектной и просторечной лексики в отрывках из рассказа Василия Шукшина «Мастер». При этом разграничивайте язык автора и речь персонажей.
Жил-был в селе Чебровка Сёмка Рысь, забулдыга, но непревзойдённый столяр. Длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид. Но вот Сёмка снимает рубаху, остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце... И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки. Она — в руках... Руки у Сёмки не комкастые, не бугристые, они — ровные от плеча до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них — игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости, и Сёмка так, для куража, орёт:
|
— Что мы тебе, машины? Тогда иди заведи меня — я заглох. Но подходи осторожней — лягаюсь!
Сёмка не злой человек. Но... он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь — милое дело.
<...>
<...> Его даже писатель один, который отдыхал летом в Чебровке, возил с собой в областной центр, и он ему там оборудовал кабинет... <...>
— На паркет настелили плах, обстругали их, и всё — даже не покрасили. Стол тоже из досок сколотили, вдоль стен — лавки, в углу лежак. На лежаке никаких матрасов, никаких одеял... Лежит кошма и тулуп, и всё. Потолок паяльной лампой закоптили вроде по-чёрному топится. Стены горбылём обшили... Шестнадцатый век, — задумчиво говорил Сёмка.
2. На основе проведённого анализа сделайте выводы о том, для какой цели используется в художественном тексте диалектная и просторечная лексика, не являющаяся принадлежностью литературного языка, и почему писатели употребляют её в ограниченном объёме.
3. Попробуйте подобрать свои примеры (2-3) использования диалектизмов в произведениях русской литературы.
3. 1. Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.
Инт_рнет это сре_ство связи которое позв_ляет людям письмё(н/нн)о обща(тся/ться) в р_жиме пр_мого ди_лога. И то что в телефо(н/нн)ом разговоре было(бы) выраже(н/нн)о инт_ нацией в (инт_рнет)общени_ выр_жают смайл_ками. Это зн_чки составле(н/нн)ые из знаков преп_нания букв и цифр и обозн_чающие какие(либо) эмоции. Наиболее распр_стр__нё(н/нн)ый смайл_к это улыбка (по)этому он и получил такое н_звание (от англ, smilе «улыбка»). Выгл_дит он вот так:-) и озн_чает что отпр_витель со_бщения раду_(тся / ться) вес _ ли(тся/ться) или шутит. Однако сущ_ствуют и смайл_ки которые выражают отр _ цательные эмоц _и напр_мер уныние:-(или гнев “(. Заучивать вар_анты смайл_ков (не)стоит. Накл_нив голову (в)лев_ ипосм_трев ни смайл_к вы поймёте какую эмоц_ю имел (в)виду автор.
|
2. В Интернете представлено огромное разнообразие смайликов. Напишите, какие чувства, эмоции, этикетные формулы передаются с помощью этих значков. Попробуйте составить шутливое письмо другу, состоящее только из смайликов разных видов (в виде знаков препинании, рисуночков). Сделайте вывод о том, возможно ли речевое общение свести к «языку смайликов» и почему.
Домашняя работа:
Напишите мини-сочинение-рассуждение на тему «Как влияют социальные сети на язык».
10.11.2021
Проверочная работа
по родному (русскому) языку
(раздел «Язык и культура»)
студента (-ки) группы ТЭО-211/9
ГПОУ «ХТТ ДОННТУ»
(фамилия и имя в Р.п.)
Преподаватель Урина Н.В.