Общие сведения о коммуникативной деятельности




Человек не может не вступать в коммуникацию. Только в общении с взрослыми и сверстниками ребенок становится человеком. Только через общение он проходит процессы инкультурации и социализации, т.е. становится представителем своего народа и культуры. Только через общение человек может соотнести свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый организм – социум.

Коммуникация – способ существования личности в обществе.

Помимо этого, коммуникация – способ осуществления профессиональной деятельности.

Есть профессии, в которых коммуникация является не только способом осуществления деятельности, но и объектом, на который эта деятельность направлена.

 

Коммуникация – деятельность, осуществляемая в определенной ситуации (контексте), предполагающая обратную связь и имеющая этическое измерение. В ней участвую 1 или более человек. В ходе коммуникации отправляются и получаются закодированные сообщения, достигающие определенного эффекта.

Данное определение базируется на нескольких тезисах:

ü Коммуникация – деятельность (Деятельность – некоторая активность, которая имеет некоторую цель, план и реализует некоторое волеизъявление. Деятельность не возникает сама по себе, она предполагает некоторое намерение (коммуникативную интенцию))

ü Коммуникация осуществляется в определенных условиях т.е. определенном контексте или в определенной ситуации. Контекст – все составляющие коммуникации.

Составляющие коммуникации:

1-2. участники (отправитель и получатель)

3. канал связи

4. код

5. сообщение

6. шум

 

1-2: Коммуниканты(говорящий и слушающий, адресант и адресат)

3: Канал связи – медиум, передающая среда, по которой сообщение поступает от отправителя к получателю. При непосредственном контакте каналом связи является воздух(среда, ограниченная пространственными рамками). В остальных случаях – опосредованная коммуникация (интернет, телефон)

4. шум – помехи, препятствующие качественному получению сообщения. В коммуникации под шумом понимают любые препятствия, которые мешают коммуникации (психологическое состояние, нарушения внимания, слуха, недостатки памяти, физический шум)

5. код – система символов, с помощью которой передается сообщение. Любая коммуникация осуществляется при помощи кода, поэтому говорят, что коммуникация носит символический характер. Основной код коммуникации – человеческий язык.

Любой код – система знаков, и в ней должно быть минимум 2 знака, чтобы можно было дифференцировать значения.

Помимо собственно языковых систем, существуют условия языковой системы (код, включающий коммуникативные конвенции). Недостаточно знать сам коммуникативный код, нужно знать и различать ситуации употребления языка(Ситуативный(стилистический) уровень владения языком).

6. Сообщение(включая его тему и цель) – тесно связан с понятием кода т.к. сообщение всегда закодировано. Структура сообщения может быть однородной и неоднородной. При однородной структуре используется только вербальные или только невербальные средства.

Говоря о средствах коммуникации можно делить их двояко:

А) вербальные \ невербальные

Б)лингвистические(язык) \ паралингвистические (сигналы с помощью тела) \ экстралингвистические (требуют что-то еще кроме сигналов при помощи тела)

Для сообщения так же важна определенность употребления кода (код должен быть известен адресату).

Для сообщения важна тема. Коммуникация потерпит неудачу,если

1. Тема адресату не интересна

2. Темя является для адресата табу.

В каждом сообщении присутствуют две категории, которые свойственны коммуникации в общем:

· убеждение

· оценка

Убеждение имманентно коммуникации. Оценка так же является постоянным признаком, поэтому говорят, что оценка носит аксиологический характер.

Параметры каждого из компонентов контекста коммуникации, их сочетания и взаимодействия создают различные варианты коммуникативные ситуации. Число коммуникативных ситуации бесконечно велико. Даже незначительное изменение одного параметра ведет к изменению коммуникативной ситуации.

На коммуникативную ситуацию оказывают влияние целый ряд параметров личности:

1. Психические и психологические параметры участников коммуникации.

· Постоянные (темперамент, объем памяти, быстрота реакции)

· Ситуативные(приобретаются в конкретной ситуации, наприм. всплеск эмоций)

Эмоции относятся к ситуативным психическим параметрам. При коммуникации можно апеллировать не только к разуму, но и к чувствам. Разум – информационное сообщение. Стихи и т.п. – к чувствам.

Можно апеллировать как к положительным, так и к отрицательным эмоциям.

2. Социальные параметры личности

Свойство индивида, которое определяет его позицию в обществе и принадлежность к определенной социальной группе: гендер, возраст, образование, профессия, социальный статус.

Особо в этой группе следует подчеркнуть этническую, культурную и языковую принадлежность.

Этническая принадлежность относится к социальным параметрам, но она сама по себе никак не влияет на коммуникацию. Этническая принадлежность имеет смысл только в сочетании с культурными признаками (этнокультурный параметр).

Принадлежность к языковому обществу так же один из социальных параметров; влияет на коммуникацию, так как языки создают собственную картину мира. Языковая принадлежность не обязательно совпадает с этнокультурной.

3. Физические параметры
Тембр голоса, внешность, дефекты речи(слуха, зрения)

ü 3 ТЕЗИС: Коммуникация предполагает обратную связь.

Обратная связь может быть речевой реакцией и неречевой (неречевая: поведенческая, эмоциональная, ментальная).

Обратная связь соотносится с эффективностью, результативностью (коммуникация – взаимодействие). Наличие обратной связи предполагает наличие взаимодействия. Усилие без взаимодействия нельзя назвать коммуникацией.

Коммуникация – всегда обмен, даже если стимул и реакция неравноценны.

ü 4 ТЕЗИС: Коммуникация имеет этическое измерение.

Любое коммуникативное действие можно различать с точки зрения этично(морально, нравственно)\неэтично.

Этичность включает в себя три параметра:

1. Общечеловеческие моральные принципы.

С точки зрения морали этично то, что построено на хороших отношениях к людям и не приносит им вреда.

2. Этикет (различен в разных культурах)

Этикет дифференцируется культурно, этнически и социально. Этикет зависит от слоев общества и носит более условный характер.

3. Протокол – строго регламентированная система правил.

Некоторые высококонвекциональные действия, которые при принимаются при определенных мероприятиях.

Более регламентирован, чем этикет.

Соблюдается в определенных ситуациях и предусматривает конкретные действия на все случаи жизни.

ü 5 ТЕЗИС: В коммуникации может участвовать любое количество участников (от одного и больше)

Автокоммуникация = Внутриличностная коммуникация (Коммуникация, в которой принимает участие только один человек)

Типы автокоммуникации:

1. Осознание (процесс ментального «переваривания» фактов, процесс их принятия \ непринятия)

2. Рассуждения (ментальная деятельность, связанная с аргументацией, с определенной логикой действий)

3. Убеждение (Формирование убежденности (т.е. человек рассуждает и формирует некоторую убежденность в чем-либо))

4. Оценка

5. Повторение

ü 6 ТЕЗИС: В ходе коммуникации отправляются иполучаются сообщения.

У адресанта есть определенное коммуникативное намерение и он реализует его, порождая сообщение, которое предназначается для определенного адресата. Отправитель надеется, что его сообщение поступит по назначению и без смысловых потерь. Для коммуникативного эпизода важно не отправленное, а полученное сообщение. Если ваше сообщение не было воспринято или понято – вы потерпели коммуникативную неудачу.

ü 7 ТЕЗИС: Сообщение всегда закодировано.

ü 8 ТЕЗИС Сообщение достигает определенного эффекта (т.е. вызывает обратную реакцию).

Нельзя путать эффект с эффективностью. Эффект бывает всегда, а эффективность – нет.

Эффективной считается не та коммуникация, которая вызывает некоторую реакцию, а та, в которой реакция соответствует тому, что планировал адресант. Однако недостаточно делить коммуникацию на эффективную и неэффективную; необходимо оценить степень эффективности.

Коммуникативные действия могут быть эффективными в разной степени (на примере рекламы):

§ Нулевая степень эффективности (вы вообще не восприняли сообщение, не обратили на него внимание).

§ Механическое восприятие (Сообщение просто увидено или услышано)

§ Понимание (Осуществляется на элементарном уровне: понимается лексика, но не понимается смысл)

§ Осознание (В полной степени понимается тот смысл, который закладывал отправитель)

§ Однократная поведенческая реакция (Совершение некоторого поступка; напр. покупка прорекламированного предмета)

§ Изменение мнения, отношения (Решение всегда пользоваться предметом)

§ Изменение взглядов

§ Изменение ценностей (Крайний тип реакции; неестественно высокая степень эффективности, которая редко планируется отправителем)

ВЫВОДЫ: Коммуникация покоится на трех китах:

§ Интенция (Коммуникация всегда имеет цель)

§ Символичный характер(Сообщение всегда закодировано)

§ Обратная связь (Коммуникация - взаимодействие)

 

Системы коммуникации в животном мире более примитивны по сравнению с человеческими. Язык животных называется языком условно. Он напоминает человеческий только по звуковой форме. Коммуникативные сигналы, которые использую животные, строго ограниченны по количеству и всегда привязаны к ситуации. Мы можем говорить о том, чего не видим или о том, что не существует, а животные – нет. Язык животных это не столько набор звуковых комплексов, сколько комплекс инстинктивного поведения, который складывается из определенного набора типичных моделей поведения. Благодаря этому можно составить каталоги или инвентарь актов поведения животных каждого вид. На своем языке животное разговаривает с представителями своего же вида. Встреча двух животных – всегда ритуал (последовательность стандартных действий).

Два главных отличия коммуникации животных от коммуникации в человеческой среде:

1. В отличие от животных языковое общение человека биологически не предусмотрено. «Язык» животных – природная, врожденная система коммуникации. Определенное поведение животных каждого вида является биологически значимым и в то же время передает информацию. Эти коммуникативные сигналы животных являются врожденными.

Человеческий язык - естественная (не придуманная), но в то же время не врожденная знаковая система. Для языкового общения у человека нет никакого физиологического обеспечения, у нас нет специального органа речи.

Помимо биологической нерелевантности процессов языкового общения у людей, мы выделяем такую черту человеческих языковых знаков как немотивированность.

Мотивированность – знак непосредственной связи с тем, что он означает (коммуникативные сигналы животных мотивированы)

Немотивированность – отсутствие непосредственной связи между знаком и тем, что он обозначает (человеческие знаки). Благодаря немотивированным языковым знакам люди смогли выработать вторичные средства кодирования языка (азбука Морзе, язык глухонемых).

2. Коммуникативные и познавательные процессы человека неограниченны и связаны между собой. Коммуникативные и познавательные процессы животных ограниченны и не связаны между собой. Человеческое общение безгранично, характеризуется богатством содержания.

Коммуникативные и познавательные процессы взаимосвязаны. Ужа само познание человека(ом) опосредовано языком. Человек видит действительность через язык. Но основе языка функционируют наши память, воображение, внимание, даже процесс формирования мысли проходит при помощи языка.

У животных коммуникация не выходит за рамки биологического состояния особи. Звуковые комплексы, которые используют животные – реакция особи на ситуацию т.е. коммуникация животных определяется ситуацией, привязана ко времени и месту коммуникации. Передаваемая информация сиюминутна. То, о чем сообщается, происходит в момент сообщения. Животное не может передавать информацию не о себе, о прошлом и будущем. Познавательные механизмы животных так же ограниченны. Они ограничиваются ориентировочно и никак не связаны с коммуникативным процессом. Познавательные процессы животных отделены от механизмов и органов с помощью которых осуществляется коммуникация животными. Ориентация животных происходит за счет органов чувств, без участия коммуникационных систем. А коммуникационные сигналы – реакция на события, причем только если эти события затрагивают интересы особи. В коммуникационном сообщении нет информации о том, что вызвало данный сигнал. Если животное испытывает удовольствие, то сигнал будет одинаковым вне зависимости от того, что вызвало этот сигнал. Коммуникационные сигналы животных являются отражением не внешнего мира, а внутреннего состояния особи.

 

КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС И СТРУКТУРА.

Коммуникацию можно рассматривать двояко: как структуру и как процесс. Поэтому выделяют статическую и динамическую модели коммуникации.

Модели коммуникации – подходы к анализу коммуникации.

Статический подход рассматривает коммуникацию с точки зрения ее элементов и того, как эти элементы соотносятся между собой.

В динамическом методе можно выделять два варианта:

1. Деятельностный подход

· Рассматривает коммуникацию как процесс передачи сообщения. С такой точки зрения коммуникация изучается в социологии, политологии, психологии. В этом случае исследователи обращают внимание на процессы кодирования \ декодирования, канал связи, средство коммуникации. Коммуникация рассматривается как процесс, целью которого является изменение поведения или душевного состояния получателя.

2. Когнитивный подход

· В данном случае коммуникация рассматривается как процесс создания смыслов и обмен ими. С такой точки зрения коммуникацию изучают в семиотике, культурологии, лингвистике. С точки зрения такого подхода основной результат коммуникации – понимание.

Коммуникацию принято классифицировать по следующим видам:

1. Внутриличностная

2. Межличностная

3. Групповая

4. Массовая

5. Межкультурная

Эти виды коммуникации выделяют в зависимости от количества и состава участников.

1. Внутриличностная коммуникация. Разговор с самим собой, который может быть представлен в виде: осознания, рассуждения, убеждения, оценки и повторения. В случае автокоммуникации сам индивид является и посылающей и принимающей информацию стороной, при этом мысли и чувства облекаются в послания, а мозг используется как канал.

2. Межличностная коммуникация. Общение с другими во множестве разных контекстов. Такая коммуникация включает небольшое количество участников, а целями могут являться передача информации, побуждение к действию, эмоциональная поддержка, изменение взглядов и т.д.

3. Групповая коммуникация (коммуникация в малых группах). Совместная деятельность по решению проблем (разговор руководителя компании со служащими)

4. Межкультурная коммуникация. Общение разных этносов, культур или субкультур быть то вся группа или отдельные ее представители (политика, туризм, спорт, личные контакты)

5. Массовая культура. Осуществляется в том случае, если сообщение получает и использует большое количество людей. В межкультурной коммуникации аудитория часто состоит из разных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (Телевидение, пресса, радио, Интернет)

Коммуникацию так же можно классифицировать в зависимости от ее функций. Можно выделить: профессиональную коммуникацию, политическую коммуникацию, рекламную коммуникацию, общественную коммуникацию и т.д. Отдельно можно выделить организационную коммуникацию (это коммуникация в деловой и производственно сфере).

Организация – работа некоторой группы людей (школа). Работа организации направлена на выполнение определенного комплекса общественно значимых задач. Коммуникативные процессы в которых участвует организации можно разделить на две группы:

ü Внутри организации;

ü Внешняя коммуникация.

Принадлежность к какой-либо организации может служить определяющим фактором в коммуникативном поведении, поскольку организации обладают своими норами, правилами, моделями общения. Каждая организация имеет свои традиции и правила, которые предписываются членам организации. Они диктуют как вести себя друг с другом и представителями других организаций.

Основные признаки организации:

· Образуется в определенное время по чьей-либо установке или договоренностью между людьми;

· В организации существуют формально структурированные взаимоотношения с людьми;

· Организация имеет установленные цели и задачи;

· Между членами организации существует разделение труда;

· Координация деятельности членов организации;

· Управление материальными и человеческими ресурсами;

· Коммуникация в организации направлена на достижение наибольшей эффективности в рамках поставленных задач.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация есть взаимодействие. Одна из сторон этого процесса – воздействие, которое связано с интенцией отправителя, а взаимодействие – более широкое понятие, которое охватывает весь коммуникативный эпизод, включая обратную связь. Любое воздействие вызывает реакцию, т.е. приводит к взаимодействию. Сложность процесса коммуникации заключается в том, что значение послания, кодируемого одним человеком, никогда не будет полностью идентично посланию, понимаемое другим человеком. Такое несовпадение связано с тем, что хотя сообщения и могут передаваться от человека к человеку, значения так передаваться не могут т.к. значение определяется не только сообщением, но и индивидуальной способностью его восприятия. Импликации отправителя и получателя не совпадают или совпадают крайне редко. Не смотря на то, что содержание коммуникации всегда является различным для всех ее членов, это не означает, что коммуникация невозможна. Это говорит о том, что коммуникация сложна и не всегда совершенна. Когда мы общаемся, мы преподносим себя так, как нам бы хотелось выглядеть в глазах собеседника.

Основываясь на обратной связи, полученной от адресата, мы можем изменять сове коммуникативное поведение.

Процесс коммуникации можно представить как серию стимулов и следующей за ними реакции. При этом необходимо учитывать не только реакцию участника Б на поведение участника А, но и прогнозировать дальнейшее поведение участника А. Взаимодействие между участниками А и Б может осуществляться по разным сценариям:

· симметричный сценарий(поведение участников отражает друг друга. Напр.: разговор двух подруг);

· комплиментарный сценарий (типы поведение сильно различаются, но дополняют друг друга. Напр.: разговор подчиненного и начальника).

Процесс коммуникации – передача сообщения при помощи определенного кода.

Взаимопонимание между партнерами достигается, если они заранее установили значения используемых кодов.

Кодирование – процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими.

Декодирование – процесс получения и интерпретации сообщений, полученных человеком извне, связанный с расшифровкой знаний.

В зависимости от характера обратной связи выделяют следующие модели (группы моделей) коммуникации:

1. Линейная. Коммуникация рассматривается как действие, в рамках которого отправитель кодирует сообщение и отправляет, используя какой-либо канал. Коммуникация считает успешной, если сообщение достигло адресата, преодолев различные шумы. Недостатки: Коммуникация рассматривается как односторонний процесс. Удобно применять для анализа письменной коммуникации, СМИ (адресат, как объект воздействия). Плюсы: учитывается влияние канала на реакцию получателя; обращает внимание на шум (физический, психологический)

2. Трансакционная модель. Коммуникация рассматривается как процесс одновременного отправления и получения сообщения участниками. В каждый конкретный момент можно получать и декодировать сообщение, реагировать на него и в то же время наш собеседник получает, декодирует сообщение, реагирует на него. Плюсы: Коммуникация рассматривается как процесс, в котором люди постоянно и непрерывно взаимодействуют.

3. Интерактивная модель. Акцентирует внимание на обратной связи (реакции получателя). С точки зрения данной модели отправитель и получатель постоянно меняются местами.

В процессе коммуникации возникают различного рода помехи или шумы. Помехи возможны на всех этапах (кодирования, передачи, декодирования)

1. На этапе кодирования: большинство помех связано с ограниченным количеством символов или неточностью самого послания.

2. На этапе передачи помехи носят технический характер.

3. На этапе декодирования помехи связаны с отличительными чертами жизненного опыта, социальных характеристик, в силу чего получатель может приписать символам абсолютно новые значения.

Эффективность коммуникации тесно связана с уменьшением влияния помех:

· Свести к минимуму технические помехи;

· Стремление к максимальному упрощению послания.

Однако полностью унифицировать процессы восприятия информации невозможно, они носят индивидуальный характер. Эффективность не бывает абсолютной.

 

Модели коммуникации:

1. Модель Лассуэлла.
Используется для анализа массовой коммуникации. Чтобы проанализировать коммуникацию, надо ответить на вопросы: кто сообщает? Что сообщает? По какому каналу? Кому? С каких эффектом?
5 компонентов коммуникации: коммуникатор, сообщение, канал передачи, аудитория, обратная связь.

2. Модель Шеннона и Уивера.
Пришла из математики и кибернетики.
Включает в себя 5 элементов: источник информации, передатчик информации, канал передачи, приемник, конечная цель (расположены линейно, поэтому данная модель относится к линейным моделям).
Помимо этих компонентов были введены понятия шума и избыточности.
Избыточность – повтор элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи.
Считается, что все языки приблизительно на половину избыточны.
Существует определенный предел допустимого шума.
В лингвистике эти идеи больше проявляются в форме модели Якобсона. По модели Якобсона в коммуникации выделяют 6 компонентов: адресант, адресат, сообщение, код, контекст, контакт.
Контекст связан с содержанием сообщением (т.е. с информацией)
Контакт связан с регулятивным аспектом коммуникации.
В лингвистике эта модель применяется для анализа языка. Шесть функций языка «привязаны» к шести компонентам коммуникации.
Адресант – эмотивная (экспрессивная) функция;
Адресат – конативная функция;
Контекст – референтивная функция;
Сообщение – поэтическая функция;
Контакт – фатическая функция;
Код – метязыковая функция.

Таким образом в процессе коммуникации люди взаимодействуют друг с другом и любая коммуникативная ситуация является той или иной формой оказания влияния на адресата, но слушающий имеет свои интересы и не всегда готов выполнить то, что мы от него хотим. Человек окружает свое сознание защитным барьером, который способен противостоять чужому воздействию. Эффективное преодоление защитного барьера есть то, что подразумевается под эффективный речевым воздействием. Результат взаимодействия будет зависеть от:

· Надежности барьера;

· Эффективности инструментов;

· Стойкости часового.

 

Способы преодоления барьера:

· Барьер можно проломить используя грубую силу (пропаганда, особо интенсивная реклама)

· Найти уязвимые места (те, кто использует различные психологические приемы, логические ловушки)

· Можно незаметно просочиться мимо часового (незаметные приемы управления людьми)

· Проникнуть через барьер открыто, но не насильственно (показать пропуск, убедить часового (риторика, теория аргументации));

· Часового можно подкупить (сообщение облекается в привлекательную упаковку)

 

 

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА. ЯЗЫК И РЕЧЬ

Язык – средство общения.

Первичная функция языка – коммуникативная. В ходе коммуникации человек познает что-то новое и способствует тому, чтобы наш собеседник тоже познал что-то новое.

Вторая функция – служит средством познания. Эти две функции неразрывно связаны.

В ходе коммуникации реализуется третья функция языка: передача и хранение информации (язык не только передает информацию, но и хранит ее, причем как в письменной, так и устной формах).

Информация в устной форме может храниться как на уровне одной личности (место хранения – память), так и на уровне языковой общности (устное народное творчество).

Различают 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

Эти виды чаще всего сочетаются.

Виды речевой деятельности – варианты непосредственного или опосредованного временем и расстоянием общения.

Общение на языке обслуживает все сферы человеческой жизни. Поэтому говорят, что оно универсально и способно ……… высшую степень эффективности в любой ситуации.

Существуют другие коммуникативные системы: азбука Морзе, языки программирования. Они отличаются от естественного языка тем, что они все базируются на естественном языке и без него утратили бы свой смысл. Эти системы не обладают универсальностью, применяются в конкретных сферах деятельности и конкретных ситуациях.

Человеческое общение безгранично, это связано с тем, что:

- Человеческое общение биологически не обусловлено;

- Коммуникативные элементы, которые мы используем, немотивированны;

- Коммуникация человека не связана в плане времени и места с содержанием т.е. не привязана к ситуации.

Благодаря тому, что у человека инструмент познания и коммуникации один – человеческий язык, не только коммуникация человека безгранична, но и познание. У человека процесс познания опосредован языком. Даже сам процесс формирования мысли – языковой процесс, мы мыслим на языке.

4 функция языка – мыслительная.

Таким образом, основные функции языка имеют коммуникативный, познавательный, мыслительный, информативный характер

Так же выделяют дополнительные функции языка:

- фатическая (функция установки контакта. Может сопровождать содержательное общение, может предшествовать ему, может выходить на первый план (общение ради общения, контакт в чистом виде, без обмена информацией)).

- метаязыковая (функция пояснения, уточнения);

- эстетическая (поэтическая, восприятие языка, как эстетического объекта);

- эмотивная (экспрессивная, человеку трудно оставаться безучастным к содержанию собственного общения. Может быть реализована на всех уровнях языка.)

 

СООТНОШНИЕ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Язык – код, система правил.

Речевая деятельность осуществляется при помощи этой системы (Деятельность, осуществляемая по этим правилам – речь)

Язык идеален, речь материальна. Язык связан с сознанием, он, с одной стороны, есть нечто общественное, что принадлежит всем носителям языка, с другой стороны, он нечто частное, индивидуальное, достояние отдельной личности. Поэтому выделяют национальный язык и идиолекты (язык отдельной личности).

Национальный язык существует только через свои составляющие т.е. через идиолекты. Изучение национального языка идет следующим путем: от речи к идиолекту, от идиолекта к национальному языку.

 

ТЕМА: ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР МЫШЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА.

Язык и мышление связаны непосредственной связью. Не было бы мышления – не было бы и языка т.к. нечего бы было облекать в словесную форму. И наоборот: без языка не было бы мышления т.к. мы мыслим на языке.

Мышление и язык неразделимы. Они связаны как форма и содержание, при это форма и содержание могут меняться под воздействие друг друга. Не смотря на то, что язык и мышление неразрывно связаны, это не есть тождество, они отличаются по своим функциям и структуре.

Функция мышления – отображение действительности. Этот процесс осуществляется в форме понятий (min), суждений (<), умозаключений (<). (Это структура мышления).

Структура мышления иерархична.

Основная функция языка – служить средством коммуникации. В конечном счете, язык служит средством передачи мыслей. Языковой обмен направлен на то, чтобы мыслительная деятельность одного человека стала достоянием мыслительной деятельности другого человека. Отправитель желает возникновения тех же мыслей у получателя.

Структура языка отличается от структуры мышления, но они, в некоторой степени, параллельны. «Понятию» в мышлении соответствует «слово» языке. «Суждение» - «предложение». «Умозаключение» - текст».

Соотношение «Слово» - «Понятие»:

Слово – центральная единица языковой системы. Оно позволяет обобщать, объединять предметы в классы, формировать понятия т.е. понятие выражается через слово. Слово называет не отдельный предмет, а группу предметов, передает наше понятие о предмете.

Понятие – 1. Инвариантное, идеальное представление о классе предметов. Существует в сознании человека, но не существует в природе.

2. сумма знаний о предмете.

3. результат обобщения явлений, их свойств, связей.

Сходство слова и понятия состоит в том, что в их основе лежат механизмы абстракции и обобщения.

Различия: В соотношении слова и понятия наблюдается ассиметричность. Есть слова, которые не выражают понятия (местоимения, личные имена, незнаменательные слова). Одному слову может соответствовать несколько понятий. В одном слове может быть выражено несколько понятий (Пример: домик: в этом слове заключено понятие «дом» и понятие «маленький»)

Понятия общечеловечны, слова – атрибуты конкретного языка. В значениях слов, которые называют одни и те же реалии на разных языках, могут появляться дополнительные оттенки.

Суждение – предложение.

Понятие – исходный продукт мыслительной деятельности, но мы не можем мыслить понятиями. мысль выражается суждением, которые в языке выражено предложением.

Суждение – форма мысли, в которой что-то утверждается или отрицается относительно предметов, их свойств, связей и отношений. Суждение обладает свойством выражать истину либо ложь. Предложение – оформленная по законам данного языка целостная единица речи, которая является средством формирования, выражения, сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего. Сходства: в структуре суждения выделяют субъект(предмет мысли) и предикат (то, что утверждается или отрицается). В структуре предложения существуют похожие элементы (подлежащее и сказуемое), но структура предложения сложнее и не ограничивается этими двумя элементами.

Различия: 1. Суждения общечеловечны, предложения оформляются по законам данного языка. 2. Предложение не только констатирует факт, но и выражает эмоциональное отношение к факту.

Умозаключение и текст

В процессе мышления суждения связываются друг с другом. Мы сопоставляем суждения, связываем новые суждения с уже имеющимися и выводим новые знания об окружающей действительности. Такие открытия – умозаключения.

Умозаключение – цепочка отдельных мыслей, которые связаны определенной логичной связью.

Законы мышления общечеловечны, умозаключения строятся по единым правилам(дедукции и индукции). С другой стороны тексты, которые выражают мыслительную деятельность, стоятся по законам конкретного языка.

Т.О. язык – орудие формирования мысли и средство выражения мыслительной деятельности. Кроме этого язык – средство моделирования мыслительных актов (Процесс развертывания высказывания соответствует процессу мышления. Последовательность языковых элементов служит своеобразной моделью мыслительной деятельности.).

Вывод: язык, по отношению к мышлению выполняет 4 функции:

- Формирование мысли;

- Выражение информации о содержании мысли.

- Возбуждение мысли получателя более или менее адекватной мыслью отправителя;

- Моделирование процесса развертывания мысли.

 

ЗНАКОВАЯ ПРИРОДА ЯЗЫКА.

Язык - система. Система – множество элементов и связей между ними.

В системе языка мы выделяем три типа единиц:

- Слова (лексемы);

- Морфемы;

- Фонемы.

Слова, следующие друг за другом, образуют высказывания и тексты.

Слово – центральная единица языка. Слово имеет двусторонний характер. Слово – единство понятия и его материального отображения или акустического отображения (экспонент). Слово – знак. Знак – некоторый материальный факт, замещающий некоторое явление действительности. Знак – двусторонняя сущность «материально-идеальная». Посредством знака узнают что-то лежащее за пределами его внешней формы. Мы воспринимаем действительность не только непосредственно, но и при помощи знаков. Знаки служат своего рода материальной опорой мышления. Каждый знак имеет смысл только в совокупности с другими знаками. Знаки связанные общей функцией образуют систему знаков. Каждая знаковая система состоит минимум из двух элементов и связана с определенной сферой человеческой деятельности. В рамках знаковой системы можно выделить минимальные подсистемы, в которых наличие знака противостоит его отсутствию (нулевая экспонента).

Наука о знаках – семиотика. Основоположники: американский логик Ч. Пирс, швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр. Отсюда выделяют два направления семиотики:

- математико-логическая;

- лингвистическая.

Согласно американскому направлению, воспринимаемый органами чувств объект может выступать знаком.

Выделяют следующие типы знаков:

-иконические (знаки-иконы; рисунки, фотографии, географические карты – основаны на внешнем подобии знака и того, что он обозначает);

-знаки индексы (дым от огня, след зверя; между знаком и тем, что он обозначает, существует непосредственная связь).

- знаки символы (в т.ч. и языковые знаки, знаки символы не обусловлены свойствами объекта)

Согласно концепции Пирса знак является универсальным явлением, мы живем в мире, состоящем из знаков.

Согласно 2 концепции считают, что семиотика должна изучать только знаки-символы. В рамках данной концепции, семиотика – наука – изучающая жизнь знаков в обществе.

Языковой знак связывает не предмет и его название, а понятие и акустический образ. Языковой знак – двусторонняя сущность. Это единство означаемого (понятия) и означающего (акустического образа), план содержания и план выражения. Не все языковые единицы являются знаками. Языковой знак – двусторонняя единица. К языковым знакам относят морфемы, слова а т.ж. более крупные единицы. Однако минимальная языка – фонема – не является знаком. Фонема – одностороння сущность. Ее называют фигурой плановыражения.

Признаки языкового знака:

1. Произвольность (немотивированность) Такие знаки используются только в человеческом обществе

2. Линейность (линейность означающего) В других знаковых системах элементы могут комбинироваться одновременно в нескольких измерениях. У языковых знаков одно измерение – время. Языковые знаки развертываются во времени линейно. Линейна не только артикуляция знаков, но и восприятие языковых знаков.

3-4. Единство устойчивости и изменчивости и изменчивости. Благодаря устойчивости языкового знака люди способны общаться. В <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: