Культура общения воспитателя ДОО. Определение педагогического общения, его функции и стадии.




Основным фактором развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является личность взрослого (родителей, воспитателя, педагога). Достаточно остро стоит проблема коммуникативной компетентности и педагогического мастерства педагогов ДОУ. Это связано со сложностью и многообразием задач формирования личности ребенка, которые предъявляются современным социумом и новыми стандартами учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Признаки педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении: профессиональное общение воспитателя с ребенком на специальных занятиях и вне их; имеет определенные функции и направлено на создание благоприятного климата; педагогическое общение ориентировано на психологическую оптимизацию учебно-воспитательного процесса, отношений между воспитателем и детьми, воспитателей между собой, между детьми внутри групп. Многие исследования доказали, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны косвенные воздействия (через игровое общение и игру). В дошкольном возрасте игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Содержание и форма оптимального педагогического общения в значительной мере определяются задачами, которые педагог стремится решить в процессе руководства деятельностью детей-дошкольников.
Классификация межличностного общения, предложенная М.И. Станкиным, предлагает пять стилей общения воспитателя с детьми: Автократический стиль. Открыта воспитывающая позиция. Собеседник рассматривается в качестве пассивного объекта воздействия. Цель общения – принуждение. Представители такого стиля стремятся к полной централизации управления, единоначалию, к сосредоточению власти. Автократ недооценивает мнения других и переоценивает свои способности. Отсюда возможны частые конфликты с детьми и родителями. Такие воспитатели считают, что им не повезло с воспитанниками. С детьми они работать не умеют, неуклонно и медленно разрушают коллектив и подавляют творческую активность. Авторитарный стиль. Внешне представители этого стиля приветливы. Они стараются прислушиваться и к детям, и к родителям, но в итоге все равно поступают по-своему. Они не уважают ни детей, ни родителей, хотя внешне это никак не проявляется, как правило, добиваются беспрекословного подчинения, не терпят инициативы, ограничивают контакты с коллегами, воспитанниками, руководителями. Демократический стиль. Представители данного стиля стремятся сделать воспитанников похожими на себя, они поощряют их творческую активность, считаются с общественным мнением коллектива. Такие воспитатели не знают и не учитывают индивидуальные особенности детей. Они претендуют на высокую культуру поведения. Либеральный стиль. Представители данного стиля слабо регулируют и контролируют дела коллектива, склонны к попустительству, не требовательны, неизбежно предупредительны, вежливы и не хотят портить с администрацией, родителями воспитанников отношения. Либералы не проявляют особой требовательности, раздают неоправданную похвалу, редко говорят «нет», постоянно ожидают указаний. Либералы нерешительны, желают жить спокойно и тихо, добродушные, избегают конфликтов и ссор. Либеральный стиль полезен, когда деятельность детей носит индивидуальный творческий характер. Интегративный стиль общения. Воспитатели всегда считаются с воспитуемыми, оказывают им самую разнообразную помощь на занятиях, в организации игр. Никогда не подчеркивает своего превосходства, оценивает работу по конечному результату, информирует родителей о развитии ребенка, о сложившейся ситуации, не допускает слухов, учитывает индивидуальные особенности детей. Педагоги интегративного типа хорошо знает свое дело, обладает высоким авторитетом, увлечен работой. В общении тактичен, спокоен, уравновешен. Часто переоценивает воспитанников и недооценивает себя. Каждая форма воздействия и общения оказывает свое особое воздействие на развитие личности ребенка. Наиболее продуктивным для дошкольного учреждения является интегративный стиль общения. Воспитанники педагога-демократа чаще проявляют стремление к оригинальности, творчеству, коммуникабельности, самостоятельности, нежели их сверстники. У детей наблюдается высокий уровень коммуникативных умений, доброжелательности, обученности, созданы оптимальные условия для формирования позитивных взаимоотношений между детьми. Авторитарные тенденции у воспитателя вызывают конфликтность в детских отношениях, формируя неблагоприятные условия для гуманных взаимоотношений и нравственного воспитания. Поведение педагогов способствуют недоброжелательности в отношениях между детьми, конфликтности, создавая неблагоприятные условия для формирования гуманных взаимоотношений, нравственного и социального развития дошкольников.
2. Стили отношения воспитателя к воспитанникам и стили педагогического общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: