Как работать над рассказом




Дата: 23.04.20г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Рассказ о событиях.

Цель: Закрепить знания студентов об особенностях риторической культуры воспитателя, построение рассказа о событиях, использование в профессиональной жизни.

Выполнила:

студентка 4-го курса

группы ДО-16

Костелова К.А

 

Симферополь, 2020 г.

Практическое занятие

Дата: 23.04.20г.

Количество часов: 2 часа

Методические рекомендации: Прочитав задание, выполните его в данном документе, отступив один пробел после сформулированного вопроса, выполнить задания.

Содержание работы

Изучаемые вопросы:

Правила рассказывания о событии.

 

Нам часто приходится рассказывать об увиденном или переда­вать рассказ о том, что увидел кто-то из наших знакомых. И в том и в другом случае наш рассказ об этом событии будет повествова­нием. Повествованием называется такой тип речи (или такой текст), в котором говорится о происходящих событиях, последователь­ности каких-либо поступков, действий. Обычно это рассказ, он имеет сюжет, в нем действуют персонажи, он отвечает на вопро­сы: что произошло, что было сначала, что потом, чем все закон­чилось?

 

Чтобы подготовить рассказ-повествование, надо со­блюдать следующие правила.

 

1. Сделать вступление, содержащее сведения о месте и участни­ках события, о котором вы будете рассказывать (Я расскажу вам о случае, который произошел — где? когда? с кем?).

 

2. Рассказать об общей обстановке, в которой начались собы­тия (например: Мы поехали на электричке всей группой за город. Погода была хорошая, было тепло, хотя небо немного хмурилось).

 

3. Перейти к рассказу о событиях в их последовательности. (Вдруг... Потом... Я... Мои товарищи... После этого...) Использо­вать описание предметов, обстановки, участников.

 

4. Рассказать об отношении участников к событиям, об их на­строении, смене настроений по ходу событий (Сначала никто не обратил на это внимания... Потом мы все очень заволновались... Девочки испугались... Тогда мы успокоились... Потом нам вдруг всем стало очень смешно... и т.д.).

 

5. Описать, чем закончилось событие или происшествие, какова развязка.

 

6. После развязки рассказчик может сделать вывод из всего по­вествования или закончить фразой типа Вот такая (интересная, забавная, необычная, неожиданная и т.д.) история произошла... (тог­да-то, там-то, с тем-то).

 

Эти правила лишь намечают основные элементы рассказа-по­вествования. Четкую последовательность перечисленных пунктов соблюдать не обязательно. Для увеличения интереса к рассказу отдельные его части можно менять местами, пункты 3 и 4 совме­стить в процессе рассказа, вывод для некоторых типов повество­ваний может и не потребоваться. Но основные компоненты, пе­речисленные выше, обычно включают в рассказ-повествование. Если вы повествуете о лично увиденном, то у такого рассказа есть некоторые особенности.

 

В этом случае важно:

- приводить больше подробностей;

- описывать внешние признаки предметов, действующих лиц, используя эпитеты (художественные определения);

- рассказывать о своих переживаниях, эмоциях в разные мо­менты происходившего;

- говорить достаточно эмоционально.

 

Иногда нам приходится рассказывать о вымышленных событи­ях. Такие рассказы призваны в основном развлечь слу­шателей, но они могут и предостерегать их от чего-либо, побуж­дать слушателей к каким-либо действиям. Кроме того, вымыш­ленные рассказы имеют большую учебную ценность — на них можно хорошо учиться риторике, отрабатывать самые разные риторические приемы.

Когда мы рассказываем о вымышленных событиях, для нас важнее всего, чтобы это было интересно слушателям. При этом важно передать не столько хронологию событий, сколько свое отношение к ним и их участникам. Важно:

- говорить эмоционально;

- говорить связно;

- стараться, чтобы рассказ походил на действительные собы­тия: говорить уверенно, без больших пауз.

 

Рассказ воспитателя.

Основная задача использования рассказа воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность рассказа, яркость образов, близость их опыту детей - необходимые условия успешного восприятия детьми содержания рассказа. Наиболее привлекает и вызывает интерес детей рассказ от лица героев. Он создает ощущение достоверности событий, вызывает особую личную заинтересованность.

Выполните следующие задания:

Что по-Вашему повествование? Дайте определение этого понятия. Назовите детские литературные произведения, которые можно назвать повествовательными.

Повествование - это связный рассказ о чем-либо. Это может быть рассказ о каком-то событии. о каком-то человеке, о природе и животных, это может быть просто отвлеченное рассуждение, фантазия, сказка. Повествование может быть письменным, в виде текста, и устным, в виде устного рассказа.

Главное, что делает такой рассказ повествованием - строгая иерархия, последовательность событий рассказа, последовательность выводов и заключений, последовательность рассуждений.

Повествование — это тот тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера дошкольни­ков привлекает их больше других и чаще создается ими в речевой практике. Однако, как показали исследования (О.С.Ушако­вой, Н.Ф.Виноградовой, В. В. Гербовой, Т. И.Гризик, Н. В.Елкиной), дети испытывают затруднения в освоении повествовательных монологов данного типа.

Повествовательные рассказы детей характеризуются следующим:

- ребята затрудняются в определении главной темы повество­вательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по су­ществу;

- повествование у многих детей не имеет четкой структуры: в их рассказе часто пропускается какая-то структурная часть (на­чало, середина, конец), нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, от­ступление от первоначального замысла, стандартность и стерео­типность зачинов, логическая незавершенность рассказов;

- в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характе­ристики героев, редко встречаются описание природы, прямая речь;

- чаще всего дети используют такие средства выразительно­сти, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, сино­нимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;

- типичный недостаток детских повествований — большое ко­личество пауз; частое использование повторов какого-либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и места («потом», «там», «тут»), что характерно для фор­мально-сочинительной связи между предложениями. Вместо связ­ного текста образуется несколько предложений, объединенных одной темой;

- для детских рассказов характерны однообразные, однотип­ные по структуре предложения (в основном простые и сложносо­чиненные), сложноподчиненных почти нет.

- дети не умеют детализировать действие, расчленять на со­ставные части. Поэтому их рассказы схематичны, они не передают настроения, динамики. Схематичность детского повествования ярко видна при сравнении сочинений ребенка и взрослого на одну и ту же тему.

 

1. Представьте правила подготовки рассказа-повествования.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида. Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида. Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…

Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

 

Рассказ одновременно воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. В рассказе воспитателя должно быть обязательно учтено, что уже знают дети, чем они владеют. Это обеспечивает более полное усвоение содержания, чем при чтении. Рассказывая, воспитатель одновременно организует восприятие содержания всеми детьми. Этому способствует интонационная выразительность, введение риторических вопросов и использование других приемов.

2. Составьте рассказ для детей о каком-либо событии или явлении.Произнесите монолог, начинающийся словами «Однажды я...». Постройте его в соответствии с правилами рассказывания о событии. Длительность 1-2 минуты.

 

 

3. Отгадайте кроссворд

1)Краткое сообщение о событии, имеющем общественное значение 9 букв

Бюллетень

Знак, несущий сообщение о событии 6 букв Сигнал

Краткое письменное сообщение 7 букв Заметка

Краткое сообщение в печати 7 букв Заметка

Краткое сообщение о факте 7 букв Хроника

Краткое сообщение о многом 5 букв Обзор

Краткое сообщение о факте в печати 7 букв Хроника

Краткое сообщение на электрическом языке 6 букв Сигнал

Краткое сообщение по разным темам 5 букв Обзор

Небольшая статья, краткое сообщение в печати 7 букв Заметка

2) О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии 6 букв Притча

О неожиданном и неприятном событии: произойти, совершиться 8 букв Стукнуть

Вещь как память о каком либо событии 6 букв Трофей

Тот, кто лично присутствовал при каком-нибудь событии 9 букв Свидетель

Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии 7 букв Легенда

Короткий рассказ о вымышленном событии, забавном случае 7 букв Анекдот

Архитектурное или скульптурное сооружение в память об историческом лице, событии 8 букв Монумент

Тот, кто лично присутствовал, присутствует при каком-нибудь событии, очевидец 9 букв Свидетель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: