Этические и технические нормы речи




Билет 11

Риторический пафос определяется эмоциями оратора (Аристотель часто говорил о ложном пафосе, вызывающем комический эффект). Риторический пафос описывается как волевая категория (пафос — страсть), основной мотив которой — стремление к тому, чтобы аудитория приняла решение. В этой ситуации возникает воля к конструированию действительности с помощью слова. Риторический пафос есть соединение общего пафоса и ораторской эмоции. Общий пафос бывает героическим, сентиментальным, романтическим, натуралистическим и ироническим. Героический пафос исключает внутреннюю рефлексию. И делает своим героем личность в трагической ситуации. Героический пафос характеризуется соответствующим отбором слов — высоким стилем — и исключительностью персонажей. Аристотель советовал обращаться к молодежи с героическим пафосом. Пафос применяется там, где вы хотите принудить к сильному решению: обстоятельства ® мотив исключительности человека ® необходимость решения.

 

Антиподом героического пафоса является сентиментальный пафос, который соотносится с рефлексирующим человеком, разбирающим мотивы своих поступков и переживающим их. Чтобы прекратить творческую деятельность, надо применить сентиментальный пафос, поскольку он препятствует принятию решения.

Натуралистический пафос предполагает, что публика ставится на реалистические позиции — того, что осязаемо, видно. Частное имя противопоставляется абстрактным идеям, в результате чего создается общее, стандартное восприятие действительности. Натуралистический пафос ведет к критицизму, к стагнации действий. Если хотят препятствовать принятию решения, обычно используют именно этот пафос.

 

 

Билет 12

Аргументация – это приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить поддержку другой стороны (аудитории) к выдвинутому положению. "Аргументацией" называют также совокупность таких доводов.

Цель аргументации – принятие аудиторией выдвигаемых положений. Промежуточными целями аргументации могут быть истина и добро, но конечной ее целью всегда является убеждение аудитории в справедливости предлагаемого ее вниманию положения и, возможно, действия, предполагаемого им. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов. Аргументирование отстаиваться могут не только добро и справедливость, но и то, что кажется или впоследствии окажется злом. Теория аргументации, исходящая не из отвлеченных философских идей, а из реальной практики и представлений о реальной аудитории, должна, не отбрасывая понятий истины и добра, ставить в центр своего внимания понятия "убеждение" и "принятие".

В аргументации различают тезис – утверждение (или система утверждений), которое аргументирующая сторона считает нужным внушить аудитории, и довод, или аргумент, – одно или несколько связанных между собою утверждений, предназначенных для поддержки тезиса.

Согласно Аристотелю, исходные посылки аргументации могут быть трех видов: вероятные, несомненные (необходимые) и случайные. Утверждение «дети любят конфеты» — пример вероятной посылки. Предложение «Эта женщина родила, так как у нее есть молоко» — иллюстрация несомненной посылки, а предложение «У этого человека лихорадка, так как он часто дышит» — случайной.

 

Билет 14

.У каждого пафоса есть риторические эмоции.

Героический пафос - пафос (идеал достижим!), образ героя. Эмоции- мужество, гнев, ярость, патриотизм, вера, воодушевление, отвествтенность, созидательностьэ
Сентементальный пафос - душевный конфликт. Пример: умер человек., никуда не денешься. Риторические эмоции- любовь,дружба, негодование, страх, зависть, свободолюбие, самосовершенствование
Реалистические пафос. (принимаем реальность такой, какая она есть):

Эмоции – терпимость, толерантность, осторожность, конформизм, ирония, стремление к успеху, веселье, смятение, вина, сомнение Скептицизм. Реальность как некая сила обстаятельств. Лучше приспособиться к этим обстаятельства, чем изменять их.

 

 

Билет 15

Этические и технические нормы речи

Условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, <понимающего понимания> - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата, правильный выбор тональности разговора. Сигналами внимания, участия являются паралингвистические средства - мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду

Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Главный этический принцип речевого общения - соблюдение паритетности - находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием на всем протяжении разговора.

1. Приветствие. Обращение. Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Обращение выполняет контактоустанавливаюшую функцию.

2. Этикетные формулы. В каждом языке закреплены способы, выражения намерений. # При выражении просьбы принято представлять свои <интересы> в непрямом, небуквальном высказывании смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин?; Ты не сходишь сейчас в магазин? При вопросе Как пройти..? Где находится..? также следует предварить свой вопрос просьбой Вы не могли бы сказать?; Вы не скажете..Знание этикетных формул – показатель коммуникативной компетенции, высокой степени владения языком.

3. Эвфемизация речи.

Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не. вызвать дискомфортное состояние. # В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном <наблюдаемом> дейктическом пространстве речевой ситуации <Я - ТЫ(ВЫ) - ЗДЕСЬ - СЕЙЧАС>. – уважительное отношение

4. Перебивание. Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца.

5. В Ы-общение и Т Ы-общение. ВЫ-общение свидетельствует об уважении участников диалога; так. Принято считать, что Ты-общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты-общение является попыткой интимизаций отношений; ср. пушкинские строки: <Пустое Вы сердечным Ты она, обмолвясь, заменила...>. Однако при Ты-общении часто теряется ощущение уникальности личности и феноменальности межличностных отношений.

Техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи - это "совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат".
Составными частями техники речи являются:
1) постановка правильного речевого дыхания;
2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.
3) работа над дикцией;
4) работа над интонацией;
5) развитие речевого слуха.
Техника речи - весьма специфический раздел риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.
Когда и как вести работу над техникой речи в школе?
Во-первых, этой теме надо посвятить несколько отдельных уроков в начале курса риторики как в начальной, так и в средней школе. Тематика уроков может быть следующая.
1. Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи. Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).
2. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Что значит правильно дышать во время речи? Ошибки при дыхании. Упражнения на развитие контролируемого дыхания.
3. Дикция и артикуляция. Формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звуковых сочетаний. Выявление и коррекция индивидуальных недочетов. Произнесение и заучивание скороговорок.
4. Особенности голоса человека: сила (громкость), тембр, высота.
5. Качества хорошего голоса: широкий диапазон по высоте и громкости, чистота и ясность тембра, благозвучие, способность к тональным изменениям, полетность, выносливость, суггестивность. Упражнения на развитие качеств хорошего голоса.
6. Интонация устной речи. Компоненты интонации:
1) логическое (фразовое) ударение;
2) пауза;
3) темп;
4) основной тон речи;
5) мелодика (повышение и понижение голоса);
6) ритм.

 

Билет 16

Топика (система топов) организована иерархически: существуют общие места большей или меньшей значимости, при этом одни топы зависят от других.

Общие топы представляют собой суждения, значимые во всей культуре и приемлемые для любой аргументации.

Например, "целое важнее части"; "нормальный человек отвечает за свои поступки"; "закон обязателен для всех"; "гражданин обязан быть лояльным к законной власти"; "государственная власть ответственна за благосостояние общества" и т.д. Особенность общих топов состоит в том, что любой человек, отрицающий их значимость, уже самим фактом такого отрицания исключает себя из общества и из культуры.

Общие топы высшей ступени иерархии (конечные топы) содержатся в Священном Писании, именно к ним сводятся все остальные топы.

Также к общим топам можно отнести пословици и поговорки как квинтэссенция народной мудрости.

 

Частные топы представляют собой суждения, принимаемые лишь отдельными общественными группами. Так, положение "знание выше успеха" является обязательным в академической среде, а положение "доказательство вины лежит на обвинителе" обязательно в судебной практике. Всякий, кто публично обращается к аудитории ученых, юристов или политиков, обязан учитывать частные топы и опираться на них — в противном случае его аргументация будет отвергнута.

Различие между общими и частными топами объективно и определяется не чьим-то мнением, пусть это будет даже мнение большинства, но смысловыми отношениями между топами и строением культуры.

 

Билет 17

Топ имеет сложное строение: в нем выделяются две смысловые составляющие — содержательная и логико-семантическая, которые обозначаются соответственно как топ внешний и топ внутренний.

Внешний топ (содержательный) представляет собой сочетание смысловых категорий утверждения.

Так, в выражении "рассекать значит убивать" можно увидеть сочетание слов "рассекать" и "убивать" — подлежащего и сказуемого ценностного суждения, соединение которых является смысловой основой суждения — содержательным топом. Форма отношения между ними: А —В.

Внутренний топ (логический) представляет собой отношение между понятиями или высказываниями, посредством которого делается ход мысли. Поэтому в зависимости от того, какой логический топ мы включим в содержательный, мы получим: "Нравственные принципы выше материальных интересов".

"Материальные интересы выше нравственных принципов". (выше, ниеж и т.п. – это внутренний топ)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: