по 1 баллу за каждый правильный ответ




Задания для ШЭ ВсОШ МР Учалинский район РБ по географии

Бный год

Классы.

Школьный этап олимпиады по географии проходит в один тур и состоит из двух раундов. Первый раунд проходит в форме теоретических заданий. Его продолжительность – 1,5 часа – 90 минут; На выполнение всех заданий второго раунда отводится 1 час (60 минут). На выполнение всех заданий участникам потребуется – 2,5 часа – 150 минут;

Первый (теоретический) раунд включает: 6 заданий. Каждое задание оценивается в 10 баллов. Максимальное количество баллов за первый теоретический раунд: 60 баллов.

Второй раунд состоит из тестового и практического туров. Участникам предлагается решить 30 тестов и выполнить практическую работу. Тесты оцениваются в 30 баллов, практическая работа – 10 баллов. Максимальное количество баллов за второй раунд – 40 баллов.

Максимальное количество баллов по итогам первого и второго раундов составляет для 8-9 класса – 100 баллов.

Участники должны иметь с собой ручку с синими чернилами, линейку, транспортир, карандаш и простой калькулятор. Участникам школьного этапа олимпиады запрещено пользоваться во время выполнения заданий тетрадями, справочной литературой, учебниками, атласами, картами, любыми электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации.

Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа олимпиады при условии, если количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных.

Раунд

1. «Утром …. увидел, что их корабль прибило ближе к берегу. Используя запасные мачты, стеньги и реи, герой сделал плот, на котором переправил на берег доски, сундуки, съестные припасы, ящик с плотничьими инструментами, оружие, порох и другие необходимые вещи. Вернувшись на сушу, …. понял, что находится на необитаемом острове. Он построил себе палатку из паруса и жердей, окружив ее пустыми ящиками и сундуками для защиты от диких зверей. Каждый день …… плавал к кораблю, забирая вещи, которые могут ему понадобиться. Найденные деньги сначала хотел выбросить, но затем, подумав, оставил. После того как ….. посетил корабль двенадцатый раз, буря унесла судно в море.

Вскоре …… нашел удобное место для жилья – на небольшой гладкой полянке на скате высокого холма. Здесь герой поставил палатку, окружив ее оградой из высоких кольев, преодолеть которую можно было только с помощью лестницы»

1.1. Назовите автора и название книги, отрывок из которой приведен.

1.2. Откуда родом герой книги?

1.3. Назовите острова Атлантического океана, к которым взял курс герой книги после побега от разбойников-пиратов.

1.4. В какой стране он жил 4 года, занимаясь выращиванием сахарного тростника.

1.5. «В недобрый час - это был тот самый день, в который восемь лет назад я убежал из отцовского дома и так безумно загубил свою молодость» - про какую дату говорит герой.

1.6. Назовите архипелаг, в составе которого есть одноименный остров с нашим героем и океан к которому относится архипелаг.

 

2. На следующем рис. схематически изображены ветра. Каковы их названия, особенности и причины их возникновения? Для рисунков 1А и 1Б определите время суток по каждому из направлений ветра. Напишите известные вам места проявления ветров, изображенных на рисунке 1Г, в России и в других странах, а также их местные названия.

Рисунок 1. Схемы местных ветров.

 

 

3. Укажите названия географических объектов, обозначенных на фрагменте физической контурной карты цифрами.

 

Задание 4. Подбери пару: старинное название – современная территория

1. Поморье А). Крым

2. Грумант Б). Восточная Украина

3. Дикое поле В). побережье Белого моря

4. Мангазея Г). Забайкалье

5. Слободская Украина Д). Шпицберген

6. Новороссия Е). Юг Восточной Европы

7. Таврия Ж). Север Западной Сибири

8. Даурия З).побережье Черного и Азовского морей

9. Уссурийск И) Самарская область

10. Куйбышев К) Приморский край

по 1 баллу за каждый правильный ответ

Итого: 10 б.

 

5 задание. Могут ли путешествовать города? Странный вопрос! Конечно, нет! Но из каждого правила бывают исключения. В России есть город – «путешественник», который трижды менял свой адрес, т.е. географическую долготу, а заодно и широту. Основали этот удивительный город в устье реки и имя по ней дали. Потом он перебрался в сторону от нее, немного там побыл, ушел к устью другой реки, а название изменить забыл. О каком городе идет речь?

5. 1 Название города, год образования.

5. 2. Название реки, которая дала название городу

5. 3. Название реки, на которой он сейчас стоит

5. 4. Название города, которого он носил с 1938 года по 1957 год

5. 5 В связи с какой историей поменяла название река, на которой стоит город. Назовите нынешнее название реки.

5. 6. Тип климата

5. 7 Природная зона, где расположен город

5. 8. Основная отрасль промышленности города

 

Раунд ТЕСТ

1. На Земле существует:


А) 5 материков и 4 океана

Б) 6 материков и Мировой океан

В) 6 материков и 6 океанов

Г) 4 материка и 5 океанов


2. Какая часть света состоит из двух материков?


А) Азия

Б) Евразия

В) Европа

Г) Америка


3. Кто из древнегреческих ученых оставил потомкам труд под названием «История в девяти книгах»?


А) Птолемей

Б) Геродот

В) Эратосфен

Г) Аристотель


4. Какой итальянский купец в ХШ в. описал природу Китая, Памира, Индии?


А) А. Никитин

Б) М. Поло

В) Ф. Магеллан

Г) В. да Гама


5. Какому исследователю принадлежат данные слова? «Колумбы русские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша досягнет в Америку держава»


А) Е.П. Хабарову

Б) М.В. Ломоносову

В) С.Й. Дежневу

Г) И.Ю. Москвитину


6. Укажите ошибочный вариант ответа. Карты по содержанию делятся на группы:


А) тематические

Б) комплексные

В) мировые

Г) общегеографические


7. Какой масштаб имеет мелкомасштабная карта?


А) 1: 10 000 000

Б) 1: 10 000

В) 1: 100

Г) 1: 1000


8. Какая порода относится к магматическим?


А) гранит

Б) мрамор

В) глина

Г) песчаник


9. Кто выдвинул гипотезу дрейфа материков?


А) О.Ю. Шмидт

Б) М.В. Ломоносов

В) А. Вегенер

Г) А. Гумбольдт


10. Какие три слоя составляют материковую земную кору?


А) подземный, мраморный, береговой

Б) материковый, океанический, прибрежный

В) внутренний, внешний, серединный,

Г) осадочный, гранитный, базальтовый


11. Как называются самые беспокойные подвижные области земной коры?


А) рельеф

Б) платформа

В) сейсмические пояса

Г) складчатые области


12. Укажите внутренний процесс, который влияет на формирование рельефа.


А) движение плит литосферы

Б) все варианты ответа верны

В) выветривание

Г) деятельность текучих вод


13. Какой слой атмосферы задерживает губительные ультрафиолетовые лучи?


А) стратосфера

Б) ионосфера

В) озоновый

Г) тропосфера


14. Укажите правильный вариант ответа. Чем ближе к экватору, тем:

А) больше угол падения лучей и меньше нагревается земная поверхность

Б) больше угол падения солнечных лучей и сильнее нагревается земная поверхность, а значит, выше температура воздуха в приземном слое атмосферы

В) меньше угол падения солнечных лучей и выше температура воздуха в тропосфере

Г) меньше угол падения солнечных лучей и меньше нагревается поверхность Земли.

15. Какие ветры господствуют между тропиками?


А) бризы

Б) муссоны

В) западные

Г) пассаты


16. Восходящее движение воздуха влияет на:

А) выпадение меньшего количества осадков

Б) образование области высокого атмосферного давления

В) образование у поверхности Земли пояса низкого атмосферного давления

Г) больший нагрев поверхности Земли

17. Как называют организмы, пассивно живущие в океане?


А) водоросли

Б) нектон

В) планктон

Г) бентос


18. О какой особенности океана говорит девиз подлодки «Наутилус»: «Подвижный в подвижном»?


А) о волнах

Б) о штормах

В) о постоянном движении воды Г) о морских течениях


19. Куда, как правило, направлены теплые течения?


А) к экватору

Б) с запада на восток

В) с востока на запад

Г) от экватора


20. Какой компонент географической оболочки академик В.И. Вернадский считал самой могущественной силой, преобразующей природу Земли?


А) живые организмы

Б) рельеф

В) горные породы

Г) воду


21. Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к исчерпаемым возобновимым?


А) энергия приливов; Б) энергия солнца;

В) биологические; Г) минеральные.

22. Создатель первого атласа России:

А) И.К. Кириллов; Б) М.В. Ломоносов;

В) П.П. Семенов-Тян-Шанский; Г) В.В. Докучаев.

23. Этот природный район называют «каменным поясом Русской Земли»:


А) Саяны;

Б) Урал;

В) Сихотэ-Алинь;

Г) Кавказ.


24. Самые крупные запасы угля имеет бассейн:

А) Кузнецкий; Б) Печорский;

В)Подмосковный Г)Тунгусский.

25. Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Какому региону принадлежит слоган:

«Добро пожаловать в национальный парк Валдайский – «жемчужину» средней полосы России! Полюбуйтесь красотой озера Ильмень!».

А) республике Карелии; Б) Архангельской области;

В) республике Коми; Г) Новгородской области.

26. Это направление не является частью географической науки:

А) ландшафтоведение; Б) почвоведение;

В)ихтиология; Г)гляциология.

27. Вятка – старое название какого города.


А) Киров

Б) Екатеринбург

В) Волгоград

Г)Краснодар


 

28. Штокмановское месторождение, это:


А) Угля Б) Железных руд

В) Газа Г) Медных руд

29. С какой страной Европы можно сравнить Республику Башкортостан по площади?

А)Франция Б)Греция

В)Польша Г)Люксембург

30. Где произрастает маньчжурский орех в России?


А) Полуостров Таймыр Б)Приамурье

В) Кавказ

Г) Русская равнина



ЧАСТЬ 2 ВОПРОСЫПО КАРТЕ

ВНИМАНИЕ! ДЛЯ ОТВЕТА НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫИСПОЛЬЗУЙТЕ КАРТУ, КОТОРАЯ ПРИЛАГАЕТСЯ К ЗАДАНИЮ.

Блок 1. Каково расстояние по прямой между двумя самыми крупными поселениями, показанными на карте?

Блок 2. Подпишите на карте как можно больше обозначенных на ней географических объектов.

Блок 3. Какие типы жилищ изображены на карте? Каким народам мог принадлежать каждый из этих типов? Приведите как современные, так и старинные названия этих народов.

Блок 4. Что на карте указывает на особенности хозяйства проживавших на этой территории народов в период, когда она была составлена? Что составляет основу хозяйственной специализации этой территории в наше время? Перечислите основные современные центры хозяйственной деятельности, находящиеся на территории, которая показана на карте.

Блок 5. Каким периодом (веком) может быть датирована карта? Приведите как можно более подробное обоснование ответа

Ответ
1. ___________________ км расстояние
2. Подпишите на карте географические объекты и не забудьте сдать её!
3. ___________________ – ___________________ (______________________) тип жилища народ: современное название (старинное название) ___________________ – ___________________ (______________________) тип жилища народ: современное название (старинное название) ___________________ – ___________________ (______________________) тип жилища народ: современное название (старинное название) ___________________ – ___________________ (______________________) тип жилища народ: современное название (старинное название) ___________________ – ___________________ (______________________) тип жилища народ: современное название (старинное название)  
4. Прежние особенности хозяйства (обозначения на карте): ____________________________________________________________________________________________________________________________________Современная специализация хозяйства (отрасли): ___________________________________________________________________________________________________________________________________Основные центры хозяйственной деятельности (перечислить): ____________________________________________________________________________________________________________________________________  
5. ______________________________ век(а) Обоснование: ________________ датировка карты __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Карта к части 2. 1 сажень равна 84 английским дюймам

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: