Стихи воспитанника Пети Алпатова, 13 лет, 1942 год




 

 

Статья в местной газете

 

 


 


Фото стенда, подготовленного

воспитанниками детского дома д.Самоулки

 

 

 

Название проекта «ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ» так и появилось как бы само собой!

В дальнейшем, как и ранее, я буду часто ссылаться на электронные первоисточники, полученные от Карпиковой Н.В. Они рассказывают о той работе, которая ведётся в их детском доме по патриотическому воспитанию ребят и которая в значительной мере обновилась и активизировалась после нашего знакомства.

Вот дословно: «Спасибо огромное. Спасибо, что Вы откликнулись на письмо детей. Мы с ними прошлой осенью посетили Комнату Боевой Славы в Рыбаковщине. Этим летом побывали ещё раз. Я (Карпикова Н.В. – ком. автора) восхищена (не знаю, какими словами передать моё состояние): как много материалов-подлинников, как бережно они сохранены. … А самое главное – это Вы – ленинградцы! Через всю жизнь пронесли память, дружбу, внимание… Захотелось что-то сделать, чтобы как можно больше людей знали, особенно дети. Так появился проект. Мы выиграли грант. Кое-что из оргтехники купили для детского дома. А самое главное – изучаем ваши документы. Читаем вслух ваши воспоминания.

 

 

 

 

Мой дед воевал в лыжном батальоне под Ленинградом. Был ранен, после госпиталя его комиссовали. Он уходил на фронт отцом троих детей. …. По рассказам родителей, дедушек-бабушек представление о жизни в годы войны сложилось. А вот сегодняшним детям кто расскажет? Их родные войны уже не знали. ПЫТАЕМСЯ ЭТО ВОСПОЛНИТЬ.

Сегодня с сорванцами говорили о патриотизме(!). Как раз говорили с ребятами о том, что нужно знать историю страны и её маленьких частичек – таких, как наш посёлок, наш район…Востребован ли патриотизм сегодня? –«Да!»- утверждают.

Грустно ещё и от того, что всё меньше рядом с детьми людей (их энтузиастами называли, так как работали на общественных началах), кто бы эту историю поведал, приблизил к детям. В 80-е, когда мы начинали работать, у нас в области очень хорошо было с подготовкой учителей – турорганизаторов. Сейчас эта работа продолжается, но… молодые люди в школу не идут. И туристская, и краеведческая работа потихонечку исчезают из школы.

Распечатали Вашу книжку. Читаем. Сделали стенд… Спасибо, Каменцы! Нам действительно хотелось сделать что-то приятное для Вас! Рады, что немножко получилось».

«Спасибо за письмо. С праздником – Днём рождения Вашей школы! Здоровья и радости! (Вчера на страницу учительницы школы 185 отправили поздравление). Рада за Вас, за Вашу встречу со школой и друзьями! Всем ленинградцам – привет. На педсовете рассказала о музее в Вашей школе. Все наши поздравляют и желают успехов юным ленинградцам и их замечательным помощникам и вдохновителям. Пусть крепнет связь времён!

У нас вчера (20.02 – прим. автора) была районная конференция школьников по краеведению. Наши девочки заняли первое место в конкурсе исследовательских работ. На конференции успешно защитились по теме: «История детского дома «Каменка» (Интернат 185/100)». В работе использовали то, о чём узнали от Вас, в Рыбаковщине и т.д. Выставляли и макет. Всем понравился. Поэтому ещё раз говорим Вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Спасибо за встречу, общение, за то бесценное богатство, что Вы нам дали. Расскажу в детском доме …завтра на педсовете. Вот теперь о Вашей маленькой Каменке знают в огромном городе (Санкт-Петербурге, прим. автора). Здорово!»

В детдоме участникам проекта сделали футболки с логотипом «Свеча Памяти». Насколько мощно это отражает их краеведческую работу – настоящую «Времён связующую нить»! К тому же это очень согласуется с названием их районного центра пос.Свеча, принявшего ленинградцев в 1941г.

 

 

 

 

 

На фото из газеты под заголовком «Новые страницы в истории родного края» победители районной конференции (девочки из детдома Вика Трушникова и Саша Аносова -3-я и 4-я слева направо).

 

 

 

Лучшие работы допустили к участию в областной конференции. В рецензии Семибратова Владимира Константиновича, кандидата культурологи, методиста, отвечающего за проведение конкурса, дана высокая оценка работе девчат (излагаю сокращённо):

-Исследование актуально, поскольку посвящено малоизвестной и очень интересной странице периода Великой отечественной войны, побуждающей к поиску и воспитывающей патриотизм;

-Новизна исследования состоит во введении в оборот умело обобщённых архивных и устных источников;

-Содержание исследования полностью соответствует сформулированной теме, проблеме, цели и поставленным задачам;

-Материал изложен аргументированно с необходимыми сносками и ссылками на использованные источники и литературу;

-Анализ литературы по теме исследования проведён грамотно;

-Тема раскрыта полно и убедительно;

-К активным формам туристско-краеведческой деятельности относится посещение связанных с темой исследования населённых пунктов района и п.Свеча;

-Проведены необходимые для раскрытия темы работы встречи.

«Работу отличает богатство содержания, хороший стиль изложения. Уникальны приложения к тексту» (Семибратов В.К., 02.03.2013г.).

УСПЕХОВ ВАМ РЕБЯТА! МЫБОЛЕЕМ ЗА ВАС!!

 

Послал ребятам в детдом свои заметки «Жизнь продолжается» о собственном пребывании в детском доме в конце войны. Ответ меня просто шокировал (опять же слово Наталье Витальевне):

«Замечательно! Живо, интересно. Я как будто там, с Вами, в детском доме…Но спохватилась:. война, маленькие дети, далеко от дома, от родителей…Спасибо за Ваши труды, умение общаться, умение донести до современных детей всё Вами пережитое. Без злобы и злости (не знаю, какие слова подобрать), а наоборот, с добротой и сердечностью к людям. Ребята прочитали. Восхищены. Вы бы видели их глаза! Полные удивления и восхищения: так трудно и в то же время так интересно жили маленькие дети!? Спасибо!»

Таких отзывов я ещё не получал!

А вот отзывы ребят из детского дома д.Самоулки на прочитанные книжки «Спасённое поколение» и «Страницы воспоминаний».

 

 

 

«Читая книгу Сапожникова Л.З. «Спасённое поколение», я полностью погрузился в воспоминания автора. У меня она вызвала сочувствие и сопереживание как к самим детям, так же и к их семьям. Мне удалось представить всё: первую эвакуацию, долговременное опасное путешествие, бомбёжку, плач детей. Я вместе с автором переживал то ужасное и страшное для России время. А о солдатах и учителях можно коротко сказать: «Они истинные герои!». Особенно это касается педагога Шаркова А.С., со всей ответственностью относящегося к судьбам детей».

Пономарёв Антон, 11 класс, 17 лет.

 

«Мне запомнилось, что в Каменке был свой хор, и свои чтецы, и декламаторы, своя стенгазета. Сразу видно, что им некогда скучать. А ещё мне понравились фотографии, включённые в эту книгу».

Овчинников Дмитрий, 5 класс, 12 лет.

 

«После того как, прочитала эту книгу, я лучше поняла, как было сложно жить в то время. Особенно приятно узнать, как через много лет некоторые воспитанники отзываются о людях, которые помогли им выжить и не остаться без внимания. Память – это замечательно».

Кощеева Надежда, 7 класс, 13 лет.

 

«В этой книге описана жизнь Ленинградских ребят, отправленных в Каменку подальше от войны. О том, как они жили, какой быт у них был, какие мероприятия они проводили и насколько они были сплочённые и умные ребята, и то, как сильно переживали они о своих родных можно узнать, прочитав эту книгу.

Леванова Любовь, 9 класс, 15 лет

 

«Прочитав книгу, я с сожалением могу отметить, что сейчас люди не так заботятся друг о друге, как в те тяжёлые годы.

Логвинова Ирина, 9 класс, 15лет.

 

«Меня впечатлило трудолюбие ребят, их понимание своей роли в деле приближения Победы над фашизмом.

Матвеев Гриша, 7 класс, 13 ЛЕТ.

 

 

«Из прочитанной книги мне запомнилось то, как детей перевозили в интернат, какая трудная была дорога. А ещё интересно читать о разных происшествиях в Каменке. Очень жаль, что не сохранилось село Каменка. Но мы

побывали там. Историю о ней мы будем помнить всегда. Очень хорошо, что сохранился этот материал. Таким людям, как автор книги Л.З. Сапожников, большое спасибо.

Трушникова Вика, 10 класс, 16 лет.

 

 

«Хорошо. Ничего лишнего!»

Басов Анатолий, В.Новгород, 52года

 

«Спасибо Вам за книгу!..Вчера читали, рассматривали фотографии, беседовали, Очень хочется, чтобы осталось в сердцах и душах детей то, что, что испытали и пережили вы. Сохранив при этом доброту и сердечность. Спасибо огромное! Узнала из Ваших воспоминаний об учителях того времени так много хорошего. Необыкновенными были людьми. Не только сохранили жизни детей, но и вырастили, и воспитали замечательных людей! Таких учителей сейчас ….очень мало. И надо, чтобы память жила. Да, согласна, стране нужны умные и образованные люди».

«Читаю, перечитываю, всем рассказываю – для всех интересно. Сколько тёплых слов Вы, Леонид Зиновьевич, находите, когда пишете о разных людях, встречах». (Это добавка уже после прочтения моего сочинения «Жизнь продолжается» о моём детском доме – прим. автора).

«Да, Вы правы, всё новое и новое открывается по мере знакомства с Вашими материалами, поэтому никакой точки окончания ставить не будем! Это просто этап проекта. Главное из которого то, что дети прикоснулись к настоящему, человеческому, вечному и самому ценному – истории людей, судеб…».

Карпикова Наталья Витальевна, воспитатель детдома

 

 


 

 


 

19

 

 

 

Итак, 16-ый областной конкурс исследовательских работ учащихся образовательных учреждений Кировской области по краеведению (2013 год) состоялся. Конкурс проводился по 5 номинациям. В номинации «Историческое краеведение» Саша Аносова заняла ПЕРВОЕ место. Состав участников очень сильный: дети учатся в краеведческой школе, работают с научными руководителями, занимаются данной темой несколько лет (или успели несколько тем исследовать). По рейтингу результатов всех участников конкурса Саша получила ВТОРОЕ место.

Слово Карпиковой Н.В.: «Она просто умничка! Держалась очень хорошо! Ребята и все сотрудники д.дома очень рады, поздравляют. Получила Сертификат участника конкурса, Диплом за первое место в номинации «Историческое краеведение», в подарок – портфелио. И… ПРЕМИЯ ГУБЕРНАТОРА будет, видимо, позже. (За общее первое место – премия ПРЕЗИДЕНТА)…Председатель жюри нашей номинации дала очень хороший отзыв о работе, ЕЁ ВАЖНОСТИ. На подведении итогов нашу работу отметили и как ценную в том плане, что приближаются юбилейные события 2014, 2015гг: снятие блокады Ленинграда, День Великой Победы.

Поездка для Саши очень ценна приобретенным опытом…Она увидела, чем живут, чем и как занимаются ровесники.

Всем ОГРОМНЫЙ ПРИВЕТ и БЛАГОДАРНОСТЬ за помощь и поддержку!..Спасибо, ленинградцы –каменцы!».

Есть ещё радостные вести:

В Свече начал работать краеведческий музей! После большого перерыва. Собирают по крупицам нашу историю, проводят для детей краеведческие уроки.

И ещё.

Совет ветеранов Кировской области выступил с инициативой о создании памятника кировчанам, погибшим за оборону Ленинграда!

 

Жизнь продолжается, а дети наши должны иметь и имеют примеры любви, отеческой заботы и патриотической закалки, любви к нашей Родине. Им жить и прославлять НАШУ СТРАНУ!!!

 

 

P.S. Автор благодарит Карпикову Наталию Витальевну за представленные материалы и активное общение, а использование нашей переписки позволяет по праву считать Карпикову Н.В. соавтором «Послесловия».

Автор благодарит Сапожникову Э.Г. за большую помощь в оформлении данного очерка.

Февраль-Март 2013

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: