В чем заключаются организационно-финансовые основы рынка рабочей силы?




Как национальный, так и мировой рынок рабочей силы является ор­ганической частью экономики и как бы вмонтирован в нее. Он функ­ционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследова­тельских центров, а также социальных служб корпораций, аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих органи­заций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обуче­ние, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь ниц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвали­дов, иммигрантов, неустроенной молодежи.

Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в том числе налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции под­тверждает опыт развития западного общества 70-80-х гг. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной си­лой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика ми­рового рынка рабочей силы. Опыт развития западной цивилизации по­казывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.

В настоящее время расширенному воспроизводству и развитию вы­сококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени служат так или иначе практически все, включая оборону, материальные и ду­ховные активы страны.

О жизненной важности мирового рынка рабочей силы для современ­ного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных за­трат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рам­ках мирового рынка рабочей силы во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта. Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям:

- трудоустройство ищущих работу;

- обучение пользующимся спросом специальностям необходимой

квалификации;

- профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, тре­бующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полно­го школьного образования и специальности и т. д.).

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государ­ственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдель­ных предпринимателей, в большинстве развитых стран не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактиче­скую зависимость от предпринимателей, государства, общества в це­лом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресур­сы средства, не требуют их компенсации. Осуществляется, таким обра­зом, своего рода безвозмездное субсидирование и, что еще важнее, фак­тическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как эле­мента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала мирового рынка рабочей силы. Не ставится никаких поли­тических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за на­циональным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний.

 

Международная трудовая миграция: причины, формы, современные тенденции

Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Первым массовым перемещением трудящихся стал целенаправленный за­воз рабов из Африки на Американский континент, в результате чего в XVII—XIX веках население Африки не только не увеличилось, но и сократилось. После зап­рета рабства в США началась вторая крупная волна эмиг­рации из стран Старого Света в страны Нового Света.

В середине XIX- века было отмечено самое значитель­ное явление в истории современной миграции населе­ния: массовая эмиграция населения из Ирландии в США. Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX века из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. По­ток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе ее экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы явились также аграрное перенаселение в некото­рых европейских странах, безработица, более благопри­ятные условия работы в США и, конечно, благоприят­ные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.

Новая волна эмиграции из Европы в США отмечена в 20-е годы XX века. К уже названным причинам сле­дует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После второй мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США: во-первых, это устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей; во-вторых, потоки бежен­цев из Венгрии (1956 г.), Вьетнама (1974-1975 гг.), а также с Кубы (1980 г.); в-третьих, наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

В Европе после второй мировой войны, в особеннос­ти с начала 60-х годов, также отмечены достаточно ин­тенсивные процессы миграции рабочей силы: рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии ак­тивно использовалась в экономике более развитых стран этого региона.

Международная миграция рабочей силы, переме­щение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.

Эмиграция выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

Иммиграция въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.

Реэмиграция возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:

1) переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

2) работающие по контракту, в котором чет­ко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

3) профессионалы, имеющие высокий уровень подго­товки, соответствующее образование, практичес­кий опыт работы, а также преподаватели и сту­денты, перемещающиеся в мировой системе выс­шего образования;

4) нелегальные иммигранты, в число которых вклю­чаются также иностранцы с просроченной или ту­ристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;

5) беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

Причины международной трудовой миграции де­лятся на экономические и неэкономические,

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

- различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уров­нях заработной платы, жизни, социального обес­печения;

— различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

— несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

- состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, нося­щей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране эмиг­рации, социально-культурные и психологические усло­вия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: на­пример, высокий уровень подоходного налога в Шве­ции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.

Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факто­ров. Среди них:

- глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;

- НТП, развитие которого сопровождается структур­ной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющие­ся;

— развитие ТНК, которые либо осуществляют дви­жение рабочей силы к капиталу, либо перемеща­ют свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

- фазы экономического цикла, на которых находит­ся экономика отдельных стран и мировая эконо­мика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;

- процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миг­рацию рабочей силы между объединяющимися странами;

— растущее осознание людьми широких экономичес­ких возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы ин­формации.

В мировой практике сложилась следующая класси­фикация форм миграции рабочей силы: 1) по направлениям:

миграция из развивающихся и бывших социалис­тических стран в промышленно развитые страны;

— миграция между промышленно развитыми стра­нами;

- миграция между развивающимися странами;

— миграция высококвалифицированной рабочей силы

из промышленно развитых в развивающиеся стра­ны;

- миграция из развивающихся стран в бывшие со­циалистические страны;

2) по территориальному охвату:

- межконтинентальная;

- внутриконтинентальная;

3) по времени:

- безвозвратная;

- временная;

- сезонная;

4) по степени законности:

легальная;

— нелегальная.

Использование иностранной рабочей силы прино­сит существенные выгоды странам иммиграции.

Во-первых, вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются струк­турные (отраслевые и региональные) изменения в эко­номике страны.

Во-вторых, существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалис­тов. К примеру, в результате «похищения умов» США лишь в сфере образования и науки сэкономили с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд долл.

В-третьих, иностранная квалифицированная рабо­чая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повы­шается конкурентоспособность производителей или про­дукции.

В-четвертых, велика роль иммигрантов в омоложе­нии структуры трудовых ресурсов промышленно разви­тых стран, имеющих тенденцию к старению. По дан­ным отчета Европейского Совета, в 80-е годы доля мо­лодежи в возрасте до 25 лет в шести крупнейших западноевропейских странах составляла от 37 до 51% всего иностранного населения, в то время как доля молодежи местного населения не превышала 32—38%.

В-пятых, иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и до­полнительную занятость в стране пребывания, а аккуму­лированные на их счетах в сберкассах значительные сум­мы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.

В-шестых, иностранные рабочие часто служат амор­тизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.

В-седьмых, иммигранты во многих странах заполня­ют вакансии, на которые нет претендентов среди мест­ного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиг­рации в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров — гор­норудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике и Испании, ка­учуковая и резиновая промышленность Малайзии.

Вместе с тем, иммиграция порождает в принима­ющих странах и ряд проблем и противоречий:

- обостряется ситуация на национальном рынке тру­да;

- вследствие роста предложения на рынке труда уси­ливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

— провоцируются национальные и этнические конф­ликты между коренным населением и иммигран­тами.

Неоднозначны последствия миграционных процес­сов и для стран эмиграции. Положительным в от­дающих странах является то, что:

— эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

— после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

— для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источни­ком получения валюты. В 1999 году по статисти­ке МВФ, из 80 стран, дающих сведения о своих платежных балансах, 52 имели доходы по статье «Переводы работающих за рубежом», причем у 15 стран, в первую очередь Югославии, Пакиста­на и Турции, доходы каждой от экспорта рабочей силы составляли свыше 1 млрд. долл., у четырех стран — от 500 млн. долл. до 1 млрд. долл. и у 18 стран - от 100 млн. долл. до 500 млн. долл.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресур­сов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к ста­рению возрастной структуры населения, теряются зат­раты на общеобразовательную и профессиональную под­готовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекра­щается, когда экономическое положение страны улуч­шается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на роди­ну после того, как они несколько лет работали в высо­котехнологических американских корпорациях в райо­не Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию но­вых компьютерных программ.

В настоящее время в мире насчитывается более 35 млн трудящихся-мигрантов, в то время как в 1960 году - лишь 3,2 млн чел.

Среди современных особенностей процесса между­народной трудовой миграции можно выделить следу­ющие.

1. К концу XX века центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономичес­кого развития, а не «новые земли» и колонии, как это было в начале XX века.

2. Промышленно развитые страны продолжают ос­таваться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы. Последние десятилетия отмечены ростом численности иностранцев практически во всех промышленно развитых странах. На них приходится 54 млн иммигрантов — почти половина всех жителей планеты, проживающих за пределами стран происхождения. Лидируют в процессе привлечения иностранной рабо­чей силы США, Канады, Австралия.

3. Особенностью современного этапа является также увеличение внутриконтинентальной миграции. Вырос­ла внутриевропейская миграция. Кроме ФРГ, странами иммиграции стали Франция, Бельгия, Швейцария, в меньшей степени - другие государства Западной и Се­верной Европы. Странами эмиграции стали Турция, Ита­лия, Греция, Испания, Португалия и Югославия. В 90-е годы добавились страны Центральной и Восточной Ев­ропы: Польша, Чехия, Болгария и др.

Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран Европейского Союза, где принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписанная 9 декабря 1989 г.).

В разделе I «Хартии» записано: «Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем»; «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране».

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кад­ры могут концентрироваться в наиболее развитых реги­онах Евросоюза. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными.

Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС мо­жет стать ее демпинг. Так португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Фран­цию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливае­мых ниже национальных стандартов.

Процессы внутриконтинентальной миграции усили­лись также на американском и африканском конти­нентах.

4. Появление новых центров притяжения мигра­ции. Среди них:

- нефтедобывающие страны Ближнего Востока, сформировавшиеся как рынок рабочей силы в 70-е годы. В начале 80-х годов эти страны приня­ли более 4,5 млн. иностранных рабочих. Значите­лен удельный вес иностранной рабочей силы в об­щей численности рабочих региона. Например, в ОАЭ они составляют 97%, в Катаре — 95,6%, в Кувейте — 86,5%. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет; — Австралия, где используется около 200 тыс. ино­странных рабочих. С 1982 года Австралия прово­дит миграционную политику, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются им­мигранты, осуществляющие инвестиции в эконо­мику страны. В начале 90-х годов в экономику Австралии влилось 1,2 млрд долларов, а 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. их семей получили визы; — страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где основными импортерами рабочей силы являются НИСы, а также Япония, Бруней;

- страны Латинской Америки, где общее число мигрантов составляет 3 млн. человек. Наиболее рас­пространенной формой является сезонная сельс­кохозяйственная миграция. В последние годы для стран этого региона особый интерес представляют иммигранты из стран Центральной и Восточной Европы тех специальностей, в которых ощущает­ся острая нехватка кадров (нефтяники, инжене­ры-химики и т.д.);

- страны Африки. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция, составившая в 90-е годы более 2 млн. человек. Основные прини­мающие страны этого региона. — страны Северной Африки и ЮАР.

5. Сформировался круг государств «специализирую­щихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Марок­ко, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой. Так, быв­шая Югославия смогла в свое время сделать валюту кон­вертируемой в значительной степени благодаря тому, что ее казна постоянно пополнялась за счет трудовых переводов из-за рубежа.

6. Среди трудящихся-мигрантов преобладают моло­дые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профес­сий.

7. «Утечка умов» в современных условиях дополня­ется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капита­лом и вслед за ним».

8. По-прежнему высок уровень нелегальной иммиг­рации во всех мировых центрах притяжения рабочей силы. В США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе около 3 млн нелегальных мигрантов. В 2000 году число пограничников в США возросло до 10 тыс. человек (почти втрое больше, чем в начале 90-х годов) в целях усиления пограничного контроля на гра­нице с Мексикой, откуда проникает подавляющая часть нелегальных мигрантов. В Германии для борьбы с неле­галами пограничникам даже разрешено осматривать дома, расположенные в тридцатикилометровой зоне, прилегающей к восточной границе.

В целом, можно говорить об интенсификации мигра­ционных процессов во всех их проявлениях.

Национальная миграционная политика:сущность, формы, инструменты

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Есте­ственно, что любое государство, осуществляя экономи­ческую политику, не может не регламентировать про­цессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Во всех промышленно развитых странах созданы го­сударственные органы, которым поручено решение воп­росов, связанных с перемещением иностранной рабо­чей силы через национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государствен­ный департамент имеет специальное Бюро по консульс­ким вопросам, которое устанавливает порядок предос­тавления въездных виз, контролирует их выдачу и ве­дет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они наруша­ют действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоя­тельства, Служба иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: