Как национальный, так и мировой рынок рабочей силы является органической частью экономики и как бы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций, аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь ниц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.
Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в том числе налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х гг. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика мирового рынка рабочей силы. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.
В настоящее время расширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени служат так или иначе практически все, включая оборону, материальные и духовные активы страны.
О жизненной важности мирового рынка рабочей силы для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках мирового рынка рабочей силы во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта. Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям:
|
- трудоустройство ищущих работу;
- обучение пользующимся спросом специальностям необходимой
квалификации;
- профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.).
Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, в большинстве развитых стран не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсации. Осуществляется, таким образом, своего рода безвозмездное субсидирование и, что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала мирового рынка рабочей силы. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний.
|
Международная трудовая миграция: причины, формы, современные тенденции
Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Первым массовым перемещением трудящихся стал целенаправленный завоз рабов из Африки на Американский континент, в результате чего в XVII—XIX веках население Африки не только не увеличилось, но и сократилось. После запрета рабства в США началась вторая крупная волна эмиграции из стран Старого Света в страны Нового Света.
В середине XIX- века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения: массовая эмиграция населения из Ирландии в США. Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX века из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе ее экономического оживления.
Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы явились также аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.
|
Новая волна эмиграции из Европы в США отмечена в 20-е годы XX века. К уже названным причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.
После второй мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США: во-первых, это устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей; во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.), Вьетнама (1974-1975 гг.), а также с Кубы (1980 г.); в-третьих, наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.
В Европе после второй мировой войны, в особенности с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы: рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике более развитых стран этого региона.
Международная миграция рабочей силы, — перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.
Эмиграция — выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.
Иммиграция — въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.
Реэмиграция — возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.
В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:
1) переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
2) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;
3) профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
4) нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;
5) беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические,
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:
- различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;
— различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;
— несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
- состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране эмиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.
Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов. Среди них:
- глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;
- НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;
— развитие ТНК, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;
- фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;
- процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами;
— растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.
В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы: 1) по направлениям:
— миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
— миграция между промышленно развитыми странами;
- миграция между развивающимися странами;
— миграция высококвалифицированной рабочей силы
из промышленно развитых в развивающиеся страны;
- миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;
2) по территориальному охвату:
- межконтинентальная;
- внутриконтинентальная;
3) по времени:
- безвозвратная;
- временная;
- сезонная;
4) по степени законности:
— легальная;
— нелегальная.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции.
Во-первых, вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.
Во-вторых, существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов. К примеру, в результате «похищения умов» США лишь в сфере образования и науки сэкономили с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд долл.
В-третьих, иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции.
В-четвертых, велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению. По данным отчета Европейского Совета, в 80-е годы доля молодежи в возрасте до 25 лет в шести крупнейших западноевропейских странах составляла от 37 до 51% всего иностранного населения, в то время как доля молодежи местного населения не превышала 32—38%.
В-пятых, иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.
В-шестых, иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.
В-седьмых, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров — горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.
Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
- обостряется ситуация на национальном рынке труда;
- вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
— провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
— эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
— после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
— для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты. В 1999 году по статистике МВФ, из 80 стран, дающих сведения о своих платежных балансах, 52 имели доходы по статье «Переводы работающих за рубежом», причем у 15 стран, в первую очередь Югославии, Пакистана и Турции, доходы каждой от экспорта рабочей силы составляли свыше 1 млрд. долл., у четырех стран — от 500 млн. долл. до 1 млрд. долл. и у 18 стран - от 100 млн. долл. до 500 млн. долл.
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
В настоящее время в мире насчитывается более 35 млн трудящихся-мигрантов, в то время как в 1960 году - лишь 3,2 млн чел.
Среди современных особенностей процесса международной трудовой миграции можно выделить следующие.
1. К концу XX века центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития, а не «новые земли» и колонии, как это было в начале XX века.
2. Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы. Последние десятилетия отмечены ростом численности иностранцев практически во всех промышленно развитых странах. На них приходится 54 млн иммигрантов — почти половина всех жителей планеты, проживающих за пределами стран происхождения. Лидируют в процессе привлечения иностранной рабочей силы США, Канады, Австралия.
3. Особенностью современного этапа является также увеличение внутриконтинентальной миграции. Выросла внутриевропейская миграция. Кроме ФРГ, странами иммиграции стали Франция, Бельгия, Швейцария, в меньшей степени - другие государства Западной и Северной Европы. Странами эмиграции стали Турция, Италия, Греция, Испания, Португалия и Югославия. В 90-е годы добавились страны Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Болгария и др.
Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран Европейского Союза, где принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписанная 9 декабря 1989 г.).
В разделе I «Хартии» записано: «Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем»; «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране».
По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах Евросоюза. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными.
Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать ее демпинг. Так португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.
Процессы внутриконтинентальной миграции усилились также на американском и африканском континентах.
4. Появление новых центров притяжения миграции. Среди них:
- нефтедобывающие страны Ближнего Востока, сформировавшиеся как рынок рабочей силы в 70-е годы. В начале 80-х годов эти страны приняли более 4,5 млн. иностранных рабочих. Значителен удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона. Например, в ОАЭ они составляют 97%, в Катаре — 95,6%, в Кувейте — 86,5%. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет; — Австралия, где используется около 200 тыс. иностранных рабочих. С 1982 года Австралия проводит миграционную политику, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны. В начале 90-х годов в экономику Австралии влилось 1,2 млрд долларов, а 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. их семей получили визы; — страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где основными импортерами рабочей силы являются НИСы, а также Япония, Бруней;
- страны Латинской Америки, где общее число мигрантов составляет 3 млн. человек. Наиболее распространенной формой является сезонная сельскохозяйственная миграция. В последние годы для стран этого региона особый интерес представляют иммигранты из стран Центральной и Восточной Европы тех специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров (нефтяники, инженеры-химики и т.д.);
- страны Африки. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция, составившая в 90-е годы более 2 млн. человек. Основные принимающие страны этого региона. — страны Северной Африки и ЮАР.
5. Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Марокко, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой. Так, бывшая Югославия смогла в свое время сделать валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что ее казна постоянно пополнялась за счет трудовых переводов из-за рубежа.
6. Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий.
7. «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом и вслед за ним».
8. По-прежнему высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы. В США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе около 3 млн нелегальных мигрантов. В 2000 году число пограничников в США возросло до 10 тыс. человек (почти втрое больше, чем в начале 90-х годов) в целях усиления пограничного контроля на границе с Мексикой, откуда проникает подавляющая часть нелегальных мигрантов. В Германии для борьбы с нелегалами пограничникам даже разрешено осматривать дома, расположенные в тридцатикилометровой зоне, прилегающей к восточной границе.
В целом, можно говорить об интенсификации миграционных процессов во всех их проявлениях.
Национальная миграционная политика:сущность, формы, инструменты
Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.
Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.
Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Служба иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США.