Рекомендации родителям по взаимодействию




С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)

 

В самом начале пути родителям и педагогам не­обходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку.

Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.

В общении с этими детьми недопустим попусти­тельский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипу­лировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо, помнить о том, что делать это. Надо не слишком эмоционально.

Важно научиться давать инструкции гиперак­тивному ребенку. Указания должны быть немно­гословными и содержать не более 10-ти слов. Не давайте, инструкции сразу: пойти в комнату, уб­рать игрушки, помыть руки и прийти в столо­вую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено пре­дыдущее. Их выполнение необходимо контроли­ровать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребенком взрослому необходимо быть осо­бенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными, продуманными. Ребенок дол­жен четко знать, какие санкции последуют за на­рушением запрета.

Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его лю­бимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребенку несколько дей­ствий на выбор.

Гиперактивному ребенку трудно переключить­ся с одного действия на другое. Поэтому необхо­димо заранее предупредить ребенка о начале но­вой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный тай­мер. В случае выполнения просьбы родителей ре­бенка необходимо поощрить (не обязательно ма­териально).

Усталость этих детей выражается в двигатель­ном «беспокойстве, часто принимаемом окружаю­щими за активность. Утомление приводит к сни­жению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Одно из важнейших условий успешного взаимо­действия с гиперактивным ребенком — соблюде­ние режима дня. Все процедуры и виды деятельно­сти должны быть заранее известны ребенку.

Желательно выработать с ребенком систему по­ощрений. Например, за каждое хорошо и своевре­менно выполненное действие ребенок получает же­тоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во вре­мя обеда, совместное чтение, в зависимости от ин­тересов ребенка.

Важно помнить, что в общении с гиперактив­ным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т. к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию. При подборе игр следует учитывать особеннос­ти гиперактивных детей: неумение длительное вре­мя подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидать­ся своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его в деятель­ность о 2—3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой.

Гиперактивный ребенок требует особо бережно­го отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.

Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитив­ное русло. Например, родители могут обучить де­тей играть в пальчиковые игры. Кроме своего пря­мого назначения, эти игры способствуют налажи­ванию отношений с ребенком.

Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенно­сти нервной системы таковы, что порог чувстви­тельности к отрицательным стимулам очень ни­зок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую по­хвалу.

Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую психо­терапию. Ее цель — изменение отношения окру­жающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход — необходимое условие, ус­пеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:

— постоянный обмен информацией;

— выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и под­держка взрослых, участие в совместной деятель­ности.

 

Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следующие моменты:

 

1. Каждый день перед ребенком ставится опре­деленная цель, которую он должен достичь.

2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4. Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.

5. При значительном улучшении в поведении ре­бенок получает давно обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребенка-дошкольника могут быть следующие: помощь ро­дителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, ак­тивное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почув­ствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение. Ста­райтесь избегать одергиваний.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов сво­его ребенка. Примеры: вечерний просмотр телеви­зора на полчаса дольше положенного времени, при­готовление любимого десерта, поездка, посеще­ние каких-либо мероприятий, покупка долго ожида­емой вещи или игрушки и т. д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!

При неудовлетворительном поведении рекомен­дуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодоб­рение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).

Рекомендуется написать список того, что роди­тели ожидают от ребенка в плане поведения. Мож­но его нарисовать и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться, как можно реже ис­пользовать частицу «не» (вместо «не кричать» — «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка ро­дители и педагоги следят за неукоснительным вы­полнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического на­казания следует отказаться.

 

И родителям, и ребенку необходимо научиться таким психотерапевтическим методикам, как ви­зуализация, медитация, аутогенная тренировка;

1. Визуализация: мысленное слияние с вообра­жаемым предметом, картиной или процессом. Это создает эффект для восстановления умственного и физического равновесия.

2. Медитация: погружение в состояние спокой­ной сосредоточенности.

3. Аутогенная тренировка: сознательное управ­ление некоторыми функциями организма. Дости­жение — мышечное расслабление. Саморасслабле­ние для гиперактивного ребенка — это позитив­ный опыт самоконтроля и своеобразная игра.

Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребен­ка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: