Тема 1: Теоретические основы права и государства
Право в системе социального регулирования. Право: понятие, сущность и происхождение.
Норма права.
Источники права РБ. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Система права РБ.
Правотворчество, реализация и применение права.
Правоотношения, юридические факты.
Правонарушения и юридическая ответственность.
Государство: понятие, сущность и происхождение. Формы государства.
Взаимодействие государства и права. Основы концепции правового государства, прав человека и разделения властей.
Право в системе социального регулирования. Право: понятие, сущность и происхождение
Современное гражданское общество - общество, в котором равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы.
Существуют различные определения права.
Право – нормативно закрепленная справедливость (Лившиц).
Право – исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы реальных отношений, мера этой свободы, форма бытия свободы, фактическая свобода (В.С. Нерсесянц).
Право – верховенствующий общесоциальный интегративный охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, точно определяющих круг субъектов правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.
В современной литературе выделяют нормативную, нравственную или естественно-правовую и социологическую концепции права.
Концепции происхождения права тесно связаны с концепциями происхождения государства. Выделяют следующие теории:
1. теологическая;
2. теория естественного права;
3. историческая теория права;
4. нормативистская теория права;
5. психологическая теория права;
6. марксистская концепция происхождения права и другие.
Норма права
Сущность права конкретизируется в нормах.
Правовые нормы – охраняемые государством общие предписания, правила поведения, выражающие содержание права, определяющие круг субъектов правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.
Элементы нормы права:
· гипотеза – часть нормы, указывающая условия, при которых у участников регулируемого общественного отношения возникают права и обязанности
· диспозиция – часть нормы, раскрывающая содержание поведения субъекта права, имеющая юр. значимость.
· санкция – указания на неблагоприятные последствия нарушения правового предписания.
Виды норм права:
1. В зависимости от рода регулируемых общественных отношений:
– конституционные;
– административно-правовые;
– финансово-правовые;
– гражданско-правовые;
– уголовно-правовые и др.
2. По форме предписания:
– обязывающие;
– запрещающие;
– управомочивающие.
3. По характеру предписания:
– императивные;
– диспозитивные;
– рекомендательные.
4. По способу изложения:
– нормы прямого изложения;
– отсылочные нормы.
3. Источники права РБ. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Нормы права устанавливаются или санкционируются в определенных официальных формах, источниках.
Источник или форма права – официально объективированный акт, содержащий нормы права.
Основные источники права:
ü юридический обычай – санкционированный и охраняемый государством обычай;
ü юридический прецедент – решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое является обязательным и последующим решением всех аналогичных дел;
ü нормативный договор – содержащей нормы акт, созданный соглашением нескольких, не менее 2х субъектов права;
ü священное описание, как источники права содержит нормы преимущественно нравственного и сугубо религиозного характера, которым предается сила закона.
ü юридическая наука;
ü нормативно-правовой акт – акт государственного или общественного правомерного действия, содержащий нормы права (является основным источником права в континентально-правовой системе).
Все нормативно-правовые акты подразделяются на две группы:
o законы;
o подзаконные акты.
Юридический закон – нормативный акт, принятый референдумом или высшим представительным органом гос. власти в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Виды законов:
Ø конституционные (Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введение ее в действие, о ее толковании);
Ø обыкновенные (издаются на основе и в соответствие с конституцией).
В случае расхождения закона с конституцией действует конституция.
В случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон.
Подзаконные правовые акты – акты, изданные в соответствие с законом и ему не противоречащие (указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения). Они издаются в соответствие с законом и в развитие закона.
Законодательство имеет определенные временные рамки, территориальные ограничения своего существования, а также распространяется на определенный круг лиц.
Действие законодательства по кругу лиц состоит в том, что оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой оно действует.
Действие права во времени. Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, следует учитывать 3 обстоятельства:
· момент вступления его в законную силу;
· момент прекращения его действия;
· применение установленных нормативным актом юр. норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.
В РБ нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
– в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юр. документ вступает в силу;
– в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа;
– в результате применения общих правил, т.е. по истечение 10 (десяти) дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Прекращение действия нормативного акта происходит:
v по истечении срока, на который он был принят;
v после объявления об утрате им юр. силы;
v после принятия управомоченным органом нового юр. нормативного документа равной или большей юр. силы, регулирующего тот же круг гражданско-правовых отношений;
v по причине устаревания в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию.
Действие права в пространстве. Действие гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что все акты действуют на территории, которая подведомственна принявшему его органу.
4. СИСТЕМА ПРАВА РБ
Правовая система в широком смысле – целостность правотворческих и правореализующих факторов, упорядочивающих общественные отношения в духе общесоциальной справедливости.
Структурными элементами правовой системы в широком смысле являются: общественное правосознание, законодательство, правовые отношения, все формы реализации права, юридические процедуры правотворчества и правореализации.
Правовая система в узком смысле – внутренне согласованное единство юр. средств, образующих право и обеспечивающих его претворение в жизнь.
Элементы системы права в узком понимании: его нормы, институты, отрасли права, отрасли законодательства, правовые обычаи, юридические прецеденты, все виды нормативных правовых актов, нормативные договоры.
Правовая система познается на трех уровнях:
· международного права;
· основных правовых систем мира;
· национальных систем права.
Система международного права состоит из международного публичного и международного частного права.
Выделяют три основные правовые системы мира:
ü романо-германская (сформировалась в континентальной Европе на основе концепции римского права);
ü англо-американская (создавалась судебными прецедентами на основе удовлетворения исков, которые стали основным источником права);
ü мусульманское право – система норм, основанная на постулатах исламской религии.
Национальные правовые системы – системы права конкретных государств.
Национальная правовая система РБ состоит из:
o отраслей права (конституционного, административного, финансового, гражданского, семейного, трудового, аграрного, уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального);
o отраслей законодательства (хозяйственное, жилищное, банковское, торговое, инвестиционное, акционерное, таможенное и др.).
Отрасль права – система норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Отрасль законодательства – совокупность норм, регулирующих комплекс разнородных общественных отношений, объединенных определенной сферой.
Основной критерий деления права на отрасли – предмет правового регулирования. Дополнительный критерий – метод правовой регламентации.
Отрасли права состоят из институтов.
Институт права – часть отрасли права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Исходный элемент в системе права – норма права.
5. Правотворчество, реализация и применение права
Правотворчество – правомерная деятельность по созданию правовых норм и их совершенствованию.
Результат правотворчества – законодательство.
Законодательство – это:
Ø совокупность законов;
Ø совокупность нормативных актов высших законодательных и исполнительных органов;
Ø совокупность всех нормативных правовых актов;
Ø совокупность всех источников права.
Субъекты правотворчества:
· народ;
· уполномоченные гос. органы;
· негос. организации, наделенные делегированным правоустановлением;
· физ. лица и их объединения, заключающие нормативные договоры, незапрещенные законом.
Законотворческая деятельность включает в себя четыре стадии:
– законодательная инициатива;
– обсуждение;
– принятие;
– опубликование.
Принципы правотворчества:
ü конституционного закрепления правотворческой компетенции субъектов правотворчества и устанавливаемых ими форм источников права;
ü демократизма;
ü законности;
ü гуманизма;
ü профессионализма;
ü обозримости законодательства и его официальной систематизации;
ü непрерывности правотворчества;
ü гибкости и стабильности законодательства;
ü соблюдения принципов права;
ü совершенствования юридической техники.
Результат законотворческого процесса – право.
Реализация права – претворение в жизнь права, осуществление его предписаний (поведения субъекта права).
Четыре формы реализации права:
o использование – форма реализации, которая выражается в активных действиях субъекта по осуществлению предоставленных ему прав и свобод;
o соблюдение – пассивная форма реализации права, выражающаяся в воздержании от действий, запрещенных правом не совершении правонарушений;
o исполнение – проявляется в действиях его субъектов по выполнению юр. обязанностей;
o применение – особая форма реализации права, осуществляемая уполномоченными органами и должностными лицами, направленная на обеспечение адресованных другим субъектам прав и обязанностей.
6. Правоотношения, юридические факты
Субъекты права вступают между собой в различного рода правоотношения.
Правоотношение – такое отношение, в котором его участники являются носителями юр. прав и обязанностей.
Такими участниками и могут быть лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью, т.е. правосубъектностью.
Правоспособность – предусмотренная правом способность иметь субъективные права и юр. обязанности.
Дееспособность – предусмотренная правом способность субъекта своими действиями осуществлять юр. права и обязанности.
Структура правоотношения включает три элемента:
– субъект – участники правоотношений;
– объект – то, на что направлены субъективные права и юр. обязанности (материальные блага, продукты духовного интеллектуального творчества, действия, личные нематериальные блага);
– содержание правоотношений – совокупность прав и обязанностей субъектов.
Юридические права – мера дозволенного поведения, обеспеченные юр. обязанностями других лиц.
Юр. обязанность выражается в необходимости надлежащего поведения обязанного субъекта, в противном случае – в использовании принудительных мер по исполнению возложенных на него обязанностей.
Основатель возникновения правоотношения – юридический факт – факт, предусмотренный правом, влекущий за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юр. факты подразделяются на:
v действия;
v события.
Правовые отношения бывают:
· простые и сложные;
· материальные и процессуальные;
· активные и пассивные;
· одномоментные и длящиеся и др.
7. Правонарушения и юридическая ответственность
Правомерное поведение – поведение людей в соответствии с правом.
Существует три вида правомерного поведения:
Ø характеризуется тем, что субъект права реализует предписание, будучи глубоко убежденным в необходимости, полезности, целесообразности его претворения в жизнь. (выборы);
Ø правомерное поведение людей, основанное на том, что так поступает большинство без глубокого осознания важности такого поведения (соблюдение учебной дисциплины);
Ø правомерное поведение из-за страха быть наказанным при несоблюдении правовых предписаний (соблюдение ПДД).
Правонарушение – это:
o сознательный волевой акт выраженного внешне и воспринимаемого противоправного поведения (Н.С. Малеин);
o общественно опасное виновное противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом (В.К. Бабаев);
o противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. (О.Э. Лейст).
Признаки правонарушения:
– действие (бездействие) субъекта права;
– действие, противоречащее праву;
– действие, наносящее вред обществу или представляющее для него опасность.
Виды правонарушений по степени опасности:
ü преступления – опасные для общества деяния, предусмотренные уголовным законом и влекущие уголовное наказание;
ü проступки – все остальные правонарушения (гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные и др.).
Субъекты правонарушения – индивиды и организации, в том числе государство.
Состав правонарушения образуется четырьмя его элементами:
· объект правонарушения – то, на что направлено социально-вредное поведение;
· субъект правонарушения – правонарушитель – дееспособный индивид или организация;
· объективная сторона характеризуется тем, что это деяние, как акт волевого поведения, влечет вредоносный результат, а между деянием и результатом имеется причинная связь;
· субъективная сторона – вина как выражение психического отношения субъекта к своему противоправному поведению и к его последствиям.
Четыре формы вины:
v прямой умысел означает, что субъект предвидел и желал наступления противоправного результата;
v косвенный умысел проявляется в том, что субъект предвидел и допускал наступление противоправного результата;
v преступная самонадеянность характеризуется тем, что субъект предвидел, но легкомысленно надеялся предотвратить наступление вредных последствий;
v преступная небрежность означает, что субъект не предвидел, но мог, и должен был предвидеть наступление противоправного результата.
Правонарушение влечет за собой юр. ответственность.
Юр. ответственность – обязанность выполнения правовых велений, при несоблюдении которых наступают неблагоприятные последствия для нарушителя.
Основания юр. ответственности:
Ø норма права, предусматривающая ответственность;
Ø фат правонарушения;
Ø правоприменительный акт.
Виды юр. ответственности:
o уголовная;
o административная;
o гражданско-правовая;
o материальная;
o дисциплинарная.
Государство: понятие, сущность и происхождение. Формы государства.
Государство – универсальное, наиболее совершенное, самое мощное, располагающее аппаратом принуждения политическая организация, предназначенная для управления обществом с целью обеспечения социального прогресса.
Статическая сторона государства выражается в структуре его аппарата и в системе его органов, динамическая – в деятельности гос. органов.
Государство проявляется в осуществлении власти его аппарата.
Специфика гос. власти состоит в том, что она жестко определяется правовыми средствами и опирается при необходимости на принудительную силу.
Функции государства по сферам деятельности:
ü внутренние – обеспечение народовластия, экономическая функция, социальная, налогообложение, экологическая, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка;
ü внешние – интеграция в мировую экономику, внешнеэкономическое партнерство, гос. поддержка мирового правопорядка, оборона страны.
Внутренние функции РБ можно классифицировать:
· по видам осуществления гос. политики:
– экономическая;
– финансовая;
– научно-техническая;
– социальная;
– аграрная;
– культурно-воспитательная;
– демографическая;
– охрана правопорядка;
· по способам осуществления. гос. власти:
– законодательная;
– исполнительно-распорядительная;
– судебная;
– контрольно-ревизионная;
– надзорная.
Теории происхождения государства:
Ø теологическая;
Ø договорная (естественно-правовая);
Ø психологическая;
Ø насилия;
Ø патриархальная;
Ø марксистская.
Форма государства – способ организации структуры государства, его органов, способ осуществления гос. власти, выражающийся в форме правления, в форме гос. устройства и политическом режиме.
Форма правления – способ организации верховной гос. власти, её взаимоотношения с другими гос. органами и гражданами.
Виды государств по форме правления:
· монархия – такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу:
– абсолютная (неограниченная);
– конституционная (ограниченная);
· республика – форма правления, при которой верховная власть избирается на определенный срок:
– парламентарная (глава государства избирается парламентом);
– президентская (глава государства избирается избирателями (выборщиками)).
Форма гос. устройства – это:
ü территориально-организационная структура государства;
ü характер взаимоотношений между составными частями государств и центральной властью;
ü способ организации гос. единства.
Виды государств по форме гос. устройства:
o простые (унитарные);
o сложные (федерации, конфедерации).
В унитарных государствах его составные части не обладают признаками государственности.
Конфедерация – союз государств, образованный для решения некоторых совместных задач.
Федерация – союзное государство.
Субъекты федерации обладают признаками государственности; имеют свои конституции, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат гос. органам.
Политический гос. режим – метод осуществления гос. власти.
Виды политических гос. режимов:
v деспотические;
v тоталитарные;
v авторитарные;
v либеральные;
v демократические.
9. Взаимодействие государства и права. Основы концепции правового государства, прав человека и разделения властей
Государство и право тесно взаимосвязаны между собой.
Современное государство – социальное правовое государство, новый идеальный тип государства.
Соц. правовое государство – конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международно признанные права человека, баланс интересов всех соц. групп, личности и общества на основе господства права.
Государство является не единственной политической организацией в обществе. Наряду с ним действуют политические партии и другие формирования, что ведет к образованию политической системы.
Политическая система – система относительно устойчивых институтов и форм участия политической деятельности в рамках действующего законодательства.
Таким образом, современное гражданское общество – общество, в котором равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы.
В обществе устанавливается система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, формируются соответствующие органы гос. власти, провозглашается приоритет прав человека и гражданина.