ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ




ОПУТ 18 Техсредства автотранспорта.

Тема: Виды диагностики подвижного состава.

ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Многообразие вышеуказанных факторов, влияющих на изменение технического состояния автомобилей, влечет за собой широкий диапазон различных отказов и неисправностей, приводящих к ухудшению технико-экономических показателей работы автомобилей, причем для каждого автомобиля они носят сугубо индивидуальный характер. Именно поэтому при техническом обслуживании и ремонте требуется индивидуальный подход к каждому автомобилю. Кроме того, в целях снижения общих затрат и уменьшения простоя автомобилей в ТО и ремонте, обеспечения оперативного планирования и четкой организации всех видов работ технологического процесса в АТП (включая вопросы снабжения запасными частями, материалами и т.д.), а также создания необходимых условий для надежной, безаварийной и экономичной работы автомобилей на линии индивидуальная информация о техническом состоянии как автомобиля в целом, так и отдельных его систем, просто необходима.

Комплекс мероприятий по оценке и определению технического состояния автомобиля, а также отдельных его систем, узлов и агрегатов без разборки, по внешним признакам, путем измерения величин (параметров), характеризующих их состояние, с помощью различных стендов и приборов и сопоставление их с нормативами называется диагностированием.

Возможность непосредственного измерения структурных параметров (износов, зазоров, характера различных сопряжений механизмов) весьма ограничена. Поэтому при диагностировании обычно пользуются косвенными признаками, отражающими техническое состояние автомобиля. Эти признаки называются диагностическими параметрами, которые в большей своей части, возможны для измерения тех или иных физических величин. Так, например, диагностическими параметрами рабочих процессов автомобиля могут служить мощность, тормозной путь, расход топлива и т.д.; параметрами сопутствующих процессов — вибрация,

температура и шумы при работе, а также геометрические величины — зазоры, люфты, биения, величина свободного хода и т.д.

В «Положении» планово-предупредительной системы обслуживания и ремонта предусмотрено проведение следующих основных видов диагностирования:

· • экспресс-диагностики — проводится ежедневно, выборочно или для всего подвижного состава, в основном по механизмам и системам, влияющим на безопасность движения (иногда проводится на линии органами ГАИ);

· • общей (комплексной) диагностики — имеет целью выявление работоспособности автомобиля по выходным показателям рабочего процесса (общей мощности, тормозному пути, проценту пробуксовки и т.д.);

· • поэлементной (причинной) диагностики — служит для определения конкретных причин неисправностей в диагностируемых механизмах и системах автомобиля.

Диагностику целесообразно проводить как до технического обслуживания или текущего ремонта, так и после соответствующих воздействий, в этом случае ее еще называют целевой. В первом случае ее проводят в целях определения скрытых дефектов и неисправностей, уточнения (корректировки) планирования предстоящих объемов работ, а во втором — для проверки качества их выполнения.

Диагностику, входящую в комплекс ТО-1 и имеющую характер общего диагностирования, называют обычно Д-1, апоэлементную (углубленную) диагностику при ТО-2 или ТР — Д-2. Для проведения вышеуказанных диагностик выделяют одно- или двухпостовые зоны с соответствующими названиями, где диагносты-операторы производят не только измерение различных диагностических параметров, но и частично проводят всевозможные, обычно небольшие по объему, регулировочные операции (например, перед регулировкой зазора между электродами могут дополнительно на специальном приборе произвести очистку свечей от нагара).

Однако диагностику часто проводят непосредственно на постах технического обслуживания или текущего ремонта, что в некоторых случаях более рационально. В этом случае диагностику называют совмещенной, т.е. после обнаружения каких-либо отклонений измеряемых параметров от нормы автослесарь сразу же производит необходимые воздействия для приведения их в норму.

В настоящий момент все большее распространение получает бортовая диагностика, входящая в систему приборов автомобиля и оперативно сигнализирующая водителю об отклонении тех или иных параметров от нормы. В некоторых современных автомобилях имеются целые компьютерные системы, обрабатывающие получаемые данные в процессе эксплуатации и выдающие их в виде отдельных сигналов, а при необходимости можно получить и полную характеристику технического состояния автомобиля.

Для проведения диагностики в стационарных условиях АТП используют как простейшие переносные приборы, так и довольно сложные конструкции с элементами электроники и других современных достижений науки и техники. Так, для имитации различных режимов работы автомобиля в дорожных условиях и снятия соответствующих характеристик широко используются напольные стенды с беговыми барабанами для прокручивания колес автомобиля (например, при проверке действия тормозов) или, наоборот, прокручиваемые вращающимися ведущими колесами (например, при определении мощностных показателей, топливной экономичности и т.д.).

Причем, если в ходе проведения диагностики получают допустимые значения параметров — это свидетельствует о возможности дальнейшей эксплуатации автомобиля (номинальные значения параметров соответствуют обычно механизмам и системам новых автомобилей), если же получены предельные значения параметров — дальнейшую эксплуатацию автомобиля следует прекратить до восстановления утраченной работоспособности.

Таким образом, диагностика служит не только для получения оперативной информации о техническом состоянии автомобиля и его систем с выявлением конкретных причин неисправностей, но и для прогнозирования возможного ресурса пробега без проведения дополнительных технических воздействий и ремонта. Поэтому внедрение диагностики в производство, помимо вышеуказанных положительных моментов, позволяет планировать оптимальные объемы работ по обслуживанию и ремонту, что значительно экономит средства, производственные ресурсы и т. д. В ряде АТП общие затраты на производство при внедрении полного комплекса диагностических работ снижаются на 10—15%.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Законспектируйте учебный материал по темам:

· 1. Теория надежности и долговечности автомобилей (с расшифровкой соответствующих терминов).

· 2. Изменение технического состояния автомобилей:

o а) влияние сил трения (с изображением схемы подшипника скольжения в разрезе);

o б) виды изнашивания;

o в) закономерность изнашивания сопряженных деталей с изображением графика износа деталей;

o г) факторы, влияющие на надежность и долговечность автомобилей.

· 3. Планово-предупредительная система ТО и ремонта автомобилей.

· 4. Диагностика технического состояния автомобилей.

II. Ответьте на вопросы:

· 1. Что подразумевается под надежностью и долговечностью автомобилей?

· 2. Перечислите основные виды трения. Какое из них является наиболее благоприятным против изнашивания?

· 3. Перечислите условия, необходимые для образования масляного клина и жидкостного трения.

· 4. Перечислите и расшифруйте названия основных видов изнашивания деталей.

· 5. Для какой цели в узле трения скольжения необходим номинальный (заводской) зазор?

· 6. По какой причине на первом этапе работы, в зоне «приработки», резко увеличивается зазор между валом и подшипником?

· 7. Почему нежелательна и опасна эксплуатация механизмов в зоне «прогрессирующего» износа?

· 8. Назовите вид трения в рулевых и карданных шарнирах, в шлицевых соединениях, между шестернями в различных узлах и агрегатах автомобилей.

· 9. Почему после сравнительно короткого периода обкатки автомобиля требуется обязательная смена масла в агрегатах?

· 10. Перечислите виды обслуживания и ремонта автомобилей, утвержденные в «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», укажите межремонтные нормативные пробеги.

· 11. Дайте краткую характеристику общепринятым видам обслуживания и ремонта автомобилей, определите их назначение и раскройте содержание по видам работ.

· 12. Каково назначение различных видов диагностики, ее место в технологическом процессе в АТП? Объясните сущность основных терминов, используемых в диагностике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: