Часть I.
1. Философия в жизни человека. Специфика философских вопросов
2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
3. Философия и наука
4. Философия и религия
5. Философия и искусство
6. Структура философского знания
7. Проблема типологизации историко-философского процесса
8. Общая характеристика и периодизация античной философии
9. Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
10. Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона
11. Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме. Концепция причин
12. Средневековая философия: патристика
13. Средневековая философия: схоластика
14. Общая характеристика философии Возрождения
15. Философия Ф. Бэкона как основание эмпиризма в теории познания
16. Философия Р. Декарта как основание рационализма в теории познания
17. Философия Спинозы и Лейбница
18. Философия И. Канта как синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Учение Канта об априорных формах сознания. Этика Канта
19. Основные идеи философии Гегеля
20. Учение К. Маркса об обществе и истории
21. Общая характеристика философии жизни
22. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
23. Прагматизм: основные идеи и представители
24. Феноменология и экзистенциализм в западной философии XX века
25. Структурализм и постструктурализм
26. Общая характеристика русской философии
Часть II
27. Онтология: философское учение о бытии
28. Бытие как категория классической и неклассической философии
29. Гносеология. Предмет гносеологии и характер её вопросов. Определение знания
30. Виды знания. Проблема «первичности» различных видов знания
|
31. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
32. Философия сознания. Сознание как социокультурный феномен
33. Сознание и язык. Сознание и самосознание
34. Философия науки: основные проблемы и направления
35. Проблема развития в философии. Диалектика и её альтернативы
36. Мышление как предмет философского анализа. Логика и её место в системе философского знания
37. Аксиология как учение о ценностях
38. Предмет социальной философии. Место социальной философии в системе философского знания
39. Модели социальной реальности
40. Основные парадигмы социальной философии
41. Фундаментальные характеристики человеческого мира
42. Социальные законы: их специфика и механизм действия. Социальные законы и человеческая деятельность
43. Специфические характеристики социального познания
44. Понятие общества. Специфика социального бытия
45. Материально-производственная сфера общественной жизни. Философия хозяйствования
46. Социальная сфера как сфера общения
47. Сфера управления. Понятие социального института
48. Культура как предмет философского осмысления. Уровни культуры
49. Философия религии
50. Проблема человека в философии. Сущность и существование человека
51. Философия политики: основные проблемы и направления
52. Философия техники: основные проблемы и направления
Философия в жизни человека. Специфика философских вопросов
1.1. Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.
|
Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.
Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.
Значение философии:
1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
3.Позволяет выработать культуру разумного мышления.
4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.
Философия – это свободное мышление и искание истины.
Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.
|
1.2
Следующая особенность проблем философского мировоззрения (в сравнении с проблемами частных наук) - их "вечность". В частных науках проблема подобна задаче, которая возникает после выполнения предыдущей задачи. Теоретическая механика XX в. не занимается проблемами времен Ньютона: они решены, т.е. уже не являются проблемами.
Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы "вечны" в том смысле, что "они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы"
Вечность проблем философии не означает их принципиальной не решаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей самих философов. Как справедливо замечает У.Дж. Рапапорт, неверно измерять прогресс в философии, успешность мышления, исходя из числа решенных проблем; в философии прогресс не столь очевиден, как, например, в физике; прогресс в философии реализуется в развитии мысли одного и того же философа, школы, ориентации; прогресс в том, что так или иначе выявляются тупиковые пути, в том, что становится ясно, какие предпосылки необходимо принять, чтобы лучше осмыслить проблему.
Итак, специфика проблем философии состоит также и в том, что значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле "вечными".
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения