Паспорт проекта
Цель проекта: Расширение представлений о сезонных изменениях в природе, об изменении в живой и неживой природе весной.
Задачи проекта:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
Учить замечать приметы весны, отображать полученные знания в художественно-творческой деятельности.
Формировать элементарные экологические представления.
Формировать умение вести наблюдения за неживой природой.
Развивающие:
Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности.
Расширять знания детей о признаках весны.
Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности, воспитание творческой инициативы.
Воспитательные:
Воспитание радостного, заботливого отношения детей к пробуждающейся природе; желания больше узнать об особенностях природы своего края.
Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
Способствовать формированию интереса детей к природе.
Воспитывать любознательность, эстетические чувства.
Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.
2. Развитие познавательного интереса к наблюдениям за явлениями природы, к поисково-исследовательской деятельности.
|
3. Развитие наблюдательности, творческой активности, коммуникативных навыков.
4. Стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.
5. Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях.
6.Дети смогут использовать полученные знания в художественно-эстетическом творчестве.
7.Пополниться словарный запас.
Воспитатель:
1.Повысит профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
2.Овладеет методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.
3.Обеспечит условия для усовершенствования методической базы по данной теме.
Родители:
1.Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
2.Станут активными участниками реализации проекта.
3.Повысится мотивация к сотрудничеству.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: коллективная работа.
Название итогового мероприятия проекта: «Праздник весны».
Актуальность.
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.
Оно сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка.
|
На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.
У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.
Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.
Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).
Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.
|
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшие задачи каждого педагога.
Продукты проекта:
Для детей:
Просмотр презентации на тему «Весна идет».
Аппликация «Скворечник для птиц», «Зайчики на проталинке»
Рисование «Ласковое солнышко, «Веточка вербы», «Весенние цветы – первоцветы», «Ласточки прилетели».
Лепка «Зайчата».
Создание огорода на окошке, клумбы на участке.
Оформление выставки творческих работ детей «Встречаем весну».
Для родителей:
Выставка совместных творческих работ «Встречаем весну»
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье».
Консультация «К нам весна шагает».
Консультация «Покажем весну детям».
План проектной деятельности.
Подготовительный этап.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта (подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей)
Разучивание стихотворений о весне.
Изготовление папок-раскладушек о времени года - весна (народные приметы, стихи, загадки и т. д.).
Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье»,
«К нам весна шагает», «Покажем весну детям».
Разработка модели комплексно-тематического планирования по теме проекта.
Подготовка материала для реализации проекта:
Подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
Информированность родителей о предстоящей деятельности:
Оформление папки-передвижки, размещение справочной информации по тематике бесед.
Материально-техническое и методическое обеспечение проекта.
Реализация проекта.
Практический этап.
Образовательная область | Виды деятельности детей | Совместная деятельность взрослого и ребенка | |
Речевое развитие | Развитие речи | Рассматривание иллюстраций о весне, составление описательных рассказов. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна», Составление рассказов по картине «Весна», «Перелетные птицы». | Совместно |
Чтение художественной литературы | В. Степанов «По опушке шла весна», «Приметы весны»; Успенский отрывки из рассказа «Дядя Федор пес и кот»: «Наводнение в Простоквашино», «Весна в Простоквашино»; рассказы М. Горького «Воробьишко» Н. Романова «Котька и птичка» В. Бианки «Воробей». Сказка: «Лиса и заяц» Стихи: А.Плещеев (заучивание) «Уж тает снег, бегут ручьи…» А. Пушкин «Улыбкой лесною природа…» Пословицы, поговорки, загадки о весне. Чтение рассказов и стихотворений о весне. | Совместно | |
Художественно-эстетическое развитие | Музыка | Слушание П. И. Чайковский «Времена года», М. Глинка «Жаворонок»; Э.Григ «Бабочка» аудиозапись с пением птиц аудиозаписи песен «Весенняя песенка», «Кап-кап-кап», «Выглянуло солнышко» разучивание песен о весне. Музыкальные игры: «Мы на луг ходили», «Цыплята и лисята» | Совместно |
Рисование | «Мое любимое солнышко» «Веточка в вазе» «Расцвели красивые цветы» | Совместно | |
Аппликация | «Скворечники» «Подснежник» «Веточка» «Зайчики на проталинке» | Совместно | |
Лепка | «Птичка клюет зернышки» «Зайчики на поляне». | Совместно | |
Конструктивно-модельная деятельность | «Домик для птиц» | Совместно | |
Физическое развитие | Физическая культура | Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим». Физкультминутки: «Краски весны», «Мишка вылез из берлоги», «Ветер», «Дует ветер с высоты» Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры: «Матушка весна», «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Веснянка» «У медведя во бору», «Лохматый пес» «Займи домик» «Птички и кошка» «Бездомный зайка» | Совместно |
Социально-коммуникативное развитие | Безопасность | Беседы: «Осторожно, растения на участке детского сада» «Безопасная прогулка» «Какие опасности таятся весной на улице?» Ситуация:«Каждому предмету свое место» | Совместно |
Труд | «Уборка сухих веток и травы на клумбе», «Дежурство по столовой», «Уборка на участке», «Уборка в группе», «Дежурство в центре природы» «Высадка цветов на клумбу» | Совместно | |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов». «Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «В деревне у бабушки», «Путешествие в весенний лес», «Магазин семян», «На лесной полянке», «Весенний бал» Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чьи детки?» «Путешествие в мир природы» «Сезонные картинки» «Разложи по порядку» «Учимся рассуждать» «Первые открытия» «Времена года» (пазлы) «Живая и неживая природа» «Времена года» «Про растения» «Живая природа» «Природные и погодные явления» Словесные игры: «Весенняя поляна» «Какое небо?», «Птицы», «Кто где живет?», «Хорошо-плохо», «Кто больше назовет действий», «Кто летает?», «Какого цвета солнце?» | Совместно | |
Познавательное развитие | Ребенок и окружающий мир | Ознакомление с миром природы: «Пернатые друзья» «В гости к хозяйке луга» Формирование целостной картины мира: «К нам весна шагает быстрыми шагами» Беседы: «Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Перелетные птицы», «Первые цветы» Экспериментирование: «Лед – вода» «Нагревание – охлаждение» «Веточка в вазе» Наблюдения: за солнцем, за облаками, за набуханием почек на деревьях, за птицами, насекомыми, за дождём и т. д. | Совместно |
ФЭМП | «Прогулка в лес» «Весенняя сказка» «Весна пришла» | Совместно |
Модель «трех вопросов»
Что знаю?
Ø весной появляются лужи;
Ø весной тает снег;
Ø весной появляются сосульки.
Что хочу узнать?
Ø какие птицы прилетают первыми;
Ø почему весной идет дождь;
Ø как нужно одеваться весной.
Как узнать?
Ø спросить у взрослых;
Ø посмотреть в книгах, альбомах;
Ø сделать поделки, рисунки.
Заключительный этап.
Результат проектной деятельности.
v Просмотр презентации на тему «Весна идет».
v Выставка рисунков по теме проекта;
v Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку.
v Создание огорода на окошке, клумбы на участке.
v Оформление выставки творческих работ детей «Встречаем весну».
v Выставка совместных творческих работ «Встречаем весну»
v Итогового мероприятия проекта: «Праздник весны».
Детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, посадке цветов на клумбе, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта. Во время трудовой деятельности дети часто делились своими впечатлениями не только с воспитателем, но и с родителями. Активно и доброжелательно общались между собой в процессе продуктивной деятельности. Содержание проекта и фотоотчеты отражают результаты наблюдений и проделанную работу детей.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Весна».
По окончании проекта дети узнали много нового о жизни природы. Они научились замечать изменения в жизни растений, птиц, выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляют познавательный интерес к наблюдениям за явлениями природы, к поисково-исследовательской деятельности. Дети с удовольствием и творчески используют полученные знания в художественно-эстетическом творчестве.
А самое главное, получили массу положительных эмоций. Проект закончен, но наблюдать за природой мы будем в течение всего года. Я надеюсь, что эти знания помогут моим воспитанникам стать настоящими ценителями природы.