Механизм государства и механизм функционирования государственной власти.




Определение государства и его основные отличительные признаки.

 

Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса социальной группы, либо блока классовых сил, либо всего народа, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение[2].

Отличительные признаки.

1. Государство – это единственная организация, действующая в масштабе всей страны.

2. Суверенитет. Внешний – независимость от других государств в международных отношениях и внутренний – независимость от всякой иной власти внутри страны.

3. Система налогов и сборов.

4. Наличие специального аппарата управления и принуждения.

5. Только государство имеет право издавать акты обязательные для всеобщего исполнения, т.е. нормативно правовые акты (законы, указы, постановления).

6. Население, которое делегирует властные полномочия определенной организации.

 

Механизм государства и механизм функционирования государственной власти.

 

Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обуславливает создание особого механизма государства под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности. Механизмы любого государства определяют по меньшей мере 4 структурные части.

1. Законодательные органы (высший законодательный орган РФ – Федеральное собрание РФ – парламент, который состоит из двух палат: нижней – государственная дума, верхняя – совет федерации). Нижняя палата парламента отвечает за принятие законопроектов. Состоит из депутатов: 450 человек. Формируется по партийным спискам. Комитеты при государственной думе занимаются разработкой законопроектов для ГД. Законопроект проходит три чтения (стадии). Дальше законопроект попадает в верхнюю палату парламента. Состоит из сенаторов: 83 человека (по одному представителю с каждого субъекта, бывает по два представителя, если регион большой, сложный). Практически все законопроекты, попавшие в верхнюю палату, если нет, то отправляют в нижнюю палату для уточнения. Дальше данный законопроект попадает на подпись к президенту РФ. В течение 7-ми дней президент должен подписать или не подписать законопроект.

2. Исполнительные органы власти. Призваны обеспечить исполнение законов в том числе путем издания «собственных» подзаконных нормативно-правовых актов. Самая большая структура органов РФ по количеству. 30 млн. из 138 млн. – это сотрудники органов исполнительной власти. Высшим исполнительным органом является правительство РФ. Глава Путин – премьер министр. В состав правительства входят всевозможные ведомства, министерства, агентства и т.д., которые подотчетны премьер министру РФ. ФСБ, ФМС, ФСКНС (контроль наркотич. средств) монопольная, таможенная, МВД, федеральная федъегерская служба (правительственная почта) – подотчетны президенту РФ. Федеральная служба – контроль и исполнение, надзор, выдача лицензии, аккредитация. Агентства созданы для обеспечения работы министерств[3].

3. Органы юрисдикции. Следят за законностью, возлагают ответственность и решают споры. Суд, арбитраж, следственные органы, прокуратура.

4. Материальные придатки. Армия, полиция, система исправления осужденных. Задачи в которые входят проведения карательных мер, принуждение к правомерному поведению, реагирование на правонарушение и исполнение наказаний.

Механизм функционирование государственной власти – совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости.

28.11.11 опоздал на 40 мин.Форма государства.

…Унитарная, федеративная…

Субъекты федерации равноправны по отношению к центру. В т же время могут иметь дополнительные права, если есть доп.функции. Это не должно повлечь за собой неравноправие субъектов. Например, у нас надбавки северным.

Конфедерация – государственное правовое объединение или союзы суверенных государств. В отличии от федерации, конфедерация создается для достижения определенных ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода.

Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Элементы формы государства. Признаки конфедерации.

1. Конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов.

2. Не имеет единой армии.

3. Нет единой системы налогов.

4. Нет единого госбюджета

5. Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе.

6. Государства – члены конфедерации могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правил и межгосударственной единой политики на время существования союза.

Формы государственного режима – совокупность способов и методов осуществления государственной политической власти.

Принято выделять: демократические государства и антидемократический политический режим.

Демократический режим. В режиме существует чрезмерное социальное расслоение общества, что ведет к расслоению власти.

Признаки демократического режима.

1. Свобода экономической деятельности.

2. Гарантированность личных прав и свобод.

3. Возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности.

4. Защищенность личности от произвола и беззакония.

5. Максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения.

6. Правовой характер деятельности всех госорганов.

Признаки антидемократический режим (общие).

1. Полный контроль над всеми сферами общественной жизни.

2. Допуск политических партий, общественных организаций, профсоюзов.

3. Диктатура одной политической партии.

4. Подавление личности, ограничение прав и свобод.

5. Приоритет государства над правом.

6. Игнорирование интересов национальных государственных образований, нацменьшинств.

7. Преследование за религиозные и другие официально не признанные убеждения, за инакомыслие.

Функции государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности по направлениям в обществе, отражающие его цели и социальное назначению.

Классификация функций государства по категориям.

1. В зависимости от направленности, решаемого государством, целей и задач. Подразделяются на внутренние и внешние.

2. По продолжительности их существовании и деятельности выделяют: постоянные и временные.

3. По важности и соцзначимости тех или иных направлений госдеятельности: основные и неосновные.

4. По принципу разделения властей: законодательные, управленческие, правоохранительные и информационные.

5. В зависимости от соцзначимости,

6. Выражающие интересы правящих классов, слоев или групп или представляющие интересы всего общества.

7. По формам их реализации делят на правотворческие, правоохранительные и правоприменительные.

8. По территории: действующий в пределах всей федерации или действующего в пределах конкретного субъекта федерации.

Характеристика внутренних функций государства. Внутренние функции государства – это направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач.

Виды внутренних функций.

1. Экономическая – это обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности. Для проведения этой госполитики в области охраны экономических прав и свобод, государство создает соответствующую правовую базу. Поошьрая те области экономики, которые играют особую роль в развитии экономики страны.

2. Социальная. Охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению соцпотребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечения необходимых условий труда, его оплаты и т.д. Под нормальными условиями жизни подразумевается: возможность трудоустройства, безопасный для здоровья труд и соответствующая оплата за труд, социальное страхование и соцпомощь, пенсионное обеспечение, возможность получения образования, бесплатная медпомощь, благоприятные условия производственной и коммерческой деятельности, посильное и разумное налоговое бремя.

3. Правоохранительная функции или функция по установлению и охране правопорядка. Деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями и госорганами. Различные методы: правотворчество и правоприменение, т.е. деятельность компетентных органов по применению мер по юридической ответственности. Охрана прав и свобод граждан гарантируется конституцией РФ др. нормативными актами.

4. Экологическая. Обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и их экологическую безопасность.

5. Культурная функция – деятельность по развитию образования, науки, учреждений культуры.

Внешние функции государства.

Внешние основные направления деятельности государства. Непосредственно связаны с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

1. Основная внешняя функция – оборонная. Т.е. направление деятельности государства, нацеленное на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства.

2. Сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем, деятельность государства, направленная на налаживание связей с другими государствами по наиболее взаимоважным вопросам.

 

Право.

Право было делегировано на основании воли государства.

Основными причинами появления права: прирост население, увеличение числа правил. Изначально появление право настолько поразило людей, что праву стали приписывать божественное происхождение: «изобретение и дар богов».

Изначально правовые нормы были достаточно суровыми по своей сути. Изначально уголовное право составляло главное содержание юридических памятников (например, «Русская правда»). Уголовное право в последствии стало не основным (сейчас преобладают нормы гражданского и государственного права).

Основные теории, объясняющие происхождение права.

Нормативиская теория. Представитель Кельзен. Право представляет собой некую иерархию норм, которую можно представит виде лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется. Нормативисты отождествляют право с законом.

Право – это возведенное в закон воля господствующего класса.

Социологическая теория, возникла в 18 веке. Сущность данной теории заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребности общества, иными словами: суды и органы исполнительной власти сами устанавливают право. Как следствие, появляется недоверие к закону. Согласно данной теории, закон – это собрание волевых, далеко не всегда обоснованных и справедливых, норм. Следовательно, сторонники данной теории, когда рассматривали право искали право не в законах, а в жизни. «Главное не буква, а дух закона». Считали высшим благом не формальную законность, а благо и справедливость.

Психологическая теория. Рассматривает право как психологическое явление. Нельзя создавать законы без учета социальной психологии индивида и психологический подход представляет собой попытку государства почувствовать переживания конкретного индивида при принятии закона или того или иного нормативного акта.

Теория естественного права. Существуют высшие, независимые от государства нормы и принципы. Право на жизнь.

Классовая теория. Сторонники Ленин, Маркс. Основные черты: формальное равенство, всеобщность, свобода, справедливость.

Признаки права.

1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссов.

2. Право есть мера масштаба свободы и поведения человека.

3. Право обеспечивается госвластью.

4. Право – это нормативность (характерен для российского права), т.е. нормативность стьь исходное и основополагающее свойство права.

5. Право не тождественно закону. Понятие права шире.

29.11.11

Функции права.

Функции права - это основные направления воздействия на общественные отношения.

Две основные функции права.

1. Регулятивная. Регулирование путем закрепления в нормативно правовых актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, установление правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний.

2. Охранительная. Обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств. Эта функция осуществляется путем запрета совершать общественно опасные деяния и применение юридических санкций к виновным в правонарушении.

Норма права.

На сегодняшний день в РФ насчитывается около 2000000 норм права

Норма права – правило образец поведения.

В норме права выстраивается модель поведения.

Элементы нормы права.

1. Гипотеза. Указывает на те условия при которых должно устанавливаться правило. Нормы пенсионного права указывают назначение пенсии по старости.

2. Диспозиция. Нома права устанавливает само правило поведения. Норма семейного права обязывает родителей заботиться о здоровье детей и т.д.

3. Санкции. Нома права устанавливает те принудительные меры воздействия, которые госорганы способны применить к нарушителю данного правила. Бывают:

3.1. дисциплинарного;

3.2. административного (административный штраф);

3.3. уголовного.

Другими словами норма права устанавливает:

1. кто и когда ее должен исполнят и при наступлении каких условий – гипотеза;

2. в чем должно состоять ее исполнение – диспозиция;

3. каковы последствия неисполнения норм – санкция.

Далеко не каждая норма права содержит полную структуру, состоящая из трех элементов. В Конституции РФ нормы содержат 1-2 элемента.

Правовая норма определяет поведение людей, регулирует вид деятельности посредством предоставления им субъективных прав, либо закрепление за ними обязанностей. Будучи обнародованным, правовая норма имеет государственно властный характер, т.е. она обязательна для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, госорганами, общественными организациями и т.д.

Отличия нормативно-правового акта от правового акта.

1. Нормативно-правовой акт. Его действие распространяется на каждого субъекта права, например Конституция РФ.

2. Нормативный акт. Распространяет действие на конкретных лиц, указанных в конкретном этом акте, например, указ президента о награждении каких-либо лиц, закон о полиции и т.д.

Наиболее важные нормы закреплены в законах, другие правовые нормы закреплены в иных нормативных актах: указах президента, постановлениях правительства и т.д. Для нормы права характерна неоднократность применения. Может быть обращена к неопределенному числу лиц, т.е. всем тем, кто в данный момент представляет собой или может стать в будущем участником отношений, которые регулируют данной нормой права.

Классификации правовых норм. Можно подразделить на виды.

1. Нормоуправомочивающие. Номы разрешения. Устанавливающие что делать можно. Близкие к диспозитивным нормам – нормам разрешениям.

2. Нормообязывающие. Нормы, содержащие предписание что нужно делать.

3. Номозапрещающие. Императивные. Нормы запреты, устанавливают, что делать нельзя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: