Итоговая диагностика сформированности познавательно интереса у детей старшего дошкольного возраста




 

В процессе работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, используя в обучении экспериментирование, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились.

При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.

Для того чтобы выявить предпочитаемый вид деятельности использовали методику «Маленький исследователь». Результаты исследования предпочитаемого вида деятельности показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:

 

Виды деятельности

  Количество баллов (в% соотношении)
На начало эксперимента На конец эксперимента
Экспериментирование 15% 39%
Чтение книги 20% 23%
Изодеятельность 25% 22%
Игровая 40% 16%

 

Таким образом, по результатам представленным в сводной таблице мы видим, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования (в 2,5 раза). Экспериментирование, как вид деятельности, стал для детей одним из любимых (Приложение 1).

Познавательная деятельность в процессе экспериментирования каждого ребенка оценивались по следующим показателям (по десятибалльной системе):

- положительное отношение к экспериментированию;

- проявление инициативы, самостоятельности;

- исследовательские умения;

- проявление любознательности;

- умения задавать вопросы;

Данные показывают, что после проведения формирующего эксперимента уровень познавательной активности повысился.

Для выявления уровня знаний предметов и объектов неживой природы по окончании формирующего эксперимента, нами были составлены вопросы в соответствии с разделами программы по детскому экспериментированию. Результаты оценивались на основании показателей уровня овладения детьми программой «Детство» по разделу: «Предметный мир» и показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, предложенной авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л. Н.

1. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. Д.) – покажи.

2. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. Д.) – покажи.

3. Сравни свойства песка, глины, почвы.

4. Расскажи о свойствах магнита.

5. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.

6. Сравни свойство дерево и железо, их назначение.

9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Обсуждение результатов

 

Результаты уровня овладения детьми программой «Детство» по разделу: «Предметный мир» и показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, предложенной авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н.

Высокий уровень: Ребёнок составляет развёрнутый рассказ на вопрос воспитателя. Ответ полный со всеми пояснениями, хорошо проводит сравнительный анализ между свойствами предметов. Знает назначение предметов и объектов окружающего. Видят 2-3 звена причинно следственных связей. Могут подтвердить свои ответы опытом или рассказом как его провести.

Средний уровень: дети составляют рассказ с помощью наводящих вопросов. Знают несколько свойств и назначений предметов и объектов действительности. При сравнении объектов находят в большинстве только различия. Видят 1-2 звена причинно-следственных связей. Затрудняются подтвердить свои ответы практическим способом.

Низкий уровень: Ребенок составляет короткий рассказ с помощью воспитателя. Знают небольшое количество свойств и назначений предметов и объектов действительности. Затрудняются провести сравнительный анализ между свойствами предметов. Понимают простейшие одночленные причинно-следственные связи. Не могут практически подтвердить свои высказывания.

Высокий уровень – 40%

Средний уровень – 60 %

Низкий уровень – 0

Мы увидели, что у детей имеются широкие представления о свойствах и качествах различных материалов и их назначении.

Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

· повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

· речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

· личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими);

· знания детей о неживой природе.


Заключение

 

В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе степенью овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, он не всегда понимает проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, поставленная перед нами цель исследования,теоретически обоснована и практически проверена эффективностью использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе. Мы успешно справились с поставленными задачами в изучении психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, провели диагностику на выявление уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, составили комплекс занятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с объектами окружающей природы и провести итоговую диагностику.

Наша гипотеза исследования подтвердилась и полностью доказана, что если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе.

 


Список литературы

 

1. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 – 8 лет. [Текст] / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007 – № 4 – с. 45 – 55.

2. Баранова Э.А Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М.: «Речь», 2005, 128 с.

3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч. П. Лакоценин С.С., 2006.

4. Возрастная и педагогическая психология. Издательство ОГПУ 2004г.

5. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский − М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. − 108с.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович – СПб.: «Детство-Пресс», 2006 – 244 с.

7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2005.

8. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. – 2003 – № 3 – с. 15 – 17.

9. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребёнка при подготовке его к обучению в школе. // Начальная школа. 2002 – № 6 – с. 50 – 55.

10. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

11. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития).

12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М.:Сфера,2004

13. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. // Под ред. Л.Г. Нисканен. – М.: «Академия». 2002. – 208 с.

14. Калинина Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. // Школьный психолог. – 2004. - № 1. – с. 22 – 24.

15. Карабанова, О.А. Возрастная психология [Текст]/ О. А. Карабанова − М.: Айрис пресс, 2005. − 240с.

16. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 – № 8 – с. 29 – 33.

17. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4

18. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

19. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. Дис. К. п. н. – Барнаул, 2000.

20. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. Общество России, 2003

21. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.

22. Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание. 2004 – № 8 – с. 17 – 19.

23. «Мы». Программа экологического образования детей /Кондратьева Н.Н. – СПб: «Детство пресс», 2000.

24. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы д/с: пособие для воспитателя ДОУ/ Николаева С.Н. – М.: Просвещение, 2002.

25. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернёрам. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004.

26. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп д/с. – М.: Просвещение, 2004.

27. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

28. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005.

29. Никонова Н. Лаборатория природы. // Дошкольное воспитание. 2004 – № 7 – с. 28 – 31.

30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

31. Общая психология: Учебник / под ред. Карпова А.В. – М.: Гардарики, 2002, стр. 183.

32. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2005.

33. Паршукова И.П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. [Текст] / И.Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. – 2006 – № 1 – с. 19 – 23.

34. Педагогический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Б.М Бим – Бад; Ред кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. – 528 с.

35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. завед. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2002, стр. 215.

36. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / под ред. Прохоровой Л.Н. – Владимир, ВОИУУ, 2001.

37. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

38. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

39. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание.- 2005 - № 12 - с. 3 – 11.

40. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – CПб.: 2004.

41. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2005.

42. Семёнов И.Н. Тенденция психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.

43. Сидорук Г.Н. О формировании познавательной активности у детей дошкольного возраста. [Текст] / Г.Н. Сидорук. // Педагогическое образование и наука. – 2006. – № 3 – с. 31 – 33.

44. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 7 – с. 21 – 27.

45. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

46. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. 2001 – № 7 – с.32 – 34.

47. Чехонина О. Эксперименты как основной вид поисковой деятельности. / О. Чехонина. // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 6. – стр. 13 – 16.

48. Шумакова, Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности дошкольников/ Под ред. Матюшкина А. М. [Текст] / Шумакова Н. Б. М.: Педагогика,2001.

49. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2004.

50. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей [Текст] / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. 2008 №2.

 


 

Приложения

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: