Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.
Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
· построение детерминированной модели путем логического анализа;
· наличие полной (жесткой) связи между показателями;
· невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
· изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.
Различают четыре типа детерминированных моделей:
Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей.
К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.
|
Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой
Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации
где Ч - среднесписочная численность работников;
CB - средняя выработка на одного работника.
Кратные модели:
Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:
где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.
Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:
Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.
Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.
Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.
Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число.
Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.
Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:
· место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
· модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
· при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.
|
Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.
Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.
В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:
Общее изменение Dу=у1–у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов.
Рассмотрим пример:
|
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа
Показатели | Условные обозначения | Базисные значения (0) | Фактические значения (1) | Изменение | |
Абсолютное (+,-) | Относительное (%) | ||||
Объем товарной продукции, тыс. руб. | ТП | +480 | 116,40 | ||
Количество работников, чел | Ч | +5 | 125,00 | ||
Выработка на одного работающего, Тыс. руб. | СВ | -10 | 93,15 |
Анализ влияния на объем товарной продукции количества работников и их выработки проведем описанным выше способом на основе данных табл.2. Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели.
Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:
Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий показатель. Таким образом, на изменение объема товарной продукции положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 730 тыс. руб. и отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.
Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов.
Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки:
· при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов;
· если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.
Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).
Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).
Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:
Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.
Для мультипликативных моделей типа у = а . в . с методика анализа следующая:
· находят относительное отклонение каждого факторного показателя:
· определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора
Пример. Воспользовавшись данными табл. 2, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:
Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:
Результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущего способа.
Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.
Рассмотрим возможность использования основных методов детерминированного анализа, обобщив вышеизложенное в виде матрицы (табл.3).
Таблица 3
Матрица применения способов детерминированного факторного анализа
Модели Способы | Мультипликативные | Аддитивные | Кратные | Смешанные |
Цепной подстановки | + | + | + | + |
Абсолютных разниц | + | - | + | - |
Относительных разниц | + | - | - | |
Интегральный | + | - | + |
1.3. Стандартизация системы финансово хозяйственного планирования на предприятии.
Опыт ЦБА по реализации консалтинговых проектов на различных предприятиях позволяет сделать следующие выводы. С одной стороны, система планирования финансово-хозяйственной деятельности в той или иной степени ее совершенства присутствует на каждом предприятии. С другой стороны, ни на одном из предприятий нам не приходилось встречать систему планирования, адекватную особенностям деятельности данного предприятия и полностью выполняющую возложенные на нее функции.
По моему мнению, типичные недостатки существующих систем планирования можно классифицировать по следующим группам:
1. Методологические. Относятся к нерациональной технологии планирования, т.е. перечню используемых планов (бюджетов) и последовательности их составления, отсутствию методик прогнозирования, анализа, принятия решений.
2. Организационные. Выражаются в слабом взаимодействии между собой и отсутствии четко обозначенных функций каждого участника процесса планирования. Как правило, эти недостатки являются следствием отсутствия внутренних нормативных документов, регламентирующие ведение планирования.
3. Технические. Проявляются в недостаточной обеспеченности участников процесса планирования техническими средствами и программными продуктами для накопления и обмена информацией, моделирования хозяйственных ситуаций, анализа, прогнозирования и собственно составления планов.
Как следствие, указанные недостатки не позволяют в полной мере существующим системам планирования выполнять следующие задачи:
обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия;
повышение эффективности использования ресурсов предприятия;
обеспечение координации деятельности и обеспечение взаимосвязи между интересами отдельных подразделений и предприятия в целом;
прогнозирование, анализ, оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия и повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Таким образом, в качестве главной задачи проекта стандартизации системы планирования следует выделить создание группы внутренних нормативных документов (под общим названием «Положение о системе планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий Холдинга»), регламентирующих методологические, организационные и технические аспекты процесса планирования.
Возможная реализация Проекта предполагает проведение следующих этапов:
1. Экспертиза существующей на предприятиях Холдинга системы планирования на предмет ее адекватности особенностям финансово-хозяйственной деятельности и степени выполнения предписанных ей функций. Ревизия существующих нормативных документов, регламентирующих ведение планирования. Подготовка экспертного заключения.
2. Подготовка рекомендаций по совершенствованию системы планирования. Особой частью данных рекомендаций должен стать предлагаемый перечень внутренних нормативных документов в рамках создания «Положения о системе планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий Холдинга».
3. Разработка внутренних нормативных документов совместно с сотрудниками Холдинга, обучение практике работы с ними.
Принципиальные подходы к созданию внутренних нормативных документов, регулирующих ведение планирования.
«Положение о системе планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий Холдинга» (как совокупность документов, регламентирующих процесс планирования) включает в себя следующие категории документов:
стандарты;
классификаторы и справочники;
инструкции и операционные карты.
По нашему мнению, основные требования к создаваемым документам можно сформулировать следующим образом:
минимальная трудоемкость создания и последующей актуализации документов;
удобство работы с документами будущих пользователей.
Для соблюдения данных требований предполагается:
- во-первых, в максимальной степени учесть и использовать те документы, которые уже созданы и существуют на предприятиях Холдинга. С этой целью, как было отмечено выше, на этапе экспертизы предполагается осуществить ревизию существующих документов;
-во-вторых, использовать при разработке документов (в первую очередь стандартов) уже упоминавшейся нами ранее принцип «от общего к частному» и разрабатывать документы по древовидной схеме.
Конкретная схема будет предложена после выполнения первого этапа Проекта (экспертизы).
- в-третьих, использовать главное преимущество реализуемой нами концепции построения СВНР (системы внутреннего нормативного регулирования) предприятия - системность, проявляющуюся, в том числе, в универсальности, многократности использования отдельных документов для различных аспектов управления предприятием.
«Положение о системе планирования», как совокупность документов, должно отражать следующие существенные моменты:
1. Технологию планирования:
определять конечную цель планирования - какой из бюджетов должен получиться на выходе;
определять виды основных и вспомогательных планов (бюджетов), которые предполагается составлять в процессе планирования;
определять последовательность составления планов;
определять набор основных и вспомогательных бюджетов для центров финансовой ответственности (структурных единиц).
2. Форматы бюджетов.
Определять набор показателей для каждого бюджета и степень их детализации.
3. Регламент планирования:
определять бюджетный период, т.е. временной горизонт планирования;
определять участников процесса планирования (структурные единицы и отдельные исполнители);
определять функции, полномочия и ответственность участников процесса планирования;
определять регламент разработки, предоставления, согласования и утверждения форм бюджетов участниками процесса планирования;
определять процедуру оценки исполнения бюджета, анализа причин отклонений фактических и плановых величин.
В целом, по нашему мнению, предложенные к реализации Проекта подходы позволят:
Учесть сложившуюся на предприятиях Холдинга положительную практику управления;
С минимальными затратами повысить эффективность существующей Системы планирования;
Обеспечить связь Системы планирования с другими системами (подсистемами) управления Холдингом.