РЕАКЦИИ, ДЕЙСТВИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




По общей, экспериментальной и прикладной психологии

Под редакцией доктора психологических наук А. А. Крылова и кандидата психологических наук С. А. Маничева

Издание 2-е, дополненное и переработанное

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению

и специальности «Психология»

ИЗДАТЕЛЬСТВО С -ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 2000

 

ПСИХОМОТОРИКА:

ДВИЖЕНИЯ, ПРОИЗВОЛЬНЫЕ

РЕАКЦИИ, ДЕЙСТВИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского фи­зиолога И. М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Это изменило и бытовавшее до него представление об исполнительной функции двигательных центров коры, называвшихся психомоторными. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализа­тора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека. Таким образом, выяви­лась психодиагностическая значимость показателей психомоторики, кото­рые могут быть определены в различных проявлениях двигательной актив­ности человека как субъекта деятельности.

Исследование особенностей целостного психомоторного развития чело­века представляет особый интерес в связи с тем, что в моторной организа­ции человека, в его поведении, деятельности, речи отражается практически вся его характеристика и как индивида, и как личности, и как субъекта дея­тельности при всей его неповторимой индивидуальности. Попытки целост­ного понимания человека через характеристики поведения предпринима­лись давно, но начало подлинно научных исследований было положено за­мечательными работами Сеченова. Именно он впервые связал двигательные функции с функциями высших отделов центральной нервной системы. Гово­ря о рефлекторной природе всех непроизвольных и произвольных движений, Сеченов придавал большое значение изучению многообразных импульсов, поступающих в органы чувств, однако отмечая при этом, что сущность пре­вращений их известна крайне мало. В то же время он подчеркивал, что «нервная система представляет собрание разнообразных регуляторов деятель­ности»1.

Быстрота и точность реагирования на внешний сигнал (стимул) являют­ся первыми психомоторными характеристиками человека, подвергшимися систематическому исследованию. Это произошло еще в начале XIX в. и было обусловлено развитием науки, в частности астрономических наблюдений, требовавших большой точности и необходимости учитывать погрешность измерений, вносимую самим человеком-наблюдателем при совмещении ви­зира с наблюдаемым небесным телом. Поскольку определенный двигатель­ный ответ на тот или иной сигнал является составляющим элементом почти любой трудовой деятельности, то изучение времени и точности произволь­ной реакции в дальнейшем стало широко осуществляться в интересах реше­ния и многих других прикладных проблем.

Произвольная реакция по заданной инструкции развертывается во вре­мени как процесс взаимодействия различных функциональных систем, обес­печивающих отражение реальной ситуации и воздействие на нее.

Схема это­го процесса может быть представлена следующим образом:

— воздействие стимула на рецептор, которое вызывает формирование нерв­ного сигнала,

— передача нервного сигнала в корковые центры анализатора,

— оценка ситуации и принятие решения, передача команд двигательным центрам коры,

— передача нервного сигнала мышцам и — как результат всего процесса — собственно движение.

Следует отметить, что в лабораторных условиях развертыванию указан­ных составляющих процесса произвольного реагирования предшествует знакомство испытуемого с инструкцией и различными предупреждающими сигналами, что приводит к повышению уровня готовности всех его функцио­нальных систем. Следует иметь в виду также, что уровень готовности суще­ственно зависит от возможности человека предвосхищать (антиципировать) момент появления сигнала за счет его способностей достаточно точно оце­нивать те или иные отрезки времени. Наконец, при анализе показателей про­извольных реакций следует учитывать, что они в той или иной мере обуслов­лены контрольными процессами, осуществляющимися на всех уровнях фун­кциональных систем, включая перцептивный и логический и контроль ре­зультата действия.

В качестве показателей произвольной реакции обычно используют вре­мя реакции и точность ответа.

Под временем реакции понимается время от выдачи сигнала до оконча­ния ответного действия 2, что может быть выражено следующей формулой:

где Т — время реакции; tnn — время сенсорно-перцептивного процесса; tn — время оценки и принятия решения и t д — время двигательного от­вета. Очевидно, что время реакции зависит как от состояния отдельных функциональных систем, так и от внешних условий, которые определяют параметры деятельности функциональных систем. Конструируя эти усло­вия в эксперименте, можно получить данные о зависимости времени реак­ции от различных факторов (например, от силы стимула-сигнала, от логи­ческой сложности задания, от трудности выполнения двигательного отве­та и т. п.). ' Сеченов И. М. Избранные труды. М., 1952. С. 21.

2 Нередко этот показатель реакции называют не совсем точно скоростью реакции и вместо термина «время реакции» используют термин «латентный период», под которым, строго говоря, надо понимать время от момента воздействия на рецептор до начала от­ветного движения.

 

Если рассматривать показатель точности реагирования, то он может от­ражать разные характеристики реагирования. С одной стороны, этот пока­затель может характеризоваться скоростью реагирования, исходя из того, насколько соответствует время реакции заданным по условию эксперимен­та пределам, а с другой — соответствием моментов появления сигнала и на­чала ответа (преждевременные и запаздывающие реакции) и соответствием тех или иных характеристик ответа (по инструкции) и сигнала.

Исследование произвольных реакций в настоящее время стало непремен­ной составляющей психодиагностики. Его данные стали широко использо­ваться для объяснения механизмов и структуры разных видов деятельности людей.

В структуре деятельности особо выделяется действие. Действием на­зывается относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Являясь структурным эле­ментом деятельности, оно реализуется в движениях и действиях, характе­ризующих человека как субъекта труда, и в поступках, характеризующих его как субъекта общения. Операция, в отличие от действия, является эле­ментом технологического процесса. Выполняться она может посредством одного или нескольких действий в соответствии с требованиями техноло­гии. Выполнение технологической операции требует от человека не толь­ко сложного двигательного акта, но и согласования последнего со слож­ной пространственной структурой поля, в котором происходит это дей­ствие, а также приспособления своего двигательного акта к специфичес­кому инструменту, с помощью которого он выполняет производственную операцию. В роли такого регулятора целостного действия, обеспечиваю­щего его адекватность предмету, орудиям и условиям труда, выступает оперативный образ. Все действия выражаются в движениях, хотя, безус­ловно, невозможно понимание действия как простой суммы движений. В структуре самих движений могут быть выделены макродвижения и мик­родвижения.

Рассматривая структуру человека как субъекта деятельности, Б. Г. Ана­ньев выделил четыре уровня активности:

1) уровень целостной деятельно­сти как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества;

2) уровень от­дельного акта деятельности (действия);

3) уровень макродвижений, из кото­рых строятся действия;

4) уровень микродвижений, из которых строятся макродвижения.

Первые два уровня являются молярными, вторые два — молекулярны­ми. Молярные уровни рассматриваются в системе связей «субъект—лич­ность». Молекулярные уровни развиваются соответственно природным свойствам человека и могут быть поняты в системе связей «субъект—ин­дивид». Микродвижения, как указывает Ананьев, не являются самым низ­шим и общим уровнем активности. В основе микродвижений разных ти­пов лежит спонтанная двигательная активность (автоколебания мышечно-двигательных, речедвигательных, сосудодвигательных систем с обрат­ной связью), определяемая энергетическими процессами организма и пре­образуемая под влиянием информационных потоков деятельности.

Ананьев писал: «Взаимопереплетение энергетических и информацион­ных потоков в человеческой активности составляет одну из важнейших пси­хофизиологических проблем деятельности» [2, с. 249]. Выделенные Б. Г. Ананьевым уровни двигательной активности могут быть соотнесены с уров­нями построения движений по Н. А. Бернштейну.

Практическая значимость изучения методов многоуровневых и много­гранных проявлений психомоторики определяется ее местом в структуре целостной организации человека — субъекта труда, познания и общения, а также условиями его существования и требованиями, предъявляемыми конкретными видами деятельности. Двигательные характеристики включе­ны во все виды деятельности человека и свидетельствуют о его реальных ресурсах и резервах.

Данные возрастного развития психомоторики являются базой построе­ния системы педагогического воздействия, в основе которой лежит принцип единства физического, умственного и нравственного воспитания и развития. Эти данные необходимы для определения отклонений от нормы и широко используются медицинской психологией, дефектологией, патопсихологией и нейропсихологией при диагностике нарушений нормальной жизнедеятель­ности.

Важнейшим видом деятельности на всех этапах исторического разви­тия была и остается трудовая деятельность. В процессе труда у человека фактически сложились две системы анализаторов, соединенные познотонической организацией в единую систему, — это система опорно-двига­тельного аппарата и система рабочих движений рук. Кроме того, из двига­тельного анализатора выделился речедвигательный, также интимно связан­ный с общедвигательными кинестетическими функциями. В соответствии с характером труда у человека выделяются ведущие двигательные качества, являющиеся условием успешного выполнения им того или иного вида дея­тельности. Деятельность спортивная, хореографическая, равно как и мно­гие еще сохраняющиеся виды производственной деятельности, требует изучения крупных двигательных систем рук и опорно-двигательного аппарата и их взаимодействия в соответствии со смысловым содержанием деятель­ности.

В результате технического прогресса по мере автоматизации произ­водства неквалифицированный труд исчезает, но физический сохраняется. Таким трудом является сенсомоторная деятельность и одним из основных факторов регуляции трудовых действий и отдельных рабочих движений — пространственная ориентировка. В условиях автоматизированного произ­водства появляются качественно новые формы профессий: наладчиков, ре­гулировщиков, операторов и др. Переход к выборочному контролю за осу­ществлением движений связан с возрастанием роли сенсорных синтезов, с помощью которых осуществляются ускорение и уточнение движений. На смену традиционным исследованиям движений приходят различные мето­ды микроструктурного анализа рабочих движений, реализуемых кистями рук и их пальцами.

Тончайшая сенсомоторная деятельность потребовала знаний методов по исследованию пороговых величин (абсолютных и разностных) во всех важ­нейших системах сенсомоторной организации человека. Более чем когда-либо встал вопрос о выявлении и изучении механизмов, обеспечивающих высочайшую точность действий человека в условиях строгого дефицита вре­мени, и систем, участвующих в ее реализации.

Учитывая сложность многоуровневой организации разных двигательных систем человека, отбор экспериментальных методик для данного раздела «Практикума» был произведен таким образом, чтобы отразить по возможно­сти разные уровни регуляции двигательных актов со стороны центральной нервной системы. Исходя из слов Б. Г. Ананьева, что «одни и те же функции, включаясь в исторически сложившиеся структуры деятельности, произво­дят различные комплексы движений и действий» [2, с. 248], мы ставили пе­ред собой задачу показать обучающимся на примере конкретных видов дей­ствий и деятельности, как можно выявить это преобразование одних и тех же функций в структуре взаимодействия иерархического управления дви­жениями разных уровней: целостной деятельности, отдельных действий, макро- и микродвижений и тремора.

Выше приведена схема методов изучения психомоторики, соотношения уровней и принципов изучения психомоторной организации человека, пред­ставленных в разделе «Психомоторика». Завершает раздел о психомотори­ке методика составления моторного профиля. Эта методика требует обоб­щения многогранных данных, полученных по ходу выполнения заданий в результате овладения студентами интерпретационным методом. Составле­ние моторного профиля предусматривает как необходимое условие интерпретацию всего материала, полученного при отработке заданий данного раз­дела. При этом особое внимание следует уделить анализу взаимосвязей в структуре многоуровневой психомоторной организации как важной части психографического изучения человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: