Василий Иванович Водовозов




Воспитание в семье Ульяновых

 

«Дружной, спаянной была наша семья, семейная

обстановка и условия воспитания были очень

благоприятны для развития ума и характера детей»

А.И.Ульянова – Елизарова

«Если вы хотите воспитать вполне человека,

то более всего пробудите в нём чувство любви и братства…

развейте всеми от вас зависящими средствами любовь к добру…

внушая сильнейшееотвращение ко всякому насилию,

угнетению, обману,несправедливости»

Василий Иванович Водовозов

ученый –педагог,

методист начальной школы сер. XIX века

Родители В.И.(Ульянова) Ленина были передовыми представителями разночинной интеллигенции 60-х годов, воспитанные на идеях Н.А. Добролюбова, Н.А.Некрасова,

Н.Г.Чернышевского, на гуманистических идеях русской педагогики. Демократ по происхождению (внук бывшего крепостного) и по убеждениям, он считал целью народного просвещения – пробуждение в народе чувства человеческого достоинства. И.Н.Ульянов был, прежде всего, педагог-народник. Он воспитывал в детях бескорыстную любовь к родине, любовь к родной природе, уважение к представителям нерусского населения России, воспитывал нравственного, разумного человека.

Из гимназического сочинения старшего сына - Александра Ульянова «Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству»(1881г.): «Чтобы быть полезным обществу, человек должен быть приучен к настойчивому труду, а чтобы труд его приносил сколь возможно большие результаты, для этого человеку нужны ум и знание своего дела… Честный и правильный взгляд на свои обязанности по отношению к окружающим людям должны быть воспитаны в человеке с ранней молодости…».

Идея общественной пользы, воспитание гражданина полезного стране – главное в воспитании. Н.Г.Чернышевский считал, что без мысли об общественных делах человеку остается «хлопотливая сумятица отдельных личностей с личностными узенькими заботами о своём кармане, о своём брюшке или о своих забавах».

Подвижническая просветительская работа отца наполняла жизнь семьи особым содержанием. Как педагог И.Н.Ульянов придавал огромное значение личности педагога: «Школьный порядок держится не страхом наказания, но авторитетом преподавателя, умением его правильно занять детей, способности его владеть их духовным настроением, словом, силою постоянного, глубокого, нравственного влияния на детей» Именно такой нравственный пример имели дети Ульяновы в лице своих родителей.

Ученик И.Н.Ульянова М.А.Корякин характеризовал своего учителя: «Добрая, всепрощающая и любящая душа» А.И.Ульянова – Елизарова, старшая дочь Ульяновых, вспоминала: «Не было между родителями, жившими очень дружно, споров или разногласий в вопросах воспитания, что действует всегда так вредно на детей. Всякие сомнения на этот счёт обсуждались ими обычно наедине, и дети видели всегда перед собой «единый фронт». Чувствуя искреннюю любовь, видя, что их интересы всегда на первом плане у родителей, дети и сами приучались отвечать тем же. Дружной и спаянной была наша семья».

Мать, Мария Александровна, пользовалась в семье особым авторитетом. «Это была удивительно гармоничная и цельная натура. С большой твердостью и силой характера… она соединяла кротость и чуткость, а с глубиной душевных переживаний – ровный, приветливый и весёлый нрав, покорявший обычно всех… тем больше покоряла она своих детей, в которых вкладывала силы, которых окружала самоотверженной любовью без баловства и потаканий, внимательном и чутком надзором без излишнего стеснения их свободы». Её любовь к детям была разумной и деятельной. Она получила домашнее образование. Её отец Александр Дмитриевич Бланк будучи врачом, вышел в отставку с небогатой пенсией и не мог определить дочерей в престижные благородные заведения. Однако, Мария Александровна была блестяще образована – знала европейские языки, знала практически все предметы гимназического курса, играла превосходно на рояле, пела по нотам, владела навыками кройки и шитья и сама обшивала своих детей. Она была гармонично развитой личностью и до старости сохранила ясность мысли и интерес к жизни.

В доме Ульяновых существовал особый, благоприятный для развития детей уклад жизни, особые семейные традиции, добрые привычки, обычаи, которые потом дети перенесут в свои семьи. Традиции укрепляют семью, роднят, порождают общность интересов. Например, все дети непременно помогали в сборах отца в командировки, они знали, что отец может пробыть там и месяц и два. Значит, надо собрать все, что понадобится в дороге. Традицией стали подробные рассказы отца о своих поездках. Дочь Мария Ильинична вспоминала: «Огромным фактором в воспитании было то, что отец являлся не чиновником, как подавляющее большинство служащих того времени, а идейным работником, не жалевшим трудов и сил на борьбу за свои идеалы. Дети, не видя его часто по неделям во время его разъездов, рано научились понимать, что дело – это нечто высшее, чему всё приносится в жертву. Его оживленные рассказы об успехах строительства в его деле, о новых школах, возникавших по деревням, о борьбе, которой это стоило, и с верхами (власть имущими, помещиками), и с низами (темнотой и предрассудками массы), живо впитывались детьми». Была традиция обмениваться мыслями и впечатлениями каждый деньпри встрече вечером за столом. Общие думы, суждения, радости и тревоги, горячие споры, а порой дружный смех, взаимные рассказы о труде, об учении и жизни. Мать и отец всегда терпеливо выслушивали детские суждения и принимали близкое участие во всех их делах.

Прекрасной традицией были детские подарки родителям к дням именин и по другим праздникам. Подарки готовились секретно, чтобы порадовать родителей своей неожиданностью. Подарки делали дети своими руками с душой и выдумкой. Вышитая «крестиком» подушка – думка, выпиленные лобзиком рамочки для портретов, или просто атласный конверт с аккуратно переписанными любимыми стихами отца.

В семье Ульяновых была традиция празднования Рождества. Устраивали обычно две елки. Первая елка зажигалась только для семьи, без приглашения гостей, и на ней не родители делали подарки детям, а, наоборот, дети – родителям. Все елочные украшения изготовлялись детьми под руководством матери, Марии Александровны. Новогодняя елка была коллективным созданием.

В памяти всех братьев и сестер остался очень добрый обычай – летние чаепитияв беседке. Мария Александровна сумела превратить чаепитие в прекрасную семейную традицию. В семье было немало традиций. Это и прогулки всей семьей за город, когда читали стихи, пели песни на слова Некрасова, Плещеева, Рылеева.

Это и совместные чтения, общий труд, игры.Была прекрасная традиция устраиватьмузыкальные вечера, где обсуждали музыкальные произведения, играли на рояле, пели.

Музыку в семье любили все. Эстетическим воспитанием детей занималась Мария Александровна, и она терпеливо обучала нотам и пению всех своих детей. Владимир Ильич очень любил петь «Свадьбу» А.С.Даргомыжского, «Чудные глазки» на слова Г.Гейне, арию Валентина из оперы «Фауст».

Семейной традицией стал выпуск детьми рукописного журнала «Субботник»,

главным редактором и художником, которого был старший брат Александр. Все дети писали в журнал свои заметки, стихи, рисунки. «Субботник» читали и обсуждали всей семьей. Причем, у каждого автора был свой псевдоним. Володя был «Кубышкин», а сестричка Оля – «Обезьянков». «В доме Ульяновых, - вспоминал П.Н. Лепешинский, - царил дух взаимного доверия, любви и уважения к свободе друг друга. Не было ни споров из-за будничных интересов текущего дня, ни дрязг, столь обычных в обывательской среде, ни конкуренции из-за личных благ жизни. В этом смысле семья… представляла положительно аристократию духа».

Добрые плоды хорошо продуманного домашнего воспитания благотворно сказались на учебе детей в гимназии. Старшая Анна получает большую серебряную медаль за окончание Мариинской женской гимназии. В советское время она выступит как организатор и педагог в работе с беспризорными детьми, в организации детских домов, трудовых колоний для малолетних правонарушителей, подаст идею создания семейных детских домов.

Успехи в учебе Саши, Володи и Ольги отмечены были золотыми медалями. Александр Ульянов в 1886 году был удостоен второй золотой медали за научную работу в Петербургском университете, перед ним открывалось будущее русского ученого-естественника. Но когда встал жесткий выбор – профессорское будущее или борьба за свободу угнетенного самодержавием народа, он выбирает второе. И за эту свободу он в 21 год отдаст жизнь. Младший сын Ульяновых Дмитрий успешно выучился на врача и, в дальнейшем, встанет у истоков создания советской системы здравоохранения. Мария, самая младшая дочь Ульяновых, окончит высшие женские курсы в Москве, затем, получит диплом учителя французского языка в Сорбонском университете, а в советское время будет ответственным секретарем рабочей газеты «Правда». В 30- е годы Мария Ульянова будет работать в ЦК ВКП (б) с письмами от рабочих и крестьян. Благодаря именно Марии и Анне Ульяновым в 1928 году был открыт первый ленинский музей в Ульяновске.

В.Г.Белинский писал, что вся жизнь отца и матери, всякий поступок их должен быть примером для детей и основой взаимных отношений родителей к детям должна быть любовь к истине. Илья Николаевич Ульянов – яркий представитель демократической интеллигенции 60-х годов XIX века, педагог – народник, любил повторять строки поэта-петрашевца А.Н.Плещеева:

 

Любовью к истине святой

В тебе, я знаю, сердце бьется

И верю, тотчас отзовется

На неподкупный голос мой…

 

По духу братья мы с тобой,

Мы в избавленье верим оба,

И будем мы питать до гроба

Вражду к бичам страны родной.

 

2009 г., сентябрь

 

Заведующая музеем

Квартира-музей В.И.Ленина М.Ю.Субина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: