Занятие по этой теме обычно проводятся в составеотделения (взвода) под руководством командира. Построив взвод (роту) в одну шеренгу, командир выводит из строя отделение и, поставив его в одну шеренгу перед строем, объявляет тему и содержание занятия, дает определение элементам строя.
Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Командир предлагает одному-двум обучаемым повторить определение строя, затем приступает к определению его элементов.
Шеренга — строи, в котором военнослужащие (обучаемые) размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Указав на строй, командир говорит: «Строй, в котором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего рассказывает, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной стороне строя, интервалу и ширине строя.
Фланг - правая и левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие (обучаемые) обращены лицом.
Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.
Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (обучаемыми), подразделениями и частями.
Командиру необходимо подчеркнуть, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся солдаты, интервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.
Ширина строя — расстояние между флангами.
После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир перестраивает отделение в двух шереножный строй и дает его определение.
В двухшереножном строю военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки).
|
Командир предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытянув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего. В двухшереножном строю шеренги называются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.
Ряд – два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд должен быть полным.
Командир поясняет, что при повороте двухшереножного строя кругом тот, кто находится в неполном ряду, переходит в стоящую впереди шеренгу. Следует подчеркнуть также, что если в строю менее четырех человек, то они строятся только в одну шеренгу.
|
Чтобы показать разомкнутый строй, командир размыкает двух шереножный строй и поясняет, что в разомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
Затем командир ставит перед обучаемыми вопросы, проверяя, как они усвоили пройденный материал. Вопросы могут быть такие: «Что такое строй?», «Дайте определение флангу и фронту строя», «Что такое интервал и дистанция?», «Каким может быть одношереножный и двух шереножный строй?», «Меняются ли названия флангов при поворотах строя?» и т. д.
Убедившись, что обучаемые усвоили положения развернутого строя и его элементы, командир приступает к тренировке.
|
Во время тренировки командир может убедиться, что отработанные положения усвоены.
После этого он приступает к показу походного строя.
Походный строй – строй в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или приказом командира.
Командир отделения, построив обучаемых в колонну по одному, объясняет, что колонна - это строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два.
Называя элементы походного строя, командир дает их определение.
Направляющий - военнослужащий, двигающийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (обучаемые).
Замыкающий — военнослужащий (подразделение), двигающийся последним в колонне.
Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.
Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего).
После показа походных строев и их элементов командир проверяет усвоение, задавая примерно следующие вопросы: «Какой строй называется походным?», «Что называется глубиной строя?» и т. д. Удостоверившись, что солдаты усвоили данный раздел, командир переходит к изучению очередного учебного вопроса.
|
2. Вопрос. Команды и порядок их подачи.
Прежде чем приступить к изучению команд, командир должен рассказать обучаемым о их назначении и показать, как правильно выполнять команды. Он говорит, что команды служат для управления строями, подаются, как правило, голосом, а также сигналами и личным примером.
Для ознакомления с командами командир практически подает несколько команд голосом и сигналами, но пока не требует их выполнения.
Команда разделяется па предварительную и исполнительную; могут быть и только исполнительные команды.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По предварительной команде те, кто стоит в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а находящиеся в движении ставят ногу тверже.
Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто и четко. Исполнительная команда немедленно и четко выполняется.
Чтобы привлечь внимание обучаемого, в предварительной команде называется наименование подразделения или фамилия обучаемого. Например, «Взвод – СТОЙ!», «Второе отделение, шагом – МАРШ», «Товарищ Иванов,
кру-ГОМ» и так далее.
После объяснения командир подает голосом несколько команд, состоящих из предварительной и исполнительной, требует выполнить их. Например: «Отделение, шагом - МАРШ», «Товарищ Сидоров,
кру-ГОМ» и т. п.
После объяснения командир подает несколько исполнительных команд, например: «ВСТАТЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ» и т. п., и требует, чтобы обучаемые выполнили их.
В заключение командир поясняет, что для отмены приема (действия) или для прекращения его подается команда «ОТСТАВИТЬ»; рассказывает и показывает, что по команде « ОТСТАВИТЬ » принимается положение, в котором обучаемый находился до выполнения приема.
3. Вопрос. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
«Ст. 26. Солдат (матрос) обязан:
— проверить исправность своего оружия, закрепленной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств противохимической защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
— аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
— знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленный интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;
— в строю без разрешения не разговаривать, не курить; быть внимательным к приказам и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
— передавать приказания, команды без искажений, громко, и четко».
Обучаемые должны знать 26-ю статью Строевого устава наизусть.
В ходе занятия командир должен проверить аккуратность и правильность подгонки обмундирования, приучить курсантов к взаимной помощи при устранении недостатков, обнаруженных по внешнем виде; следует проверить знание своего места в строю и соблюдение дисциплины в строю, а также умение передавать приказания.
Аккуратность и правильность подгонки обмундирования проверяются так: командир строит обучаемых в одну шеренгу, обходит строй с правого фланга и проверяет каждого в отдельности: правильно ли заправлено обмундирование, как надет головной убор и т. д. Недостатки отмечаются и устраняются тут же.
На примерах аккуратно и неряшливо одетых обучаемых командир объясняет требования Строевого устава и показывает порядок устранения недостатков: на себе или на одном-двух обучаемых он демонстрирует, как правильно заправить обмундирование, надеть головной убор и т. д.
Заканчивая занятие, командир делает краткий разбор и дает задание к следующему занятию. Задание может быть таким: изучить ст. 26—28 Строевого устава. Одновременно командир рекомендует повторить пройденный материал, для чего предлагает изучить ст. 1 — 23 и 25 Строевого устава.