Технология производства сварных конструкций.
Сварочная отрасль и машиностроительный комплекс – это те направления в промышленности, без которых не обходится ни одно производство. Сварка и машиностроение определяют развитие промышленного сектора, возможность изготовления конкурентоспособной продукции.
Особенности деталей и узлов
Есть несколько особенностей узлов и заготовок, которые применяют при создании приборов, судов, машин. Они должны быть изготовлены с высокой точностью, поэтому часто сварные изделия подвергают обработке механическим путем. Обработки нередко требуют и соединительные швы – они приобретают лучшую форму, устраняются концентрации напряжения.
Использование сварки в машиностроении
От типа соединения зависят условия дальнейшей эксплуатации изделия. Машиностроение требует изготовления таких узлов и элементов, которые могут в будущем переносить вибрационные нагрузки. Для обеспечения высокой надежности применяют сварные швы впритык и встык. Они отличаются выносливостью и прочностью при соединении с металлом.
Заготовки и узлы, используемые при сборке машин, изготавливаются в условиях крупного производства. Здесь есть возможность применять сварочную оснастку и автоматизированные методы соединения.
Типы сварных соединений
В промышленном строительстве машин и агрегатов применяют разнообразные типы узлов и соединений. Среди них выделяются мелкие элементы, для чего используют электроконтактный метод сплавления.
Для изготовления изделий в крупном машиностроении используют массовые серии, иногда – единичное уникальное изготовление агрегатов. К ним относятся шестерни, рабочие колеса, валы. Здесь преимущественно использование электрошлакового способа сварки.
В промышленности применяют такие типы соединения:
- стыковое – соединение элементов торцами;
- торцовое – примыкание боковых поверхностей;
- нахлесточное – встречается реже, это перекрывание и параллельное размещение двух элементов;
- угловое – соединение частей под углом;
- тавровое – перпендикулярное расположение, сварка торцом к боковой поверхности.
Технология сварки силумина и её особенности
Но заготовки и узлы в промышленности разнообразны, потому применение находят все возможные типы сварки и соединений.
Типы сварных соединений используемых в машиностроении
Особенности изготовления сварных частей
Отдельные части машин делают из заготовок, которые получают разными способами. Многие конструкции можно получить из листов проката, среди них:
- станины;
- рамы;
- корпус редуктора;
- барабан;
- сварная тяга;
- штанга с проушиной.
Сварные элементы активно применяют в промышленности еще и по той причине, что они экономят до половины массы металла в сравнении с литьем тех же элементов. В строительстве машин и приборов используют такие сварные части:
- подшипниковые опоры;
- тяги;
- штанги;
- рамы, шестерни;
- турбины, котлы;
- редукторы, шкивы;
- барабаны;
- части ракет и турбин.
Использование поковки делает производство проще, требуется меньше механической обработки. Это удешевляет процесс сборки машины или прибора.
Используемые материалы
Во время производства соединительных деталей для машин используют заготовки:
- штампованные;
- прессованные;
- тонкостенные;
- фасонные;
- гнутые.
Штампованные заготовки нужны в конструкциях авиационного предназначения, при строительстве сельскохозяйственных машин и гражданских автомобилей.
Сварка штампованных деталей используемых в машиностроении
Литые используют, чтобы упростить сам процесс литья. При одинаковой жесткости и прочности соединительные части могут быть в два раза легче литых.
Электрошлаковый метод позволяет изготавливать комбинированные сварные изделия из проката, поковки и отливки. Они требуют минимальной механической обработки, экономны по весу. Без этого современные конструкции – турбины, котлы, узлы станков и металлургического оборудования – изготавливались с большими трудностями ковкой, штамповкой и литьем.
Если наложение соединительного шва затруднительно, используют пайку. Наплавки могут применяться при восстановлении изношенной поверхности, во время изготовления новых деталей для придания им нужных качеств.
Требования к деталям
Когда проектируют, из чего будет собрана та или иная машина, обязательно учитывают такие требования:
- качество конструкции должно быть высоким, возможна термообработка до соединения;
- рабочее напряжение лучше принять ниже допустимого – в этом случае размеры элементов определяются жесткостью;
- после сплавления требуется механическая обработка, так как остаточные напряжения могут менять свои значения в будущем;
- механическая обработка соединения выполняется после термической обработки.
· Иногда используют так называемый горячий монтаж. В таком случае после сплавления и сборки не нужна механическая обработка, если отработанная технология тщательно соблюдалась.
· Сварка удешевляет процесс машиностроения без потери качества, прочности и жесткости изделий. Во многих случаях это экономия не только по времени, но и по финансам. Качество изделий, выполненных при помощи сварки, не уступает качеству литых, но последние обходятся значительно дороже.
· Домашнее задание:
1. Перечислите типы сварных соединений используемых в машиностроении.2. Какие сварные частииспользуют встроительстве машин?