Тематика контрольно-зачетных работ
1. Идейно-художественное своеобразие раннего творчества М. Горького. Сочетание романтического и реалистического в рассказах.
2. Охарактеризуйте героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» с точек зрения их самооценки, отношения к ним людей, массы. Как выражается позиция автора?
3. Роман М. Горького «Дело Артамоновых» - система действующих лиц и коллизий. Синхронный и ретроспективный планы повествования. Роль автора в оценке героев и событий.
4. Жанрово-стилевое и идейное своеобразие пьесы М. Горького «На дне».
5. Повесть М. Горького «Детство» - русские люди в изображении писателя. Образ бабушки. Синхронный и ретроспективный планы повествования. Охарактеризуйте роль автора в оценке героев и событий.
6. Сочетание различных эстетических начал (реализм, романтизм, экспрессионизм) в прозе Л.Н. Андреева.
7. Особенности решения темы любви в прозе А. Куприна.
8. Творчество И.А. Бунина периода эмиграции. Цикл «Темные аллеи» как идейно-эстетическое единство.
9. В опоре на примерную схему анализа эпического произведения малого жанра предложите вариант прочтения одного из рассказов цикла «Темные аллеи» И.А. Бунина.
10. В чем, по вашему мнению, состоит идейно-композиционная роль рассказов И.А. Бунина «Ночлег» и «Весной в Иудее», завершающих книгу «Темные аллеи»? Почему именно эти рассказы помещены автором в конце цикла?
11. Тема России в лирике, поэмах и статьях А.А. Блока.
12. Проблематика и идейно-художественные поиски поэзии А.А. Блока.
13. Послереволюционные поэмы А.А. Блока как попытка писателя понять и выразить переживаемую эпоху.
14. На примере анализа одного из стихотворений А.А. Блока обоснуйте идею особенного значения музыкального начала для поэзии символистов..
|
15. Н.С. Гумилев как основатель акмеизма и поэт. Эволюция художественного мира.
16. В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите интерпретацию стихотворений Н.С. Гумилева «Слово» и «Шестое чувство».
17. Отразились ли в стихотворениях Н.С. Гумилева «Память», «Заблудившийся трамвай» настроения, чувства, идеи революционной эпохи? Как автобиографическое в содержании стихотворения сочетается с идеями вневременного, планетарного, общечеловеческого масштаба?
18. Особенности проблематики, образности, способов выражения авторского начала в поэзии В.В. Маяковского.
19. Лирическое чувство и социально-критический пафос в лирике В.В. Маяковского.
20. В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите интерпретацию стихотворения В.В. Маяковского «Стихи о советском паспорте».
21. Мир человеческих чувств в лирике С.А. Есенина. Музыкальность его поэзии.
22. Образы родины в лирике С.А. Есенина.
23. Идейно-художественное своеобразие поэмы С.А. Есенина …(Ан.Сн. или Чер.чел.)
24. Идейно-художественное своеобразие лирики А. Ахматовой. Эволюция тематики, проблематики, стабильные приметы художественного мира.
25. Какую роль в развитии идей поэмы А. Ахматовой «Реквием» играют евангельские ассоциации, исторические картины?
26. В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите интерпретацию стихотворений М. Волошина, И. Северянина, М. Цветаевой, О.Мандельштама (по вашему выбору).
27. Особенности решения темы Гражданской войны в романах 1920-х годов (на примере творчества К.Федина или А. Фадеева).
|
28. «Всесокрушающая сила большевизма» или «апология белогвардейщины»: концепция революции в романе М. Булгакова «Белая гвардия» в авторской трактовке и восприятии с разных политических позиций.
29. Особенности композиции и системы персонажей в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
30. Тема судьбы, рока и роли личности, объекты и художественные формы сатиры в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
31. Характеры и индивидуальности, типология образов в романах И. Ильфа и Е. Петрова. Своеобразие выбора объектов сатирического изображения и проявления авторского отношения к описываемым типам и явлениям.
32. Ощущается ли в художественном мире Ильфа и Петрова присутствие идеала, с позиций которого воспринимаются объекты комического, иронического, сатирического изображения. На примере анализа эпизодов, сцен, авторских отступлений укажите особенности творческой манеры писателей.
33. Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон".
34. Трагедия Григория Мелехова ("Тихий Дон" М.А. Шолохова).
Анализ лирического стихотворения.
· Вступление
Место лирического поэта в тенденциях развития русской поэзии и стихотворения в лирическом наследии поэта.
Характеристика лирического героя, его внутренний мир.
Общая предварительная оценка тематики, проблематики, пафоса стихотворения, вашего отношения к нему.
· Основная часть
Какое лирическое настроение является в стихотворении важнейшим?
Статично или развивается лирическое чувство?
|
Как, через какие этапы проходит его развитие?
Можно ли говорить о сюжете в этом произведении?
Использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические средства, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов).
Важнейшие тропы: сравнение; метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений; эпитет – красочное художественное определение, открывающее новые стороны описываемого, характеризующее его; олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками живого; гипербола – преувеличение, литота – преуменьшение.
Особенности построения (композиции).
Строфика (строфа – группа стихов в пределах большей общности (стихотворения, поэмы, романа), объединенных ритмически, системой рифм и обособленных графически). Немало стихотворений на строфы не делится.
Ритмическая организация: стихотворный размер, интонация, смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.
Какую роль играет цветовая символика, рифма?
Звукопись: аллитерации (повторение согласных звуков), ассонансы (повторение гласных звуков), анафора (единоначалия)
Присуща ли стихотворению музыкальность? За счет каких художественных средств она создается?
Если возможно и поможет выявить содержательные аспекты, определите жанровую разновидность стихотворения, учитывая его содержание и форму: элегия, сонет, послание, ода, песня, гимн и др.
· Заключение
Лирическое или объективно-исследовательское подведение итогов, обобщение сказанного.
Тематика и проблематика стихотворения: особенности воплощенных в произведении общественно-политических, философских, эстетических взглядов поэта, его воззрений на поэзию, любовь, природу, мир в целом, конкретных людей, явления; эмоции и ощущения поэта, связанные с их восприятием.
Ваши чувства, эмоции, переживания, мысли, возникающие при личностном восприятии стихотворения.
Два последних пункта обязательны для полноценного раскрытия любой темы по лирике. Раскрытие этих аспектов – важнейшая задача сочинения, высказывания, анализа, на осуществление которой должно быть направлено все их содержание, разделы.
Деление на вступительную, главную и заключительную части в этом типе ответа достаточно условно. Сам материал диктует достаточно свободную, лирическую структуру высказывания.
Не следует механически разделять и различные аспекты анализа и интерпретации. Стремитесь к целостности, последовательности, органичности истолкования объективных особенностей, присущих стихотворению, передачи субъективного отношения к нему, восприятия, оценки.
Вспомогательные функции при анализе лирических стихотворений могут выполнять сведения об основных системах стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая, акцентный стих), стихотворных размерах (амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб, дольник, гекзаметр и др.).