Анализ лирического стихотворения.




Тематика контрольно-зачетных работ

 

1. Идейно-художественное своеобразие раннего творчества М. Горького. Сочетание романтического и реалистического в рассказах.

2. Охарактеризуйте героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» с точек зрения их самооценки, отношения к ним людей, массы. Как выражается позиция автора?

3. Роман М. Горького «Дело Артамоновых» - система действующих лиц и коллизий. Синхронный и ретроспективный планы повествования. Роль автора в оценке героев и событий.

4. Жанрово-стилевое и идейное своеобразие пьесы М. Горького «На дне».

5. Повесть М. Горького «Детство» - русские люди в изображении писателя. Образ бабушки. Синхронный и ретроспективный планы повествования. Охарактеризуйте роль автора в оценке героев и событий.

6. Сочетание различных эстетических начал (реализм, романтизм, экспрессионизм) в прозе Л.Н. Андреева.

7. Особенности решения темы любви в прозе А. Куприна.

8. Творчество И.А. Бунина периода эмиграции. Цикл «Темные аллеи» как идейно-эстетическое единство.

9. В опоре на примерную схему анализа эпического произведения малого жанра предложите вариант прочтения одного из рассказов цикла «Темные аллеи» И.А. Бунина.

10. В чем, по вашему мнению, состоит идейно-композиционная роль рассказов И.А. Бунина «Ночлег» и «Весной в Иудее», завершающих книгу «Темные аллеи»? Почему именно эти рассказы помещены автором в конце цикла?

11. Тема России в лирике, поэмах и статьях А.А. Блока.

12. Проблематика и идейно-художественные поиски поэзии А.А. Блока.

13. Послереволюционные поэмы А.А. Блока как попытка писателя понять и выразить переживаемую эпоху.

14. На примере анализа одного из стихотворений А.А. Блока обоснуйте идею особенного значения музыкального начала для поэзии символистов..

15. Н.С. Гумилев как основатель акмеизма и поэт. Эволюция художественного мира.

16. В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите интерпретацию стихотворений Н.С. Гумилева «Слово» и «Шестое чувство».

17. Отразились ли в стихотворениях Н.С. Гумилева «Память», «Заблудившийся трамвай» настроения, чувства, идеи революционной эпохи? Как автобиографическое в содержании стихотворения сочетается с идеями вневременного, планетарного, общечеловеческого масштаба?

18. Особенности проблематики, образности, способов выражения авторского начала в поэзии В.В. Маяковского.

19. Лирическое чувство и социально-критический пафос в лирике В.В. Маяковского.

20. В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите интерпретацию стихотворения В.В. Маяковского «Стихи о советском паспорте».

21. Мир человеческих чувств в лирике С.А. Есенина. Музыкальность его поэзии.

22. Образы родины в лирике С.А. Есенина.

23. Идейно-художественное своеобразие поэмы С.А. Есенина …(Ан.Сн. или Чер.чел.)

24. Идейно-художественное своеобразие лирики А. Ахматовой. Эволюция тематики, проблематики, стабильные приметы художественного мира.

25. Какую роль в развитии идей поэмы А. Ахматовой «Реквием» играют евангельские ассоциации, исторические картины?

26. В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите интерпретацию стихотворений М. Волошина, И. Северянина, М. Цветаевой, О.Мандельштама (по вашему выбору).

27. Особенности решения темы Гражданской войны в романах 1920-х годов (на примере творчества К.Федина или А. Фадеева).

28. «Всесокрушающая сила большевизма» или «апология белогвардейщины»: концепция революции в романе М. Булгакова «Белая гвардия» в авторской трактовке и восприятии с разных политических позиций.

29. Особенности композиции и системы персонажей в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

30. Тема судьбы, рока и роли личности, объекты и художественные формы сатиры в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

31. Характеры и индивидуальности, типология образов в романах И. Ильфа и Е. Петрова. Своеобразие выбора объектов сатирического изображения и проявления авторского отношения к описываемым типам и явлениям.

32. Ощущается ли в художественном мире Ильфа и Петрова присутствие идеала, с позиций которого воспринимаются объекты комического, иронического, сатирического изображения. На примере анализа эпизодов, сцен, авторских отступлений укажите особенности творческой манеры писателей.

33. Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон".

34. Трагедия Григория Мелехова ("Тихий Дон" М.А. Шолохова).

 

Анализ лирического стихотворения.

· Вступление

Место лирического поэта в тенденциях развития русской поэзии и стихотворения в лирическом наследии поэта.

Характеристика лирического героя, его внутренний мир.

Общая предварительная оценка тематики, проблематики, пафоса стихотворения, вашего отношения к нему.

· Основная часть

Какое лирическое настроение является в стихотворении важнейшим?

Статично или развивается лирическое чувство?

Как, через какие этапы проходит его развитие?

Можно ли говорить о сюжете в этом произведении?

Использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические средства, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов).

Важнейшие тропы: сравнение; метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений; эпитет – красочное художественное определение, открывающее новые стороны описываемого, характеризующее его; олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками живого; гипербола – преувеличение, литота – преуменьшение.

Особенности построения (композиции).

Строфика (строфа – группа стихов в пределах большей общности (стихотворения, поэмы, романа), объединенных ритмически, системой рифм и обособленных графически). Немало стихотворений на строфы не делится.

Ритмическая организация: стихотворный размер, интонация, смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.

Какую роль играет цветовая символика, рифма?

Звукопись: аллитерации (повторение согласных звуков), ассонансы (повторение гласных звуков), анафора (единоначалия)

Присуща ли стихотворению музыкальность? За счет каких художественных средств она создается?

Если возможно и поможет выявить содержательные аспекты, определите жанровую разновидность стихотворения, учитывая его содержание и форму: элегия, сонет, послание, ода, песня, гимн и др.

· Заключение

Лирическое или объективно-исследовательское подведение итогов, обобщение сказанного.

Тематика и проблематика стихотворения: особенности воплощенных в произведении общественно-политических, философских, эстетических взглядов поэта, его воззрений на поэзию, любовь, природу, мир в целом, конкретных людей, явления; эмоции и ощущения поэта, связанные с их восприятием.

Ваши чувства, эмоции, переживания, мысли, возникающие при личностном восприятии стихотворения.

Два последних пункта обязательны для полноценного раскрытия любой темы по лирике. Раскрытие этих аспектов – важнейшая задача сочинения, высказывания, анализа, на осуществление которой должно быть направлено все их содержание, разделы.

Деление на вступительную, главную и заключительную части в этом типе ответа достаточно условно. Сам материал диктует достаточно свободную, лирическую структуру высказывания.

Не следует механически разделять и различные аспекты анализа и интерпретации. Стремитесь к целостности, последовательности, органичности истолкования объективных особенностей, присущих стихотворению, передачи субъективного отношения к нему, восприятия, оценки.

Вспомогательные функции при анализе лирических стихотворений могут выполнять сведения об основных системах стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая, акцентный стих), стихотворных размерах (амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб, дольник, гекзаметр и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: