Романское искусство и готическое искусство. Различия и сходства
Рома́нским иску́сством, сти́лем или просто рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. зародился и распространялся из Италии. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.
Характеристика стиля
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость.
После 1100 года, когда свое место в романском стиле нашла скульптура, постройки стали немного более «легкими» и привлекательными.
Тем не менее, не зависимо от времени, в романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол — мрамор, плитка с рисунком. Зеркала — шифоновая бронза. Стены — венецианская штукатурка. Роспись — религиозные мотивы. тического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом просматривается рациональная простота конструкций.
|
Живопись
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Также, для Романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста, не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры: геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.
Замковая архитектура
Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.
Готическое искусство, Го́тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства, готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готическое" означало "варварское", в противовес "римскому", готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям. Термин «готика» ввел в употребление итальянский художник и искусствовед Джорджо Вазари. Зародилась в середине XII века на севере Франции.
|
Характеристика стиля
готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные к еще более сложные в плане пролеты. Преобладающими в нем стали: грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, по сути, вытеснение стены огромными пространствами окон, что привело в итоге к появлению витража. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под «каменным кружевом», ибо скульптура стала покрывать весь храм. Это особенно касается Франции, давшей блестящие примеры синтеза скульптуры с архитектурой.
интерьер романского стиля
Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр: везде где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками. Интерьеры жилых замков в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами.
|
Живопись
В готике же стоит уделить большее внимание скульптуре и витражам.
Ранний готический период ознаменовался зарождением принципиально иного подхода к изображению казни Христа.Работы передавали боль Спасителя, скорбь Богоматери, отношение к происходящему свидетелей распятия. Сцены отличал натурализм, который ранее был нехарактерен для творчества художников.
В готических соборах и храмах нет настенной живописи, главным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, преломляется в храме целой радугой оттенков. Именно витражное искусство стало уникальным достижением эпохи, которая на долго определило облик новых зданий. Окна становились одним из основных декоративных элементов, во многом определявших эстетику здания. Практически все элементы декоративного оформления имеют религиозное значение.
Скульптура позднего средневековья, связанная эстетически и по содержанию с готическим стилем полностью подчинена христианской идеологии, тесно связана с архитектурой и строгими правилами изображения сакральных фигур.
Фактически, в готические времена скульптура, как самостоятельное искусство не рассматривалось. Она была призвана не только украшать храмы и монастыри, но и служить несущими частями сложных археологических конструкций, и, разумеется, объектом почитания, наряду с иконами. Готическая скульптура внесла изменения в трактовки образа Иисуса Христа. Если в раннем средневековье Спаситель трактовался как грозный судья и вседержитель, то теперь все чаще он предстает, как мудрый пастырь, добрый наставник и учитель. Смягчаются черты лица, на лице можно увидеть полуулыбку. Всем известны скульптуры горгулий и чудовищ, украшающие венцы собора. Мало кто знает, что это только подражание готике, а сами скульптуры появились над собором гораздо позже.
Таким образом
Сходства
- Главное сходство двух стилей - их назначение. Оба служили религиозным целям. В эти архитектурные строения монахи и простые люди отправлялись на молитвы.
- Кроме того, здания обоих стилей были построены с использованием каменных материалов.
- Некоторые элементы едины в обоих стилях: хранилища, апсида, ниши, часовни.
- Строения обоих стилей имеют арочные проемы - романский с кривой в одну точку (традиционная арка), готический с кривой в две точки (остроконечная арка).
Различия
- Романский тип здания использовался помимо молитв и для обороны, а готический собор не имел защитную функцию (использовался в эстетических целях из-за его декоративных и тонких художественных оформлений).
- Одно из главных различий между двумя стилями заключается в использовании опоры, которая была использована в готических зданиях.
- Здания романского периода были прочными и тяжелыми и имели толстые стены, в то время, как готические строения имеют стены более тонкие и легкие.
- В романских зданиях были небольшие окна, и поэтому пространство внутри было слабо освещено. В готических зданиях были большие окна с витражами, которые пропускали больше света в пространства.
- Еще одно отличие, которое можно увидеть, состоит в том, что готические сооружения были очень высокими и обращены к небу. У романских зданий были тупые и низкие башни.
В отличие от романских зданий, готические здания имели богато украшенные круглые окна, названные «розовыми окнами».
Заключение романтика предшествовала готике. Стили имеют разные характеристики, но готический стиль заимствовал большинство своих черт из романского стиля и ввел свои изменения. Архитектура обоих стилей подарили народу ощущение божественности и путь постижения Бога, используется главным образом в религиозных целях. Основными отличиями являются вид используемых арок, толщина стен и опорных точек. Готический стиль имеет больше украшений и скульптур.