Физиолого-гигиенические основы труда




БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс лекций

для студентов, обучающихся по направлению 270100

«Строительство»

 

 

Составитель Е.А. Жидко

 

 

Воронеж 2015

 
 


УДК 331. 45. (073)

ББК 20.18. я 7

Б40

Рецензенты:

кафедра безопасности жизнедеятельности

Воронежской государственной лесотехнической академии;

Е.Г. Спиридонов, д. т. н., проф. 24 кафедры криогенной техники систем кондиционирования и метрологического обеспечения Военного учебно-научного центра ВВС "Военно-воздушной академии им. профессора

Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж)

Б40 Безопасность жизнедеятельности: курс лекций / сост. Е.А. Жидко; Воронежский ГАСУ. – Воронеж, 2015. – 163 с.

 

Курс лекций освещает часть дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в которой подробно рассматриваются проблемы безопасности человека в условиях современного производства. В частности, рассматривается система «человек - производственная среда» с позиции формирования опасных и вредных факторов, возможностей человеческого организма в условиях производственной деятельности и обеспечения технической, правовой, организационной и санитарной защиты человека на производстве.

Лекции составлены в соответствии с новейшей системой действующих государственных нормативных актов в области охраны труда и социальной защиты, утвержденных органами законодательной власти Российской Федерации.

 
Курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 08.03.01 «Строительство», 9.03.02 «Информационные системы и технологии», 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство». Материал может быть использован студентами, обучающимися по программе ускоренного обучения.

 

Ил. 16. Табл. 8. Библиогр.: 50 назв.

 

УДК 331.

ББК 20.18. я 7

Печатается по решению учебно-методического совета

Воронежского ГАСУ

 

- © Жидко Е.А. составление, 2015

©Воронежский ГАСУ, 2015

 
 


Введение

Конспект лекций разработан с учетом Примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для специальностей высшего профессионального образования Российской Федерации, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает познание сложных связей человеческого организма и среды обитания. Безопасность жизнедеятельности в целом рассматривает:

· безопасность в окружающей природной, бытовой, производственной и городской средах;

· охрану труда на производстве;

· пожарную безопасность и промышленную экологию.

 

Цели и задачи дисциплины

· формирование культуры безопасности, предполагающей готовность и способность выпускника использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в любой сфере деятельности, в том числе и безопасности технологических процессов и производств;

· формирование мышления безопасности и системы ценностных ориентиров, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритетных;

· приобретение знаний, умений и навыков для идентификации опасностей и оценки рисков в сфере своей профессиональной деятельности для последующей защиты от опасностей и минимизации неблагоприятных воздействий на основе сопоставления затрат с выгодами;

· освоение теоретических знаний и практических навыков для обеспечения безопасности технологических процессов и производств и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

· формирование способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности;

· формирование мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.

Основным направлением в практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций

 

Термины и понятия

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Действуя в этой системе, человек решает следующие задачи:

· обеспечить свое существование (потребности в пище, воде, воздухе, жилье, одежде…);

· создать и использовать защиту от негативного воздействия со стороны среды обитания любого происхождения;

· создать и использовать защиту от воздействия со стороны себе подобных;

Биосфера – область существования жизни на Земле, включающая в себя литосферу (верхнюю часть земли), гидросферу и тропосферу (нижние слои атмосферы). В результате преобразующей деятельности человека биосфера разрушается и создаются новые типы среды обитания: техносфера, регион, производственная среда, бытовая среда и др.

Техносфера – часть биосферы (регион в прошлом), преобразованная людьми с помощью технических средств, с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (ее можно рассматривать как регион города, промышленной зоны и др.).

Регион – территория, обладающая общими характеристиками состояния природной и производственной среды (биосферы или техносферы).

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека. Состояние среды обитания и человека может быть комфортным, допустимым, опасным и чрезвычайно опасным.

Комфортным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы создают оптимальные (наилучшие) условия жизнедеятельности, проявление наивысшей работоспособности, гарантирующей сохранение здоровья человека и целостности сферы обитания.

Допустимым считается такое состояние, при котором воздействующие факторы не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но могут привести к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека.

Опасным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды.

Чрезвычайно опасным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы могут нанести травму или привести к летальному исходу за короткий период времени воздействия, вызвать разрушения в природной среде.

Основные понятия в курсе "Безопасности жизнедеятельности":

Авария – происшествие в технической системе, не приводящее к гибели людей, хотя восстановление технических средств часто не возможно или нецелесообразно.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — состояние объекта территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровья для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Катастрофа – происшествие в технической системе, которое сопровождается гибелью людей или пропажей их без вести.

Опасность – явления, процессы, объекты, способные в определенных \условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

Травмоопасный фактор – негативное воздействие на человека, приводящее к травме или к летальному исходу (электрический ток, взрыв и т.д.).

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда включает в себя следующие разделы:

РАЗДЕЛ І

Физиолого-гигиенические основы труда

 

Тема 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: