Тема 2. Общая характеристика права социального обеспечения Российской Федерации




1. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в системе российского права.

2. Наука права социального обеспечения России.

3. Развитие российского законодательства о социальном обеспечении.

4. Предмет и сфера действия права социального обеспечения Российской Федерации.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Принципы права социального обеспечения России.

7. Источники права социального обеспечения России.

Вопросы для подготовки к семинарским занятиям

1. Что понимается под социальными правами в конституционно-правовом смысле?

Под конституционно-правовым статусом лич­ности в Российской Федерации понимается система прав, свобод и обязанностей личности, а также гарантии соблюдения прав и свобод закрепленные в Конституции и в дру­гих источниках конституционного права.

Правам и свободам человека и гражданина посвяще­на гл. 2 Конституции РФ, внесение поправок в которую невоз­можно без пересмотра всей Конституции РФ. Глава 2 Консти­туции РФ определяет конституционно-правовой статус лично­сти в России, выраженный через его права, свободы, а также обязанности.

Конституционные принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые государством и правом начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Основные принципы конституционного статуса человека и гражданина образуют основу правового статуса личности в РФ, закреплены в гл. 1 и 2 Конституции РФ

 

2. Как соотносятся понятия «социальные права», «социально- трудовые права» и «социально-обеспечительные права»?

Анализируются разграничения юридических фактов в праве социального обеспечения и социально-обеспечительных юридических фактов. Специфика последних заключается в том, что они имеют юридическое значение в различных отраслях права, однако процедура их установления (подтверждения) всегда регулируется нормами права социального обеспечения. Социально-обеспечительные факты образуют основания и условия возникновения права на социальное обеспечение.

Таким образом, специфика социально-обеспечительных юридических фактов находит проявление в том, что они являются фактами «широкого профиля», т. е. используются в различных отраслях российского права. Однако социально-обеспечительную направленность эти факты приобретают только после закрепления в нормах права социального обеспечения. При этом законодатель руководствуется стремлением придать юридическое значение тем обстоятельствам, которые характерны для всех или подавляющего большинства граждан и являются социально значимым.

 

3. В чем содержание права на достойный уровень жизни? Можно ли считать его субъективным правом? Закреплено ли право на достойный уровень жизни в системе международно-правовых актов?

 

Одним из важнейших прав человека, направленных на обеспечение его достоинства, является право на достойную жизнь. Его признание непосредственным образом связано с приданием государству социальной функции. В российской науке данное право исследовано достаточно фрагментарно. Что касается термина «достойная жизнь», то анализ научных воззрений по данному вопросу демонстрирует, с одной стороны, смешение понятий «достойная жизнь» и «достойное существование», а с другой — крайнюю размытость представлений о содержании данных явлений (диапазон мнений простирается от абсолютно утилитарных подходов до полностью идеалистических). Полагаем, что достоверное знание о том, что собой представляет достойная жизнь, может сложиться при условии синтеза данных о том, что есть жизнь вообще, а также о критериях ее достойности.

 

Вторая подгруппа включает в себя критерии, характеризующие качество жизни, под которым понимается интегральный показатель, призванный охарактеризовать социальное самочувствие личности, удовлетворенность гражданскими свободами, правами человека, безопасностью существования, уровень его защищенности, реализации внутреннего потенциала человека, его интеллекта, творческого смысла жизни и др. Соответственно, вторая подгруппа состоит из трех блоков показателей (первый блок характеризует уровень достаточности нематериальных благ, приобретаемых в результате реализации прав человека второго и третьего поколения; второй блок — уровень удовлетворенности граждан нематериальными благами, приобретаемыми в результате реализации прав первого поколения; Вторая группа критериев достойной жизни имеет субъективный характер, их выполнение уже зависит в основном от человека. Эта группа критериев ориентирована на достойный образ жизни человека, под которым понимается такой образ жизни, когда человек не только обладает знаниями о содержании принятых в обществе социальных норм (моральных, религиозных, правовых и т. д.), но и осознанно их выполняет.

 

Закрепление понятия «достойный уровень жизни» является соответствием российского права нормам и принципам международного права, поэтому стоит начать с рассмотрения исследуемого вопроса с международных источников. Наиболее точно и полно понятие «достойный уровень жизни» установлено во Всеобщей декларации прав человека (1948). Согласно статье 25 Декларации: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». Наиболее узкое понятие установлено в Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), где в статье 9 закреплено, только то, что каждый человек имеет право на «социальное обеспечение, включая социальное страхование», никаких признаков того, каким должен быть уровень социального обеспечение не прописывается. В большинстве международных источников права исследуемое нами понятие, значительно отличается по своему объему и содержанию, ни в одном нормативно акте прямо не установлено, каковы должны быть качественные и количественные характеристики социального обеспечения государства.Так, и в российском законодательстве нет официальной дефиниции «достойный уровень жизнь». Данный факт, который, по нашему мнению, является пробелом в российском законодательстве, создает множество проблем для исполнительной ветви власти. Например, в Трудовом кодексе Российской федерации в статье 2 части 7 закреплено, что заработная плата должна обеспечивать «достойное человека существование для него самого и его семьи».

 

4. Какие отрасли российского права выполняют социальную функцию?

 

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

 

Право социального обеспечения - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц застрахованных или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

 

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

 

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

 

 

5. Место права социального обеспечения в системе отраслей российского права.

 

Для определения места права социального обеспечения в системе российского права необходимо, во-первых, установить, имеется ли связь между нормами права социального обеспечения и нормами других отраслей, во-вторых, выяснить, в какие более крупные подразделения системы российского права включается данная отрасль.

Практически все отрасли российского права так или иначе связаны с правом социального обеспечения, но наиболее тесную связь имеют административное, финансовое, трудовое и гражданское право.

 

Административное право, регулирующее управленческие отношения, несомненно, затрагивает и сферу управления социальным обеспечением.

Связь финансового права и права социального обеспечения заключается в том, что нормами финансового права регулируются отношения, возникающие в связи с функционированием финансовой основы социального обеспечения.

Особенно тесную связь с правом социального обеспечения имеет трудовое право. Эта связь настолько тесна, что долгое время нормы о социальном обеспечении работающих граждан рассматривались как особый институт трудового права.

Есть связь и между нормами гражданского права и нрава социального обеспечения. Помимо того, что гражданское право регулирует хозяйственную деятельность субъектов социального обеспечения, оно определяет еще и статус индивидуального предпринимателя, который также включен в круг субъектов права социального обеспечения в сфере социального страхования.

 

 

6. Можно ли считать социальное право самостоятельной отраслью права? Охарактеризуйте его предмет и метод.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.

Совокупность же правовых норм, регулирующих отношения, одним из субъектов которых выступает государственный орган (либо уполномоченный государством), а другим - гражданин (иностранец, лицо без гражданства), реализующий конституционное право на социальное обеспечение, обладает всеми основными признаками, характерными для самостоятельной отрасли.

Во-первых, это однородность общественных отношений, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством.

Во - вторых, это применяемые законодателем специфические приемы регулирования общественных отношений, учитывающие однородность и распределительный характер этих отношений, а также специфику их субъектов.

В - третьих, это очевидная потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли.

В - четвертых, в основу регулирования распределения положены общие основополагающие идеи - отраслевые принципы, призванные отражать представления общества о социальной справедливости.

В - пятых, это количественная достаточность правовых норм, позволившая им приобрести новое качество - признаки отраслевого образования.

В - шестых, это наличие законодательного регулирования отношений, создающее необходимые предпосылки для формирования кодифицированного законодательства.

Таким образом, общность правовых норм, обладающая рассмотренными выше признаками, представляет собой самостоятельную отрасль - право социального обеспечения.

 

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано

 

с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

 

• по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

 

• предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

 

• процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

 

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

 

 

Метод правового регулирования общественных отношений — важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

 

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-

 

либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

 

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

 

• сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

 

• отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя

 

в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

 

• определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

 

• применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

 

 

7. Каково соотношение понятий «социальное право» и «социальное законодательство»?

 

 

8. Что включается в понятие «социальное законодательство»?

9. В чем заключаются «узкий» и «широкий» подходы к предмету отрасли права социального обеспечения? Какой точки зрения вы придерживаетесь? Мотивируйте ответ.

10. Право социального обеспечения и социальное право: точки соприкосновения.

11. Взаимодействие права социального обеспечения и трудового права.

12. Что такое социальное обязательство? Как законодатель подходит к определению этого понятия?

13. В чем особенности конструкции социального обязательства по сравнению с конструкцией обязательства в других отраслях права? Проведите сравнительно-правовой анализ.

14. Что такое принцип всеобщности социального обеспечения и как он отражается в действующей системе социального обеспечения? Приведите примеры.

 

Задачи

1. Свиридова 15 января 2016 г. обратилась в суд с иском о признании отношений трудовыми: она работала по гражданско- правовому договору оказания услуг в ООО «Рассвет», но фактически выполняла трудовые функции дворника и уборщицы с 03 октября 2014 г. по 14 ноября 2015 г.

Какие требования социально-обеспечительного характера она может предъявить? Какие правовые последствия возникнут у ООО «Рассвет» в случае удовлетворения иска?

2. Входят ли в предмет права социального обеспечения следующие отношения:

а) Окунев как Герой Советского Союза пользуется налоговой льготой по налогу на имущество физических лиц;

б) Суслова предъявила иск об установлении инвалидности;

в) Кованов, подъезжая к месту работы, торопился и выпал из автобуса, в результате чего получил травму;

г) Китаев как сирота пользуется правом внеочередного поступления в вуз;

д) студенту юридического факультета, проходившему производственную практику в суде, упал на голову кусок штукатурки, причинив вред здоровью;

е) Серова заключила договор на «платные» роды с медицинским учреждением;

ж) ООО «Сюрприз» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения территориального отделения ФСС об отказе в возмещении денежных средств, направленных на выплату пособия по беременности и родам.

3. Сиротенко, зарегистрированный по месту жительства в г. Костроме, пребывает в г. Ярославле в связи с обучением в ЯрГУ. Медицинский полис оформлен по месту жительства. Сиротенко обратился в МУЗ КБ № 5 за медицинской помощью, однако получил отказ в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в г. Ярославле. Правомерен ли отказ? Нарушены ли принципы социального обеспечения?

4. В январе 2016 г. пятилетний сын Климовой получил тяжелую травму. В мае 2016 г. ему была установлена категория «ребенок-инвалид». Климова уволилась с работы для ухода за сыном и обратилась в отделение Пенсионного фонда за назначением социальной пенсии для сына, а также за пособием на ребенка.

Определите субъектный состав, объект и содержание возникших правоотношений.

5. Определите отраслевую принадлежность следующих отношений:

а) коллективным договором АО «Железнодорожник» предусмотрена выплата корпоративной пенсии по старости лицам, проработавшим на предприятии более 15 лет и достигшим обще- го пенсионного возраста;

б) локальным нормативным актом ООО «Секрет» предусмотрена компенсационная выплата в размере среднего заработка за период отстранения от работы работников в связи с карантином;

в) коллективным договором АО «Прогресс» предусмотрено формирование на предприятии «фонда отложенных выплат» путем удержания из заработной платы работников по 2 % с целью последующей выплаты из этого фонда дополнительных пособий по временной нетрудоспособности.

6. Определите отраслевую принадлежность отношений:

а) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование,

б) по предоставлению Федеральным фондом обязательного медицинского страхования финансового обеспечения страховым медицинским организациям,

в) по оказанию платных медицинских услуг.

7. В АО «Благополучие» в трудовых договорах с топ-менеджерами предусмотрена выплата пособия членам семьи на случай смерти работника в размере, равном 10-кратной вели- чине среднемесячного заработка. Супруга топ-менеджера Сидорова, погибшего в авиакатастрофе при возвращении из отпуска, обратилась с иском к работодателю о выплате ей данного пособия и начислении процентов в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ. Решите вопрос по существу. Определите правовую природу данного пособия. В какие сроки и в каком порядке оно должно быть выплачено?

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику отношений, возникших между участниками договора о негосударственном пенсионном обеспечении, если известно, что договор о негосударственном пенсионном обеспечении заключен между Негосударственным пенсионным фондом «Луч света» и ПАО «Банк № 1» в пользу работников банка. Определите отраслевую принадлежность, субъектный состав, содержание и объект указанных отношений.

2. Проведите сравнительно-правовой анализ международных актов в сфере социального обеспечения (любого правового акта) и российского законодательства.

Тематика:

Вариант 1. Европейская социальная хартия: проблемы ратификации.

Вариант 2. Конвенция МОТ № 117 1962 г. «Об основных целях и нормах социальной политики», Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и Декларация МОТ 1944 г. «О целях и задачах Международной организации труда»: основополагающие задачи и достижения МОТ в сфере социальной политики.

Вариант 3. Основные международные стандарты в сфере защиты от безработицы: Конвенции МОТ № 2 1919 г. «О безработице», Конвенции МОТ № 122 1964 г. «О политике в области занятости», Конвенции МОТ № 159 1983 г. «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов».

Вариант 4. Основные международные стандарты в сфере социального страхования: Конвенция МОТ № 121 1964 г. «О пособиях в случаях производственного травматизма», Конвенция МОТ № 130 1969 г. «О медицинской помощи и пособиях по болезни», Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства».

Вариант 5. Основные международные стандарты в сфере пенсионного обеспечения: Конвенция МОТ № 128 1967 г. «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца».

3. Реферат на тему:

«Трудовой стаж: понятие, виды, юридическое значение. Трансформация трудового стажа как юридического факта в социальном обеспечении».

4. Ответьте на вопросы:

- Что такое трудовой стаж?

- Для всех ли видов социального обеспечения необходим трудовой стаж как юридический факт?

- Какие виды трудового стажа вы знаете?

- Какое юридическое значение имеет трудовой стаж для возникновения, изменения или прекращения социально-обеспечительных правоотношений?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: