Обратимся к данным, полученным в ходе анализа телепрограмм. Для начала опишем каждый телеканал по отдельности, а затем сопоставим данные и выявим основные сходства и различия в преподнесении политически окрашенного материала.
1. «Россия 1»
В таблице 1 описаны элементы, характерные для программы «Вести недели», которая транслируется на канале «Россия 1».
Программа «Вести недели» выходит в эфир по воскресеньям в 20:00. Время и день выбраны, конечно, не случайно: они помогают охватить наибольшую долю аудитории. В передаче подытоживают события, произошедшие в течении минувшей недели.
Программа начинается с анонса ведущего о содержании программы. Он объявляет главные темы недели, которые будут освещены в настоящем выпуске.
Как обычно происходит, сама программа стартует с обсуждения наиболее волнующей проблемы, возникшей в течение прошедшей недели. Вопрос о присоединении Крыма на протяжении всего марта месяца 2014-го года был наиболее важным аспектом, который требовал огласки, поэтому чаще всего можно наблюдать, что первый ролик посвящен именно этой теме.
Количество сюжетов о республике Крым варьировалось на протяжении месяца. Изначально в программе показывали 3-4 ролика о жизни крымчан и их настроениях, 16-го марта количество сюжетов достигло своего пика. Это связано с тем, что именно в этот день проходил референдум в Крыму, связанный с вопросом о присоединении субъекта к Российской Федерации. 16-го марта было показано около 7 целью сюжетов, 4 из которых были прямыми включениями с места событий референдума. После 16-го марта количество роликов пошло на убыль. Так, 23-го марта в программе были задействовано 5 сюжетов, посвященных теме Крыма, а уже 30-го марта их количество и вовсе составило 3.
|
Длительность ролика варьируется от 2-х до 10-ти минут в зависимости от тематической линии. Например, роликам «прямое включение» достаточно и 2-х минут, в то время как сюжеты об исторической памяти Крыма требуют как минимум 7-мь.
Визуализация ролика и освещение конкретных событий играют немаловажную и даже, наверное, одну из главных ролей в осуществлении благоприятной политической пропаганды. С помощью видеоряда актор переносит аудиторию в гущу событий, тем самым давая буквально на себе ощутить все колкости жизни граждан Крыма. Телережиссеры стремятся использовать в видеоряде кадры, способные вызвать у аудитории нужные им эмоции и настроения. Во всех сюжетах, которые были показаны на протяжении марта месяца телерепортеры делали акцент на нескольких вещах: 1) воодушевленное поднятие российского флага гражданами Крыма (флаг как символ свободы и спасения); 2) некая масса граждан, которая находится в приподнятом настроении, часто в слезах по причине неописуемого счастья от воссоединения с Россией; 3) дети (как символ светлого будущего). Таким образом, стоящая перед пропагандистами задача выбить из россиян слезы счастья за своих соотечественников оказывается успешно выполненной благодаря расставленным в передаче акцентам.
Стоит сказать о небывалом культе патриотизма, который ощущается при просмотре программы «Вести недели». Ведущий программы, Дмитрий Киселев, не только выстраивает негативную линию по отношению к западным странам, называя Америку угрозой миру, а Обаму врагом русского народа, он также восхваляет Владимира Путина, акцентируя внимание зрителей на смелости президента, его решительности и стойкости. Таким образом, в так называемых stand-up’ах Дмитрия Константиновича глава Российской Федерации видится как «сильный политик, который всегда откликается на просьбы и нужды простого народа», «спаситель», который протягивает руку помощи крымчанам, не оставляя их без внимания, «понимающий, сочувствующий, мужественный и сильный» президент, который не прогнется под грозящими стране санкциями, а будет отстаивать интересы россиян, так надолго разделенных с Родиной. В связи с уже названными абсолютно положительными характеристиками президента, ведущий подытоживает все, указывая на то, что Владимир Владимирович «достоин благодарности» за все его усилия вернуть республику Крым в родной дом.
|
Безусловно, в программе используются различные приемы пропаганды, которые были указаны в предыдущей главе. В конкретных передачах автором были установлены следующие виды приемов:
- демагогия по отношению к Бараку Обаме (ведущий не доказывает истинность своих рассуждений, а лишь переходит к критике негативно настроенного по отношению к исследуемому вопросу политику Обаме. Он подчеркивает, что если бы они оказались в положении России, то поступили бы точно также);
- навешивание ярлыков также по отношению к американскому президенту и европейским политикам (ведущий создает негативное мнение о данных личностях и их взглядах с целью защитить уже принятое Владимиром Путиным решение о присоединении субъекта к РФ);
|
- «фургон с оркестром» (агитация в поддержку Крыма);
Так, по типу «архитектуры» мы можем определить данную пропаганду в качестве пропаганды героизма, то есть направленную на агитацию объединения вокруг выстраиваемых ценностей по отношению к принятому президентом решению.
критерии/дата передачи | 2.03.2014 | 16.03.2014 | 23.03.2014 | 30.03.2014 |
время начала | 20.00 | 20.00 | 20.00 | 20.00 |
количество сюжетов | ||||
средняя длительность ролика (мин) | ||||
акцент в визуализации | Флаги, толпа, дети | Флаги, толпа, дети | Флаги, толпа, дети | Флаги, толпа, дети |
образ Путина | Сильный политик, всегда откликающийся на просьбы народа | Спаситель | Понимающий и сочувствующий, мужественный и сильный | Достойный благодарности |
приемы пропаганды | демагогия, навешивание ярлыков, фургон с оркестром | навешивание ярлыков, фургон с оркестром | навешивание ярлыков, фургон с оркестром | фургон с оркестром |
пропаганда по типу «архитектуры» | пропаганда героизма | пропаганда героизма | пропаганда героизма | пропаганда героизма |
Таблица 1. Данные по программе «Вести недели» канала «Россия 1».
2. «Дождь»
В таблице 2 описаны элементы, характерные для программы «И так далее», которая транслируется на телеканале «Дождь».
Программа «И так далее» выходит в эфир по пятницам в 22.00. Она подводит итоги прошедшей рабочей недели. Время начала программы направлено на охват наибольшей аудитории. Сразу стоит оговориться, что именно в 2014-м году на бремя «Дождя» выпало нелегкое испытание – кабельные программы стали отказываться от телеканала, в связи с чем охват аудитории упал в несколько раз.
Количество сюжетов о Крыме в программе варьируется от 1 до 3-х роликов, а к концу марта и вовсе сходит на нет. Причем, по большей части на «Дожде» используется формат «гость в студии», который анализирует исследуемое нами событие.
Сам ролик длится от 5-7-ми минут и вмещает в себя всю информацию, которую программа намерена осветить.
Так, в сюжетах акцент ставится на столкновения между жителями Крыма, конфликтами, происходящими на улицах субъекта. Телережиссеры показывают множество кадров, где жители Крыма митингуют, держа в руках флаги республики. Интересно, что формат «интервью у прохожего» напрочь отсутствует.
Образ Путина трудно выявить в данной передаче. Ведущий пытается нейтрально подойти к данному вопросу. Интересно, что уже с 28-го февраля телеканал с уверенностью утверждает о присоединении Крыма к России. Однако если в начале марта ведущий и приглашенные гости видят эту ситуацию с негативной точки зрения в качестве отделения части территории другого государства с целью присоединения к РФ, в это же время указывая на то, что Владимир Путин оказывается бескомпромиссным и непримиримым, нацеленным лишь на повышение собственного рейтинга, то в выпуске от 21-го марта президент России в связи с успешным присоединением республики выступает как глава государства, который «проявил силу, волю, решительность». В каждой улыбке и флаге ведущий видит залог совместного процветания россиян и крымчан.
Также сложно говорить о приемах пропаганды, поскольку в данной передаче если пропаганда и есть, то она является неявной. В программе не прослеживается конкретного навязывания политических или иных взглядов. Однако все же чаще звучит слово «аннексия» нежели просто «присоединение». Так, можно сказать, что телеканал «Дождь», как и предполагалось ранее, придерживается скорее европейских взглядов, нежели взглядов российского государственного аппарата. Если и говорить о каком-то пропагандистском приеме, который был описан ранее, то только о «фургоне с оркестром», поскольку можно подумать, что «Дождь» находится в попытках приблизить взгляды аудитории к европейским.
По типу «архитектуры» можно выявить пропаганду «героизма», как это было в первом случае. Однако если это и является таковым, то оно проявляется в гораздо меньшей степени, чем в случае с программой «Вести недели».
критерий/дата | 28.02 | 7.03 | 14.03 | 21.03 | 28.03 |
время начала | 22.00 | 22.00 | 22.00 | 22.00 | 22.00 |
количество сюжетов | |||||
средняя длительность ролика (мин) | - | ||||
акцент в визуализации | конфликт жителей | флаги республики Крым | плакаты, агитирующие голосовать за присоединение к РФ | - | - |
культ Путина | «Образ царя миротворца путину дороже, чем образ царя собирателя» | бескомпромиссный | ведет умеренно-примирительную политику | сильный, решительный, волевой | - |
приемы пропаганды | фургон с оркестром | фургон с оркестром | фургон с оркестром | фургон с оркестром | - |
пропаганда по типу «архитектуры» | пропаганда героизма | пропаганда героизма | пропаганда героизма | пропаганда героизма | - |
Таблица 2. Данные по программе «И так далее» на канале «Дождь»
3. «Россия 1» VS «Дождь»
Теперь, описав телевизионные программы по выведенным ранее критериям, нам предоставляется возможность сопоставить полученные данные и выявить существующие различия.
В первую очередь стоит обратить внимание на различное эфирное время. Телеканал «Россия 1» выпускает исследуемую нами передачу в 20.00 в воскресенье, в то время как «И так далее» выходит в 22.00 в пятницу. Эти различия непременно связаны с аудиторией каналов. Если в первом случае большую часть аудитории составляют зрелые люди в возрасте от 45-ти лет[19], то в случае «Дождя» зрителями являются специалисты зрелого возраста[20].
Стоит также заметить, что программа «Вести недели» идет в два, а иногда и в два с половиной раза дольше, чем «И так далее» на «Дожде». Это обуславливает различие в количестве сюжетных роликов того или иного телеканала. Я также могу предположить, что в связи тем, что бюджет «Дождя» в несколько раз меньше, чем бюджет «России 1», у первого оказывается меньше возможностей для вывоза своих корреспондентов на места событий.
Интересно различие в визуализации роликов. Если «Вести недели» делают акцент на единстве России и Крыма, обращая наше внимание на поднятые российские флаги, радостные возгласы крымчан «Россия!», то «Дождь» мимолетом переносит нас в реальную гущу событий, где крымчане машут флагами республики Крым, а не флагами России, где происходят насильственные конфликты, где нет салютов и радостных восклицаний.
Культ президента РФ также различается в исследуемых программах. Если в первом случае («Россия 1») он видится как отец-защитник, спаситель русского народа, то во втором случае («Дождь») он предстает перед нами как политик, который ставит свои интересы выше интересов других государств, не задумываясь о последствиях своих действий и поступая лишь так, как будет выгодно ему.
Феномен пропаганды также имеет существенные различия в обоих случаях. На «России 1» политическая пропаганда очень хорошо прослеживается, она чувствуется в каждом слове ведущего и корреспондента. На «Дожде» выявить приемы и виды пропаганды сложно, так как программа, которую мы исследуем, не стремится к навязыванию определенных взглядов и мнений. Она выступает как независимых информационный источник.
Таким образом, мы выявили различия в преподнесении политического материала канала с государственным финансированием («Россия 1») и независимого телеканала («Дождь»). Различия, как и предполагалось, действительно есть, и они явные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итог работы, выделим основные достигнутые результаты работы. Во-первых, политическая пропаганда как один из видов пропаганды кардинально поменялась с течением времени - возникновение СМИ сыграло решающую роль в осуществлении ее прогресса. Во-вторых, в современном мире политическая пропаганда достигла глобальных размеров, в связи с чем появились определенные типы и приемы пропаганды, которые в дальнейшем были использованы в анализе телепрограмм.
Проанализировав новостные программы «Вести недели» и «И так далее», а также сравнив их друг с другом по некоторым выведенным аспектам, мы подтвердили верность нашей гипотезы, а именно предположение о том, что независимый телеканал в лице канала «Дождь» преподносит информационный материал с большей долей объективности и меньшей доли пропаганды, нежели телеканал с государственным финансированием в лице канала «Россия 1».
Также в ходе работы были выполнены поставленные задачи, а именно: 1) рассмотрено теоретическое видение понятия «пропаганда»; 2) проанализирован подход к преподнесению политического материала обоими информационными каналами 3) установлено различие в преподнесении информационного материала; 4) выведены заключительные положения относительно поставленной проблемы.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены основные различия в подаче политически окрашенного материала телеканалами «Россия 1» и «Дождь». Было установлено, что «Россия 1» является более пропагандистски настроенным телеканалом, что непременно связано с его статусом федерального телеканала.
Полученные данные могут служить материалом для дальнейших исследований, связанных с формированием политического сознания с помощью телевизионных каналов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Доля аудитории телеканала «Россия 1» // TNS, Доступно по адресу: URL: https://www.brandmedia.ru/serv__idP_51_idP1_68_idP2_2425.html
- Доля бюджета ВГТРК // Доступно по адресу: URL: https://www.gazeta.ru/business/2012/07/11/4678461.shtml
- Управление и финансирование телеканала «Дождь» // Доступно по адресу: URL: https://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/241075-na-kakie-dengi-sozdan-telekanal-dozhd-i-pochemu-tak-i-ne-st
- Основная новостная телепередача на канале «Россия 1» // ФОМ, Доступно по адресу: URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/12824
- Предпосылки рождения пропаганды // Доступно по адресу: URL: https://www.rc-analitik.ru/file/{eee65537-7da3-47af-a0ad-2f560ab0c532}
- Пропаганда в Древней Греции // Доступно по адресу: URL: https://www.rc-analitik.ru/file/{eee65537-7da3-47af-a0ad-2f560ab0c532}
- Пропаганда в Римской Империи // Доступно по адресу: URL: https://www.rc-analitik.ru/file/{eee65537-7da3-47af-a0ad-2f560ab0c532}
- Возникновение термина «пропаганда» // Доступно по адресу: URL: [1] https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-istoriya-slova
- Пропаганда в период Наполеона Бонапарта // Доступно по адресу: URL: https://vlastitel.com.ru/napoleon/propaganda.html
- Пропагандистский случай на ТВ Северной Кореи // Доступно по адресу: URL: https://fishki.net/video/1285034-severnaja-koreja-geroicheski-vyigrala-chempionat-mira-po-futbolu.html
- Основные аспекты изучения пропаганды // Доступно по адресу: URL: https://www.rc-analitik.ru/file/%7B8866f83c-57de-4e48-b02b-1adac4cdbd0f%7D
- Классификация пропаганды по различным основаниям // Доступно по адресу: URL: https://psyfactor.org/propaganda7.htm
- Приемы пропаганды // Доступны по адресу: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Приёмы_пропаганды
- Пропаганда в теории Гарольда Лассуэлла // Доступно по адресу: URL: https://www.russcomm.ru/rca_biblio/g/gnatuk.shtml
- Susan Thompson. Jennings Bryant. Fundamental of Media Effects. Chapt. 3./ McGraw-Hill Humanities/Social Sciences/Languages; 1 edition. 2001. P. 66. (Пер. В.В. Кулебы и Я.А. Лебеденка)
- Липпман, Уолтер. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновои Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
- Пропаганда в теории Джона Дьюи // Доступно по адресу: URL: https://www.history-journal.ru/index.php?request=full&id=158
- Аудитория телеканала «Россия 1» // Доступно по адресу: URL: https://mediainrussia.com/rossiya_1
- Аудитория телеканала «Дождь» // Доступно по адресу: URL: https://tvrain.ru/media/upload/files/tvrain_web_2013.pdf
[1] URL: https://www.brandmedia.ru/serv__idP_51_idP1_68_idP2_2425.html
[2] URL: https://www.gazeta.ru/business/2012/07/11/4678461.shtml
[3] URL: https://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/241075-na-kakie-dengi-sozdan-telekanal-dozhd-i-pochemu-tak-i-ne-st
[4] URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/12824
[5] URL: https://www.rc-analitik.ru/file/{eee65537-7da3-47af-a0ad-2f560ab0c532}
[6] URL: https://www.rc-analitik.ru/file/{eee65537-7da3-47af-a0ad-2f560ab0c532}
[7] URL: https://www.rc-analitik.ru/file/{eee65537-7da3-47af-a0ad-2f560ab0c532}
[8] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-istoriya-slova
[9] URL: https://vlastitel.com.ru/napoleon/propaganda.html
[10] URL: https://fishki.net/video/1285034-severnaja-koreja-geroicheski-vyigrala-chempionat-mira-po-futbolu.html
[11] URL: https://republic.ru/posts/57165
[12] https://www.rc-analitik.ru/file/%7B8866f83c-57de-4e48-b02b-1adac4cdbd0f%7D
[13] https://psyfactor.org/propaganda7.htm
[14] https://ru.wikipedia.org/wiki/Приёмы_пропаганды
[15] https://www.russcomm.ru/rca_biblio/g/gnatuk.shtml
[16] Susan Thompson. Jennings Bryant. Fundamental of Media Effects. Chapt. 3./ McGraw-Hill Humanities/Social Sciences/Languages; 1 edition. 2001. P. 66. (Пер. В.В. Кулебы и Я.А. Лебеденка)
[17] Липпман, Уолтер. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновои Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
[18] https://www.history-journal.ru/index.php?request=full&id=158
[19] URL: https://mediainrussia.com/rossiya_1
[20] URL: https://tvrain.ru/media/upload/files/tvrain_web_2013.pdf