энергосбережение контракт услуга
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные контракты в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 21). Необходимость их заключения вызвана введением данным Законом требований к органам государственной власти и местного самоуправления, бюджетным организациям проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности деятельности.
Предметом энергосервисного контракта является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
Цели Программы энергосбережения — снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007 — 2020 годах; формирование в России энергоэффективного общества. Задачи Программы энергосбережения — существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам;иснижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения; иформирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента; совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; повышение объемов внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений, а также продукции российских производителей при реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; сохранение и расширение потенциала экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке; формирование механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний;
подготовка кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
|
Согласно ч. 2 ст. 56.1 Закона о размещении заказов контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии.
|
Размещение заказа на энергосервис осуществляется в установленном Законом о размещении заказов порядке, с учетом положений, предусмотренных новой гл. 7.1 о размещении заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд.
Особенностью размещения заказов на энергосервис является порядок определения цены контракта. Частью 3 ст. 56.1 Закона определено, что начальная цена контракта (цена лота) на энергосервис определяется с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за прошлый год, и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством РФ. В конкурсной документации, документации об аукционе, открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на энергосервис, включая расшифровку расходов на поставки энергетических ресурсов в отношении каждого вида товаров (работ, услуг) с указанием количества таких товаров (работ, услуг) и стоимости единицы каждого товара. Кроме того, заказчик указывает в документации по своему выбору одно из следующих условий:
|
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис;
2) подлежащий уплате исполнителю по контракту на энергосервис фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер такой экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис.
Заказчик, уполномоченный орган вправе также указать предельный размер возможных расходов заказчика, которые могут возникнуть у заказчика в связи с энергосервисом.
Указание заказчиком, уполномоченным органом в документации одного из вышеперечисленных условий определяет для участника размещения заказа в подаваемой заявке на проведение конкурса или котировочной заявке необходимость включить один из следующих вариантов предложений:
1) предложение о цене контракта (предложенный участником размещения заказа процент экономии) в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 56.1 Закона о размещении заказов;
2) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником размещения заказа экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 56.1;
3) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником размещения заказа и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником размещения заказа проценту такой экономии, в случае, предусмотренном п. 3 ч. 3 ст. 56.1.
При проведении запроса котировок победителем предложений по второму и третьему вариантам признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.
При оценке заявок, поданных на конкурс по второму и третьему вариантам, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения контракта на энергосервис, а также расходов, которые заказчик понесет по контракту на энергосервис. При этом оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных ст. 56.1 Закона о размещении заказов.
При размещении заказов на энергосервис путем проведения аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, аукцион проводится путем снижения одного из следующих показателей:
1) цена контракта на энергосервис (процента экономии) в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 56.1;
2) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, в случае, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 56.1;
3) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником размещения заказа проценту такой экономии, в случае, предусмотренном п. 3 ч. 3 ст. 56.1.
Победителем аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме во втором и третьем случаях.
Контракт на энергосервис заключается по цене, которая определяется в виде:
1) процента фиксированной экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в денежном выражении, предложенного участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в п. 1 ч. 3 ст. 56.1;
2) фиксированного процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в денежном выражении, предложенной участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в п. 2 ч. 3 ст. 56.1;
3) процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в денежном выражении, предложенного участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном п. 3 ч. 3 ст. 56.1.
По установленным правилам гл. 7.1 Закона о размещении заказов в контракте указывается экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов в натуральном выражении, а также стоимости единицы каждого товара (работы, услуги), указанных в конкурсной документации, документации об аукционе (аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок.
В контракте на энергосервис указывается процент экономии соответствующих расходов заказчика, который не может изменяться в ходе исполнения контракта.
Оплата контракта на энергосервис осуществляется исходя из размера предусмотренных контрактом экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в натуральном выражении, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения контракта.
2. Энергосервисные договоры (контракты)
Энергосервисный контракт является весьма перспективным способом повышения энергетической эффективности функционирования бюджетной сферы за счет привлечения внешнего внебюджетного финансирования и выполнения предписаний федерального законодательства по снижению энергопотребления на 3% в год.
ГУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения» разработаны методические рекомендации по вопросам заключения контрактов на энергосервис государственными, муниципальными и иными заказчиками Республики Коми, утверждённые приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 №32/25.
Нормативная база
· Бюджетный Кодекс Российской Федерации;
· Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
· Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд»;
· Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений».
4. Размещение государственного и муниципального заказа на энергосервис
В соответствии со статьей 72 Бюджетного Кодекса РФ государственные или муниципальные заказчики (далее - Заказчики) вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) (далее - контракты на энергосервис), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку). По общему правилу государственные и муниципальные контракты заключаются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, внесенными изменениями сняты ограничения на заключение долгосрочных контрактов на энергосервис.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд Заказчики вправе заключать контракты на энергосервис, которые заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Порядок размещения заказа на энергосервис осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) с учетом положений, предусмотренных статьей 56.1 данного закона. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Главой 7.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ выбор способов размещения заказа на энергосервис не ограничен.
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на энергосервис определяется с учетом фактических расходов, понесенных Заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за прошлый год, и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цена лота) на энергосервис указаны в Приложении № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636.
Таким образом, при принятии решения о способе размещения заказа на энергосервис однозначно следует основываться на общей стоимости потребления соответствующего энергоресурса в целом за календарный год в текущих ценах, например годового потребления электрической или годового потребления тепловой энергии. В практике деятельности бюджетных учреждений величина годового потребления отдельного энергоресурса крайне редко составляет величину менее 100 000 (сто тысяч) рублей в год – т.е. предельного размера цены контракта при котором возможно размещение заказа у единственного поставщика.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ Заказчики обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Правила установления требований к энергетической эффективности, первоочередные требования к энергетической эффективности, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221.
Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, в соответствии с которыми должно осуществляться размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 № 229.
Заказчики в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:
1) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
2) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат Заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Кроме того, при размещении заказа на энергосервис необходимо учитывать, что часть 8 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ вводит запрет с 1 января 2011 года на размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
5. Заключение контрактов на энергосервис
Контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки энергетических ресурсов) в целях экономии поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, оказания услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии.
Предметом контракта на энергосервис является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчика (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ)
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ контракт на энергосервис должен содержать:
- условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения контракта на энергосервис;
- условие о сроке действия контракта на энергосервис, который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной контрактом на энергосервис величины экономии энергетических ресурсов.
- иные обязательные условия контрактов на энергосервис.
Иные обязательные требования к условиям контракта на энергосервис, а также особенности определения начальной (максимальной) цены контракта установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».
Необязательные, но возможные условия контракта на энергосервис:
1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении контракта на энергосервис согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении контракта на энергосервис условия;
2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
3) условие о возможности определения цены в контракте на энергосервис исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации контракта на энергосервис, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;
4) иные определенные соглашением сторон условия.
Среди остальных требований к контрактам на энергосервис, заключаемым Заказчиками, следует особое внимание обратить на:
- наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности, которые обязан выполнить исполнитель контракта на энергосервис;
- учет при определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса (изменение режимов функционирования и (или) назначения энергопотребляющих установок, изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений, существенное изменение погодных условий - среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода);
- заключение контракта в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.
В случае невыполнения указанных требований и норм, информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий.
После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 формирование законодательства и подзаконной нормативной правовой базы для развития классической модели договора на энергосервис было завершено. В этой связи в настоящее время наиболее актуальной задачи для развития энергосервисных услуг в Российской Федерации является реализация пилотных проектов, которые бы позволили показать игрокам рынка и потребителям положительные примеры работы энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере. Интерес к данным моделям проявляют субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
6. Срок исполнения энергосервисного контракта (договора)
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 19 Закона об энергосбережении энергосервисный контракт должен содержать условие о сроке действия такого контракта. Срок действия не может быть менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным контрактом величины экономии энергетических ресурсов. Как указывалось ранее, в соответствии с БК РФ энергосервисный контракт может быть долгосрочным.
Следовательно, при определении срока исполнения энергосервисного контракта необходимо очень точно просчитать стоимость работ и услуг, производимых в рамках энергосервисного контракта, и сопоставить ее с возможной экономией энергетических ресурсов.
Согласно Постановлению № 636 начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса.
В случае если срок исполнения энергосервисного контракта превышает один год, то для определения начальной (максимальной) цены контракта объем потребления энергетического ресурса за прошлый год, умноженный на стоимость единицы энергетического ресурса, дополнительно умножается на минимальное количество полных лет, необходимых для исполнения мероприятий по энергосервисному контракту.
Согласно ч. 3 ст. 56.1 Закона № 94-ФЗ помимо начальной (максимальной) цены контракта в конкурсной документации, документации об аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок заказчиком должна быть указана расшифровка расходов на поставки энергетических ресурсов в отношении каждого вида товаров, работ и услуг. Также заказчик должен указать количество таких товаров, работ и услуг со стоимостью единицы каждого товара, работы и услуги. Обязательно должно быть выставлено одно из условий, на основании которого в дальнейшем при размещении заказа будет определяться лучшее предложение на выполнение работ, оказание услуг на энергосервис, а именно:
■ фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен энергосервисной компании;
■ подлежащий уплате энергосервисной компании фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер такой экономии в денежном выражении;
■ минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен энергосервисной компании.
Кроме того, п. 4 Постановления № 636 устанавливает, что в энергосервисном контракте должен быть указан размер экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который исполнитель обеспечивает в течение всего срока действия контракта.
На первый взгляд, все довольно понятно. Вопросы возникают, когда мероприятия по энергосбережению направлены на снижение потребления нескольких видов энергетических ресурсов. В таком случае еще на этапе формирования документации о торгах возникают вопросы по определению лучшего предложения участников размещения заказа.
И, что более важно, по оплате работ, услуг энергосервисной компании в случае, если при исполнении энергосервисного контракта будет достигнут процент экономии по одному энергетическому ресурсу, при одновременном недостижении установленной энергосервисным контрактом экономии по остальным энергетическим ресурсам.
Надо понимать, что начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа на энергосервис служит в большей степени для определения размера (процента) экономии расходов заказчика на коммунальные услуги, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. Стоимость работ по энергосервисному контракту должна обеспечивать энергосервисной компании возмещение затрат и необходимую рентабельность. Соответственно, на оплату работ, услуг энергосервисной компании будет направлена лишь часть средств, определенных заказчиком в виде начальной (максимальной) цены контракта.
Заключение
Размещать заказы на энергосервис необходимо уже сейчас. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 20 "Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" правительство еще раз продемонстрировало серьезность намерений в области энергосбережения. Так, с марта текущего года все органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны в ежеквартальном режиме наряду с прочей информацией по энергосбережению предоставлять для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергоэффективности сведения о сложившейся практике заключения и энергосервисных контрактов, заключенных для нужд региона или муниципальных нужд.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Распоряжение Президента РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р.
3. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.
4. Методические рекомендации по энергосбережению и о повышению энергетической эффективности 2011 г. Учебный центр «Нахабино».
5. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд".
6. Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: "Волтерс Клувер", 2011 г. – 302 с.
Приложение 1
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 г.
Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 г.
Подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 23 ноября 2009 г.
Опубликован в «Российской газете» 27 ноября 2009 г.
Вступает в силу со дня опубликования.
Основные положения:
1. Запрет на оборот энергорасточительных товаров.
Возможность введения запретов или ограничения производства и оборота товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при наличии достаточного предложения энергоэффективных товаров-заменителей.
2. Ограничения на оборот ламп накаливания.
Вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.
Вводится запрет закупок для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания всех типов для целей освещения с 1 января 2011 года.
Указывается ориентировочный срок возможного запрета на производство, импортирование, продажу - с 2013 года ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 2014 года - мощностью 25 Вт и более.
Правительство РФ до 1 марта 2010 г. должно установить требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, принять правила утилизации использованных ламп, отходы которых могут нанести вред окружающей среде или здоровью, а также разработать государственную программу утилизации таких ламп, которая должна заработать уже с 1 января 2011 г.
3. Маркировка товаров по энергоэффективности.
Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности:
с 2011 г. - все бытовые энергопотребляющие устройства;
с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику;
с 2013 года и далее – иные товары по решению Правительства Российской Федерации.
4. Требования по переходу на расчеты за энергоресурсы по приборам учета
До 1 января 2011 г. все юридические лица, госучреждения должны быть оснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета.
До 1 января 2012 г. все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (кроме тепловой энергии) с правом обратиться в ресурсоснабжающую за установкой приборов учета на условиях рассрочки платежа на 5 лет.
Для всех ресурсоснабжающих организаций вводится требование об организации с 1 июля 2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учета поставляемого ими ресурса для обслуживаемых ими потребителей.
Если потребитель в срок не установил прибор учета, ресурсоснабжающая организация в течение года обязана установить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этим расходы равными долями в течение 5 лет.
5. Требования по энергоэффективности к новым зданиям, строениям, сооружениям.
Все здания, строения, сооружения (кроме индивидуального строительства, культовых зданий и малых зданий), вводимые в эксплуатацию после нового строительства, должны соответствовать требованиям по энергоэффективности как в момент ввода в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации здания и быть оснащены приборами учета энергоресурсов.
Требования по энергоэффективности утверждаются федеральным органом исполнительной власти (Минрегионразвития России) в соответствии с Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения скорейшего перехода к энергоэффективным технологиям Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования по энергоэффективности в самих Правилах.
В отношении новых многоквартирных домов вводится также требование определения класса его энергоэффективности и размещения информации о классе на фасаде многоквартирного дома.
6. Требования к содержанию общего имущества многоквартирных домов, рекомендации к садоводческим, огородническим и дачным объединениям граждан.
В Правила содержания общедомового имущества собственниками квартир в многоквартирном доме добавляются обязательные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности. Такие мероприятия утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании принципов, установленных Правительством Российской Федерации и могут включать, например: наличие двойной входной двери в подъезде, имеющей доводчик, наличие устройств, регулирующих освещение в подъезде, наличие уплотнителей на окнах, входных дверях.
Для общего имущества садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан федеральный орган исполнительной власти – Минрегионразвития России устанавливает перечень рекомендуемых мероприятий, который может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Обязательные энергообследования.
Органы государственной власти и местного самоуправления, регулируемые организации, организации с не менее, чем контрольным участием государства или муниципального образования, предприятия ТЭК, организации, ежегодные затраты которых на потребление энергоресурсов составляют более десяти миллионов руб., обязаны до 2012 и далее не менее 1 раза в 5 лет проводить энергетические обследования.
Энергообследования проводятся специализированными организациями – членами СРО по энергообследованиям. Цели – сбор и обработка данных об использовании энергоресурсов, расчет потенциальной экономии и составление необходимых мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.