Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Представила: Железнова Л.Б.,заведующая УМК ДО
Дата: 20.12.02

 

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.

Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.

Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активного, самостоятельность, общение.

Принципы образовательного процесса

Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.

Сегодня сформулировано по крайней мере 4 группы принципов, являющихся научно-педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Общестратегические

принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);

принцип гуманизации – в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;

принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе;

принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

Ценностно-ориентационные

принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;

принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;

принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.

Конструктивно-технологические

принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;

принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;

принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;

принцип системности – преемственность знаний;

принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.

Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.

Образовательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.

Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебные занятия, лекции, семинары, конференции, экскурсии, турпоходы, учебные игры и т.п.

К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:

 занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;

 занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;

 занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;

 занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;

 занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций: обучающие и социально-педагогические.

Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку.

Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.

К содержательным особенностям можно отнести:

 многообразие функций, видов деятельности и дополнительных образовательных программ;

 многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;

 индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;

 реализация вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.

К организационным особенностям образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы время;

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный характер;

детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).

Функции педагога при организации образовательного процесса:

1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.

2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.

3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.

4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.

5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.

6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.

7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.

8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.

9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

 

https://bank.orenipk.ru/Text/t43_16.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: