Тема 5.1. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения




В результате статистического наблюдения получают материал, который характеризует каждую единицу в совокупности. Единицы обладают разными признаками, поэтому невозможно дать обобщающую характеристику всей совокупности, состоящей из единиц. Значит, совокупность необходимо обработать с целью получения типических черт и закономерностей, присущих явлению в целом.

Задачи, стоящие перед сводкой:

1. Осуществление систематизации материалов, собранных при наблюдении.

2. Уточнение системы показателей, с помощью которых характеризуется изучаемый объект.

3. Вычисление системы показателей.

По глубине и точности обработки материала различают простую и сложную сводку.

Простая сводка – это операция подсчета общих итогов по совокупности единиц наблюдения.

Сложная сводка – это комплекс операций, включающих группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всему объекту и представление результатов в виде статистических таблиц.

Группировка – это разделение изучаемого явления на части по существенным признакам.

Группировки позволяют выделить из массы первичного материала однородные группы единиц, обладающих общим сходством в качественном и количественном отношении. В ходе группировки разнородные множества объединяются в однородные. Группировки помогают определить в каком направлении развивается то или иное явление.

Задачи, стоящие перед группировкой:

1. Выделение социально-экономических явлений.

2. Изучение структуры явления.

3. Выявление связи и зависимости между явлениями.

В соответствии с этими задачами различают следующие виды группировок:

§ Типологические – это группировки, при которых происходит разделение исследуемого общественного явления на классы, социально-экономические типы.

 

Пример.

Прошлый период Текущий период

Все население, 100% 100%

в том числе:

- служащие 30% 32%

- рабочие 70% 68%

§ Структурные – это группировки, которые выявляют внутреннее строение явлений, информирует, из каких частей состоит изучаемое множество.

Если типологические группировки имеют познавательное значение, то структурные используются для получения выводов о текущем состоянии явления для оперативного руководства предприятием.

 

Пример.

Возьмем все акционерные общества в городе. Все они акционерные, но отличаются друг от друга по количеству работников, наличию основных фондов и т.д.

 

Структурные группировки не объясняют причин выявленных закономерностей. Эти задачи решаются аналитической группировкой.

Аналитические – это группировки, которые устанавливают связи между отдельными признаками изучаемого явления.

Группировка должна осуществляться на основе существующих признаков, т.е. следует отобрать те признаки, которые отражают специфику явлений.

Признаки могут быть (объем торгов, возраст человека) и качественные (семейное положение, форма собственности предприятия). После отбора признака решается вопрос о числе групп. Число групп определяется числом разновидностей признака. (Пример: группировка предприятий по формам собственности учитывает муниципальную, федеральную и собственность субъектов федерации). При формировании числа групп обращают внимание на размах вариации. Чем больше величина вариации, тем больше групп. Принимается во внимание объем совокупности. Если совокупность не очень велика, то нельзя образовывать большое число групп, т.к. характеристика таких групп может оказаться нетипичной.

Когда определено число групп, необходимо определить интервалы группировки.

Интервал – разница между максимальным и минимальным значением признака в каждой группе.

Если вариация признака проявляется в узких границах и распределение носит более или менее равномерный характер, то устанавливаются равные интервалы. Неравные интервалы – когда варьирование осуществляется неравномерно, в очень широких пределах.

 

Пример.

Группировка предприятий по числу рабочих. Для крупных предприятий имеющих 1000 рабочих не имеет существенное значение, если увеличить интервал на 100 рабочих, а для мелких предприятий – большое значение.

Швейная фабрика Металлургический комбинат

100 и менее 500 и менее

100-200 500-5000

200-300 5000-10000

300-400 10000-20000

400 и более 20000 и более.

Определение величины интервала:

,

где н – величина интервала,

n – число групп,

X - максимальная величина изменения признака.

Пример.

Дан промежуток от 200 до 450. Необходимо его разбить на 5 групп.

Решение.

Находим величину интервала: н = (450-200)/5= 50

200-250

250-300

300-350

350-400

400-450.

Особым видом статистики является вторичная группировка – это перегруппировка ранее сгруппированных данных без обращения к первичному материалу. Ее производят: когда ранее произведенная группировка не удовлетворяет целям исследования в отношении числа групп; для сравнения данных, относящихся к различным периодам времени.

 

Пример.

Распределение предприятий по числу рабочих.

1 район 2 район
Предприятия по числу рабочих Удельный вес в % к итогу Предприятия по числу рабочих Удельный вес в % к итогу
до 100 4,3 До 50 1
100-200 18,4 50-70 1
200-300 19,5 70-100 2
300-500 28,1 100-150 10
Более 500 29,7 150-250 18
Итого 100,0 250-400 21
    400-500 23
    Более 500 24
    Итого 100

Приведенные данные не позволяют произвести сравнение, т.к. в этих районах имеется различное число групп. Для приведения рядов к сопоставимому виду за основу возьмем распределение в 1 районе.

1 район 2 район
Предприятия по числу рабочих Удельный вес в % к итогу Предприятия по числу рабочих Удельный вес в % к итогу
до 100 4,3 до 100 1+1+2=4
100-200 18,4 100-200 10+18/2=19
200-300 19,5 200-300 9+21/3=16
300-500 28,1 300-500 14+24=37
Более 500 29,7 Более 500 24
Итого 100,0 Итого 100


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: